15 мая 1971 года, 51 год назад, произошла самая масштабная катастрофа на мосту через реку Самару в створе улицы Главной. Тогда в опору моста врезался грузовой теплоход, часть моста, по которому в тот момент ехал троллейбус, рухнула, погибла женщина. Публикуем в день годовщины семь фактов о трагедии.
Бухта на реке Самаре находилась слишком близко к мосту
Картину трагедии восстановили во всех подробностях следователи прокуратуры Куйбышевской области.
— Как выяснилось, днем раньше в новой бухте Куйбышевского речного порта, что расположена непосредственно около моста, встал на разгрузку теплоход «Волго-Дон-12», который доставил сюда 5230 тонн угля. После Куйбышева «Волго-Дон-12» должен был идти порожняком в Тольятти за новым грузом. Разгрузка угля закончилась около пяти часов вечера, и, чтобы выйти из новой бухты на фарватер Самары и потом отправиться вверх по Волге, капитан теплохода Борис Миронов запросил помощь буксировщика. Для чего же он был нужен? Оказывается, новая бухта располагается слишком близко к мосту, и для правильного подхода к нему в условиях весеннего быстрого течения реки сухогруз должен был выписать по ее водному зеркалу довольно сложный двойной зигзаг. Миронов справедливо опасался, что самостоятельно такой рискованный маневр он выполнить не сможет, и потому вполне обоснованно понадеялся на опыт местного капитана, — рассказал о том дне по восстановленным фактам самарский писатель Валерий Ерофеев на ресурсе «Историческая Самара».
Балластные цистерны сухогруза были пусты
По информации Валерия Ерофеева, на помощь «Волго-Дону-12» диспетчер речного порта выслал 600-сильный буксировщик «Алексей Жихарев» под командованием капитана Петра Сазонтова. Около семи часов вечера толкач взял сухогруз на буксир и медленно вывел его из бухты. Следователи выяснили, что оба капитана старались закончить сложный маневр как можно быстрее до темноты и толком не синхронизировали свои действия. Это и сыграло роковую роль. Тем более, как выяснил писатель, капитан сухогруза вовремя не сообщил, что балластные цистерны его судна не заполнены водой. Следовательно, масса теплохода значительно меньше заявленной. Это снизило управляемость сцепленных судов.
Валерий Ерофеев в своей работе подробно описывает сам момент столкновения теплохода с мостовой опорой:
— Сцепка из буксировщика и сухогруза подошла к мосту через Самару. Сазонтов впоследствии рассказывал, что его толкач уже вошел под мост, но в этот момент он увидел, что корму сухогруза быстрым течением несет прямо к левой опоре моста. Ведь он не знал о том, что «Волго-Дон-12» из-за отсутствия балласта оказался легче нормы… Миронов, согласно его показаниям, попытался было переложить руль влево, чтобы корма теплохода ушла вправо от опоры. Однако в этот момент он буквально в нескольких метрах от стекла рулевой рубки увидел наплывающую на него арку моста. Поняв, что столкновения избежать не удастся, Миронов кинулся из стеклянной коробки наружу, но убежать не смог: рубка все-таки зацепила перекрытие моста.
Конструкции моста оказались менее прочными, чем должны были
Дальше, по рассказам Валерия Ерофеева, случилось непонятное: эта непрочная конструкция из стекла и легких металлических уголков не только не смялась от первого контакта с мостом, но, наоборот, потащила мостовое перекрытие за собой. В результате огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем с десятиметровой высоты рухнула на злополучный сухогруз.
Погибла жена судового электрика теплохода
Такое ЧП не обошлось без жертв. Погибла жена судового электрика сухогруза. В момент аварии она находилась в одной из кают, которую смяло опорой моста. Пострадал и капитан теплохода. Выскочить из рулевой рубки он не успел. И ему придавило ноги и грудь.
Погибших могло быть и больше
Жертв этого страшного инцидента могло бы быть и больше. В момент крушения по мосту ехал троллейбус № 6 с пассажирами. Водитель каким-то чудом остановил транспорт буквально в паре метров от образовавшегося обрыва. После этого происшествия мост ремонтировали около года.
Свою роль в трагедии сыграла холера
На первых порах виновным в происшествии посчитали капитана буксировщика. Ведь, на первый взгляд, именно он не справился с управлением и спровоцировал трагедию. Спас положение Борис Миронов, который не побоялся признаться в том, что вел сухогруз с пустыми балластными цистернами. Его объяснение оказалось весьма интересным.
— Оказывается, незадолго до того бассейновая санэпидстанция сообщила Миронову по рации, что забор воды из Самары в качестве балласта запрещен. Запрет же был введен из-за угрозы распространения по Волге холеры, эпидемия которой в 1970–1971 годах разгорелась во всем Поволжье. По этой же причине в те годы не разрешалось не только брать воду из реки для питья, но также купаться, ловить рыбу, стирать белье и вообще употреблять ее для технических целей. Правда, в бассейновой санинспекции факт передачи ими такого распоряжения отрицали, — рассказал Валерий Ерофеев.
Виновным признали капитана теплохода
По официальной версии, в этой истории оказался только один конкретный виновный — капитан теплохода «Волго-Дон-12» Борис Миронов. Но поскольку в результате аварии он сам оказался пострадавшим и получил вторую группу инвалидности (ему ампутировали ступню на правой ноге), то в конце концов прокуратура решила прекратить уголовное дело также и в отношении капитана.
Через год, в мае 1972 года, движение по мосту восстановили. Причем, как пишут очевидцы, без рухнувших креплений.