Самара — это маленькая Москва, а Владикавказ — это практически Тбилиси. Согласны? Такого мнения придерживается идеолог «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков. Его размышления на эту тему мы публикуем в сегодняшней рубрике «Авторская колонка».
Исторические части городов, сформировавшиеся более частными вкусами и образом жизни, нежели большим государственным замыслом, всегда тянутся к какому-то реальному прототипу. Ну то есть понятно, что хоть Бразилиа, хоть Магас — это хотя бы на капельку да Рим.
Но интересно наблюдать, как формируются культурные ореолы сверхгородов-прототипов. Самара или Нижний столетней давности — это всё же больше купеческая Москва, чем бюрократический Петербург. Причем на Волге еще можно увидеть ту Москву, которой уже не существует, а на ее месте раскинулись «Лужники» или «Олимпийский».
Дербент — куда больший Баку, чем Москва. А исторический Владикавказ с его захватывающим проспектом Мира — в большой степени Тбилиси с его не менее захватывающим проспектом Руставели.
А вот сибирские города очень самобытны, и я до сих пор не разобрался, был ли там 100–150 лет свой «небесный Иерусалим», которым хотели стать все. Возможно, это Томск, но это не точно.
Сейчас же на территории России активно создаются, кажется, только Москвы с разными особенностями развития и другими проблемами. Это делает нас довольно скучной городской культурой. И именно поэтому мы так цепляемся за наследие, которое не было столь унифицированным. Но унификация в этом году постучится в наши города с невиданной в постсоветской истории силой. Будет чем заняться.
Согласны с автором?