В среду, 22 апреля, исполняется ровно 10 лет с того момента, как подводная лодка Б-307 заняла свое место среди экспонатов Технического музея ВАЗа.
Б-307 родилась в самый разгар холодной войны. Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника.
По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ России передало подлодку Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.
С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого балласта и выгружено 117 тонн твердого балласта.
Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку. Работы выполняли специалисты АВТОВАЗа, Кронштадтского завода, личным составом судна и представителями ВМФ.
Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года.
Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.
Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею. Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длиной 91 м с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров, длиной около 5 км.
22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.