В последнее время часто встречаю в Интернете такую шутку: «Ох, уж эти наши дороги! Сел за руль – и поскакал». «Баян-бабаян» скажут продвинутые интернет-пользователи. «Ну и пусть, – отвечу им я, – зато актуально». Хотя это и не шутка конкретно про Самару, а про российские дороги в принципе, самарец, услышав ее, обязательно усмехнется и согласится с высказыванием. Но я бы добавила «Поскакал, перекрестившись», ибо не знаешь, что ждет тебя там, на асфальтовой полосе препятствий. Возможно, все обойдется несколькими подскоками на выбоинах, но может и фонтаном кипятка накрыть, или провалишься, не дай бог, в асфальт. А может случится вообще как августе 2011 с «Хендаем» на проспекте Ленина – под воду и... И все.
Помню, сколько шума наделала в Интернете фраза, неосторожно брошенная мэром Самары Дмитрием Азаровым в Твиттере: «Нормальные у нас дороги». Наверное, это была шутка. И.о. руководителя департамента благоустройства и экологии Игорь Рудаков тоже недавно пошутил в Твиттере, спрашивая удивленно: «Где пылища?!». Вообще у чиновников мэрии с чувством юмора все нормально. Хотя если отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию объективно, то Азаров где-то и прав. Ведь согласно его отчету, статистика провалов на дорогах уменьшается (на 30 ям стало меньше), да и дороги сами по себе не так ужасны. Тем более и новые кладут...
Все же помнят последний случай с провалом «Лады Калины» во дворе дома по проспекту Кирова? «Легковушка» сварилась в яме с кипятком не из-за плохих дорог – на этом месте за два дня до ЧП как раз новый асфальт положили. Виноваты были подземные коммуникации, трубы. Старые, на ладан дышащие, изношенные донельзя и поэтому не выдержавшие опрессовки трубы. Собственно, руководство ВоТГК и не отрицало этого. Говорят, мол, ущерб компенсируем, трубу залатаем, яму закопаем, воду дадим, виновного выявим. Скорее всего, им окажется слесарь, не рассчитавший силу давления на старые трубы. И скорее всего, его уволят. И город вроде бы вновь окажется в безопасности. Только мне все равно как-то на душе неспокойно. Объясню почему.
Об авторе: Наталья Князева (Быкова) в 2009 закончила ПГСГА по специальности «учитель русского языка и литературы». Два года занималась педагогической деятельностью, в журналистике – пять лет. Замужем, воспитывает сына. Хобби: фитнес, кулинария, рыбалка, блогинг.Дело в том, что ситуация с «вареной «Калиной» напоминает мне происшествие с «Хендаем» на проспекте Ленина два года назад. Тогда погиб человек. И что же? Кто понес наказание? Да никто! Конечно, если ни у кого не повернется язык назвать наказанием 200 тысяч рублей компенсации, которую молодая вдова погибшего сумела выбить у городских властей через год после случившегося. И все. Сам по себе провал это не вина МП «Самараводоканал». Следствие пришло к выводу, что трубу прорвало из-за того, что она сильно проржавела. Но проржавела давно, а значит, город не виноват. Это несчастный случай. Наверное, я никогда бы не поверила, что такое возможно, если бы сама не писала неоднократно об этом случае. Получается, что можно вообще не заниматься ремонтом труб, ведь они пришли в негодность давно. А значит, случись новая трагедия, виновных лиц не будет. Вот поэтому мне боязно.
А еще я недоумеваю, почему руководство города не желает контролировать деятельность организаций, которые ответственны за подземные коммуникации Самары? Прорвало трубу с горячей водой? Это ВоТГК отвечает. С холодной? Нет, это уже не МП «Самараводоканал», это Самарские коммунальные системы. А обращаешься в СКС – там говорят, мол, а мы тут причем? Мы только-только объекты на баланс приняли, а они уже лет 40 как в непотребном виде. И получается какой-то замкнутый круг. И есть ли надежда выбраться из него? Наверное, была бы, если бы за деятельностью частников, которые арендуют подземные коммуникации, следили городские власти. И эта форма контроля была бы закреплена на законодательном уровне. Понятно, что состояние труб в Самаре – это авгиевые конюшни, и ни одна компания в раз все проблемы не решит. Но под надзором мэрии работа была бы более системной. Городское руководство помогало бы изыскивать средства на поэтапный ремонт подземных коммуникаций вместо того, чтобы латать дыры в асфальте над гнилыми трубами. Пропало бы странное на мой взгляд понятие «бесхозный объект», простые работяги перестали бы отвечать за коммунальные аварии, и самое главное – в городе бы появился хозяин, которому можно было бы адресовать вопрос – доколе?