«Стой, стрелять буду!» – слышу я, выходя из подъезда. Поворачиваю голову и вижу мальчика школьного возраста с пластиковой винтовкой в руках, направленной на «безоружного» приятеля. Эту несколько жутковатую картину я наблюдала несколько лет назад. Вспомнилась она мне на фоне обсуждения инициативы о запрете игрушек – копий настоящего оружия. Честно говоря, однозначного отношения к этому предложению Общественной палаты РФ у меня не сформировалось. Но возник вопрос. Нужен ли вообще такой запрет? Если подумать, то сейчас есть более серьезная проблема: все больше и больше людей само оружие воспринимают как игрушку.
Однако, называя картину, которую я описала в начале текста, жуткой, я нисколько не лукавлю. Она и правда была жутковатой. Почему? Во-первых, мальчик, видимо, игравший на улице уже несколько часов, был весь грязный. Во-вторых, пластиковая винтовка в его руках была более чем реалистичной. Да и вид у мальчугана был грозный: «стойка» как у профи, нахмуренные брови. Если бы его «безоружный» приятель не рассмеялся и не схватился бы руками за игрушечную винтовку, можно было бы поверить, что все взаправду. Но, к счастью, это была лишь игра.
Нужна ли такая игра детям? Лично я против оружия как такового. Оно – порождение агрессии и насилия. Дома держать оружие не собираюсь, да и игрушечных аналогов своему сыну или дочери покупать бы не стала. Так или иначе, подобная игра – имитация акта насилия. Не хотелось бы такому учить своих детей. Пускай, лучше играют в машинки/куклы. В то же время я прекрасно понимаю, что мои запреты лишь подогреют интерес ребенка к игрушечным пистолетам и винтовкам. Мало того, что он слезно будет умолять об игрушечном пистолете, так еще будет за спиной играть с арсеналом своих друзей. Волей-неволей, выберешь из двух зол меньшее. И тут инициатива Общественной палаты РФ приходится как нельзя кстати.
Напомню, общественники предложили председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко изменить законодательство, регламентирующее производство и продажу детских игрушек. Они не должны быть реалистичными «копиями единиц огнестрельного и иного оружия». К слову, психологи считают, что чем менее реалистичной будет игрушка-пистолет, тем лучше. Якобы такая игрушка будет оказывать менее негативное воздействие.
Но авторы инициативы руководствовались другими причинами. Собственно, про детей и влияние игрушечного оружия на их психику, воспитание они и не вспоминали. Зато общественники учли негативный опыт США, а именно случаи, когда полицейские открывали огонь на поражение по подросткам, путая игрушечное оружие в их руках с настоящим. Последнее подобное происшествие произошло в Лос-Анджелесе в феврале этого года. Тогда полицейский ранил в спину 15-летнего подростка, у которого в руках был игрушечный пистолет. Я, конечно, понимаю, что жестокость американских правоохранителей поражает, как и количество случаев стрельбы с их стороны. Но какое отношение это имеет к России? У нас, к счастью, таких случаев было немного. По крайней мере, я ни одного не припомню.
Вторая причина, по которой общественники хотят запретить игрушечное оружие, это использование оных при совершении преступлений, в частности, ограблений. Да, такое в России, в том числе и в Самарской области, случается. Но разве запрет игрушечного оружия «отобьет» у преступников желание кого-то ограбить? Конечно, нет. Более того, преступники могут взять с собой настоящее оружие, и тогда ограбление превратится в разбойное нападение. Над отменой ли игрушечного оружия в этом случае нужно работать?
Да и вообще, нужен ли такой запрет как таковой? Очевидно, что сейчас есть более важная и серьезная проблема: все больше и больше людей само оружие воспринимают, как игрушку. Конфликт на дороге, в кафе, на улице – участники достают пистолеты. А один самарец и вовсе устроил стрельбу из окошка.
Страдают от безответственного отношения взрослых к оружию и дети. Например, в Тольятти был случай, когда 10-летняя девочка нашла в сумке папин пистолет и, играя с ним, выстрелила себе в голову. В Самаре несколько лет назад школьник умер в результате игры друга с «воздушкой». Еще более трагичен случай 2013 года, когда пятилетний мальчик нашел травматический пистолет в кустах. Бабушка попыталась отнять оружие, произошел выстрел, и ребенок погиб.
Все это реальные случаи, и говорят они о реальной проблеме. Если ребенок прекрасно понимает, что в его руках игрушка, а не оружие, то вот взрослые не всегда понимают, что оружие – это не игрушка. Вопрос в том, как решить эту проблему?
Об авторе: Александра Кривова родилась в Сызрани 24 июля 1988 года. Окончила Самарский государственный университет по специальности «журналистика». В СМИ работает с 2010 года.
Предыдущие записи:
Самара – «мусорная столица»
Самарское vs московское время: вечная борьба
Три пачки масла в обмен на жизнь блокадницы?