Футбольный центр вместо стадиона, гостиница, которую туристы будут делить с пациентами онкоцентра и скоростной трамвай через весь город: то, что не потянет бюджет, будут строить бизнесмены. Естественно, не за спасибо. Какие выгоды ищут крупные коммерческие структуры, заключающие с областью соглашения о государственно-частном партнерстве? Отдаст ли регион магистраль «Центральную» предприимчивым партнерам для извлечения выгоды? Об этом, а также о новых проектах, которых пока не видел ни один бизнесмен, рассказал министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко.
– На текущий момент в работе правительства Самарской области 52 проекта на уровне субъекта и 22 проекта на уровне муниципалитета. То есть всего 74 проекта. По ним уже принято решение о реализации, по 34 – на областном уровне и по 22 – на муниципальном. В стадии реализации 29 из них. Общий объем частных инвестиций, которые мы привлекаем к реализуемым проектам – почти 12 миллиардов рублей. И это позволит нам создать порядка 1700 новых рабочих мест.
– Цифры действительно внушительные. Теперь расскажите подробнее о самих проектах.
– Два самых крупных проекта, которые мы реализуем в настоящее время, это кардиоцентр и многофункциональный госпиталь – каждый из них стоит порядка трех миллиардов рублей. Проектирование госпиталя уже завершается, площадка для него определена – это «Гагарин-центр». Предполагаем, что уже в этом году компания сможет начать строительство. Планируется, что объект введут в эксплуатацию в 2018 году.
Центр позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии, по другом – «ядерный центр». Стоимость объекта – 325 миллионов рублей. Решение о реализации проекта мы приняли в 2014 году и уже в этом планируется ввести его в эксплуатацию. Здесь с инвестором мы выбрали форму взаимодействия – социально-экономическое сотрудничество.
В той же форме сотрудничества мы работаем над проектами двух диализных центров – в Самаре и Сызрани. Стоимость их – 350 и 250 миллионов соответственно.
– Да, объектов здравоохранения по ГЧП реализуется немало. Но есть и другие, хочется узнать о них: на какой стадии реализации строительство гостиниц, спортобъектов?
– Гостиничный комплекс в Промышленном районе Самары, рядом с онкоцентром, будет решать сразу несколько задач. Первая связана с развитием онкологического центра: у нас есть договоренность с инвестором, что те, кто получает медпомощь в онкоцентре, получат большие льготы при размещении в этой гостинице. Также данный объект мы задействуем при подготовке Самары к чемпионату мира по футболу в 2018 году. У комплекса достаточно высокая инвестиционная стоимость – 862 миллиона рублей. Планируется, что введен он будет в 2018 году. Компания-инвестор уже приступила к работе.
Есть у нас несколько спортивных объектов, пока они первые. Но мы надеемся, что опыт будет успешным. Они небольшие, потому что спортивная сфера не предполагает какой-то серьезной коммерциализации. Но мы ищем варианты – как можно заинтересовать дополнительно наших инвесторов.
Первый проект – футбольный центр «Раскат», который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Мы его будем создавать на площадке бывшего стадиона «Торпедо». Стоимость объекта – примерно 180 миллионов рублей. Это будет футбольный центр, на котором будет располагаться детская спортивная школа. За счет инвестора он будет не только строиться, но и содержаться в дальнейшем.
Второй проект тоже очень интересный. Думаю, все прекрасно знают стрелковый комплекс в Тольятти: он один из самых известных в России, там проходят соревнования различного уровня. Ничего подобного в Самаре нет, но мы нашли инвестора, который заинтересован построить такой объект в Красноярском районе. Мы подписали с ним соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого объект планируется сдать в 2019 году. Объем инвестиций – около 190 миллионов рублей.
Есть еще один небольшой, с точки зрения объема инвестиций, объект, который мы уже реализовали. Это Центр настольного тенниса «Первая ракетка», который был сдан в осенью прошлого года. Там уже проводятся соревнования регионального и федерального значения.
Вот эти проекты уже реализуются в рамках ГЧП. Есть еще те, над которыми мы работаем в рамках муниципально-частного партнерства – их у нас 14 общим объемом инвестиций в два миллиарда рублей. В основном, это модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. К слову, наибольшую активность среди муниципальных районов проявляет Сызрань.
– Расскажите о перспективных проектах государственно-частного партнерства, над которыми сейчас идет работа и по которым инвесторы пока не определены.
– Всего за три года работы в данной теме мы приобрели достаточно серьезный опыт. Мы поднялись в рейтинге регионов Российской Федерации, что позволяет нам выйти на новый уровень с точки зрения масштабов привлечения внебюджетных источников финансирования. Так, мы начинаем привлекать бизнес в крупные инфраструктурные проекты – транспортные, дорожные.
Существует четыре масштабных проекта, над которыми мы сейчас работаем. Это мост через реку Волга с объездной дорогой вокруг Тольятти и выходом в районе села Климовка. Строительство магистрали «Центральная», о которой мы так долго уже говорим, но при этом прекрасно понимаем, что реализовать за бюджетные средства такой очень инвестиционный проект не получится. Также это проект линии скоростного трамвая и системы весогабаритного контроля и контроля скоростного режима. В совокупности, эти проекты имеют инвестиционную стоимость в сто миллиардов рублей.
– Сумма очень серьезная.
– По некоторым из них планируется, в том числе, в качестве капитального гранта привлечение федерального финансирования. Как например, в случае с мостом через Волгу. Понятно, что здесь частный партнер никогда 80 миллиардов рублей не вложит, только часть. Мы предполагаем, что она может достигать 30 процентов.
– Кстати, не будет ли система видеоконтроля за фурами противоречить системе «Платон», которая уже работает?
– Нет, «Платон» действует на дорогах федерального значения. А данную систему планируется вводить на дорогах регионального значения. Но мы предполагаем, что в итоге они будут завязаны в единую сеть.
– Но здесь не идет речи о взимании денег с водителей? Только о контроле за весом грузовиков?
– Перегруз имеет место быть, к сожалению. И это разрушает региональные дороги. Поэтому мы говорим только об этой части. Мы не говорим о плате за проезд, нет. Только о нарушениях. Проектом уже заинтересовались пять или шесть инвесторов – это те компании, которые приходили к нам. Понятно, что пока мы не вывешивали это на конкурс, и пока никто не знает параметров проекта: сколько постов конкретно будет, где они будут располагаться, какие там трафики. Это все предстоит нам дополнительно проработать.
– Что касается магистрали «Центральной» – в итоге ее будут делать платной?
– Рассматривается вариант, чтобы сделать ее платной только на загородном участке. Мы не очень представляем, как технически реализовать вариант платной дороги внутри города. Магистраль будет иметь большое количество съездов. Еще вопрос, насколько будет экономически целесообразно на каждом из них ставить пункты оплаты. Самообслуживание будет слишком дорогим. Тут даже операционной эффективности не будет, не говоря уже про окупаемость
– Было много противоречивой информации о строительстве канатной дороги. От проекта в итоге отказались?
– Вопрос реализации данного проекта пока открыт. Мы не отказались, у нас даже был потенциальный инвестор. Но, учитывая изменение трассировки, кардинально поменялась и экономика проекта. Нужно понимать, что дорога окупается только в том случае, если на противоположной стороне будут реализованы проекты туристической направленности. Тогда будет трафик, который обеспечит окупаемость. В ином случае, проект возможно реализовывать только за счет бюджета. Но для бюджета он очень дорогой.
Фото: Фото минэкономразвития Самарской области и Дмитрия Ширяева