На этой неделе все военнослужащие и представители сильного пола отметят праздник 23 февраля. Но настоящие мужчины это не только те, кто защищает родину с оружием в руках. Это еще и те, кто помогает им нести все тяготы службы. К таким людям можно отнести полковых священников. Они помогают новобранцам справиться с психологическими проблемами. О том, чем занимается в армии батюшка и какие существуют проблемы в вооруженных силах, в интервью 63. ru рассказал руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Георгий Козин.
– Что для вас значит 23 февраля? Отмечаете ли вы этот праздник?
– Можно сказать, что этот праздник я воспринимаю. Я тесно сотрудничаю с военными вот уже на протяжение 14 лет и понимаю, что для них важна эта дата. Но по церковным традициям, отмечать этот праздник не совсем верно. Может быть, рано или поздно дату празднования перенесут. (23 февраля 1918 года прошло историческое заседание ЦК РСДРП(б), на котором В. И. Ленин потребовал заключения мира на германских условиях, то есть поражением и выходом России из Первой Мировой войны).
– Расскажите о появлении полковых священников в российской армии. Когда зародилась такая традиция?
– Такая практика идет от дореволюционных эпохи и сохранилась до наших дней. Раньше военный священник был в артиллерийских и в пехотных войсках. На флот чаще всего привлекали монахов, так как они были все-таки людьми несемейными и могли участвовать в дальних походах. После революции такая деятельность в Российской армии прервалась. Но в 1994 году ее возобновили. 2 марта 1994 года Святейший Патриарх Алексий II и министр обороны РФ Павел Грачев подписали совместное заявление о сотрудничестве между вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью. 18 июля 1995 года решением Священного синода Русской Православной Церкви создали Отдел Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 4 апреля 1997 года Святейший Патриарх Алексий II и министр обороны РФ Игорь Родионов подписали соглашение о сотрудничестве между вооруженными силами РФ и Русской Православной Церковью. С этого момента и началась работа священников в армейских подразделениях современной России.
– Сколько сейчас священников работают в вооруженных силах?
– По всей стране только восемь священников официально работают в вооруженных силах. Их ввели в штат только в 2012 году. Хотя, по нашим оценкам, в воинских подразделениях страны должны работать не менее 700 священников. Сейчас большая их часть работает на голом энтузиазме. На протяжении 18 лет вопрос о принятии в штат армии священников решался с большим трудом. Подобную должность долго не могли официально утвердить. По сей день представители православной церкви помогают армии по собственному желанию.
– На какие средства в армию покупают иконы, книги и все необходимые предметы?
– Иконы, книги, видеоматериалы священники приобретают на собственные средства. Для солдат организовывают поездки в храмы. Здесь они принимают участие в богослужении. Помимо этого с ними проводят беседы. Для ребят это большая отдушина, и мы рады, что они к нам приходят. Но, опять же, автобус иногда приходится нанимать и за свои средства. Мы рады помочь. Но хотелось бы, чтобы священники получали хоть какую-нибудь зарплату от Министерства обороны. Эти деньги можно было бы потратить на покупку тех же книг, икон и всего необходимого для службы.
– Много среди солдат верующих, и представители каких конфессий чаще всего встречаются?
– Конечно, специальным подсчетом я не занимался. Но основная масса солдат крещеные. Из них единицы когда-либо исповедовались или причащались. Есть небольшой процент мусульман и иудейского вероисповедания.
Нередко бывает так, что ребята принимают православие только в армии. Особенно это касается тех, кто отправляется на Кавказ – в Дагестан, Чечню. Интересно, что, когда я приезжал в армейские подразделения в Чечне, один военнослужащий сказал мне: «Батюшка, мы здесь все верующие». В горячих точках многие начинают относиться к религии серьезнее. Ведь часто военные оказываются в таких ситуациях, когда приходится уповать только на Бога.
– Какое на вас впечатление произвела поездка в Чечню?
– Вы знаете, эта поездка мне очень многое дала. В Чечню я, можно сказать, отправился благодаря Божьему промыслу. К нам обратилась председатель Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матетерей России» Лидия Гвоздева за благословением перед поездкой в Чечню и предложила поехать с ней. По возвращении я понял, что нужно больше работать в духовно-нравственном направлении с офицерами и солдатами тех подразделений, которые мы окормляем в Самарской области.
– Насколько важным для военного священника является личный опыт армейской службы?
– Первый вопрос, который задают солдаты священнику: «Батюшка, а ты служил?». Это их в первую очередь волнует.
– А что вы им отвечаете?
– Говорю как есть. Я служил в танковом полку в поселке Черноречье два года. Я рассказываю ребятам о своей службе. После этого они обычно воспринимают меня уже по-другому. Они понимают, что человек разбирается в вопросах службы, а не только пришел побеседовать.
– Чем все-таки занимается священник в армии?
– Вопросов в его ведении много. Все молодые люди разные. Веры у них почти нет, и это не объединяет. Начинаешь ребятам рассказывать о церковной жизни, об обрядах. Например, есть заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». А у нас на рекламных проспектах фразы «Бери от жизни всё». И многие ребята думают, что жить нужно только для себя. А тут вдруг такая заповедь. Конечно, сложно солдатам все это донести. Но некоторые все-таки приходят к вере, начинают объединяться, сближаться. В армии процент самоубийств очень высокий. Никто ведь ребятам не объяснил, как войти в эту среду. Солдату нужно объяснить, что он нужен здесь. Необходимо с ними беседовать и помогать им психологически. Также священники стараются присутствовать на военных учениях. Для ребят это очень важный период. Бывает, к сожалению, и так, что во время учений происходят трагедии: солдаты гибнут, получают травмы. Поэтому священник помогает в эти трудные минуты.
– Какие проблемы существуют в современной армии?
– Солдат нужно настраивать на армейскую службу. Часто, те, кто служит продолжительное время, начинают задирать других. К нам обращаются ребята, которые ищут выход из взаимоотношений со старослужащими. Мы пытаемся разговаривать и с теми, и с другими, но не всегда это приносит плоды. Я считаю, что в таких случаях нужно обращаться в военную прокуратуру. Если человек не стремится сам себя воспитывать, пусть это делает закон.
– Часто ли и по каким вопросам солдаты обращаются к священникам?
– Довольно часто. Бывает такое, что к священнику собирается целая очередь. Ребята активно идут на контакт. О многих проблемах они не готовы рассказать командованию. Побеседовав со священником, солдату становиться легче, и из многих проблем мы совместно находим выход.
– Что вы пожелаете военным?
– Хотелось бы, чтобы Православная Церковь и Российская армия больше сотрудничали, и мы вместе смогли добиться успеха в духовном воспитании ребят для решения поставленных задач на пользу нашему Отечеству.