Проблемы детства и юношества всегда находились в центре общественного внимания. О насилии в отношении детей, о нехватке мест в детских садах, о запрете на усыновление российских детей гражданами США и о многом другом корреспондент 63.ru поговорил с уполномоченным по правам ребенка в Самарской области Татьяной Козловой.
– Каковы основные направления деятельности аппарата уполномоченного по правам ребенка в регионе?
– История службы началась с закона Самарской области, который был принят в 2002 году. До этого аппарат уполномоченного по правам ребенка существовал только в пяти регионах как пилотный проект, разработанный по инициативе детского фонда ЮНИСЕФ. Региональный закон определил основные направления нашей деятельности. Во-первых, это защита и восстановление нарушенных прав ребенка. Это достаточно большое направление, масштаб которого с каждым годом увеличивается. Мы активно работаем с телефонными, письменными, электронными обращениями. Для изучения ситуации на местах выезжаем в учреждения, где воспитываются дети особых категорий: дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей. Также мы посещаем закрытые учреждения, такие как центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, закрытая спецшкола в Октябрьске, воспитательная колония в Жигулевске, женскую колонию, где есть дом ребенка.
Еще одно направление нашей деятельности – содействие совершенствованию законодательства в интересах несовершеннолетних. Непосредственно у Уполномоченного нет права законодательной инициативы, однако есть масса механизмов, которые позволяют доносить свои предложения и решать проблемы, связанные с несовершенством законов. Мы активно взаимодействуем с профильными комитетами Самарской губернской думы, с профильным комитетом Государственной Думы РФ, с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым.
И, наконец, третье направление нашей работы – правовое просвещение детей, родителей и специалистов, работающих в сфере детства.
– Какие «детские» проблемы существуют в Самарской области?
– Как показывает опыт работы, какой-то особой специфики в регионе не существует. Трудности, которые возникают в субъектах, как правило, схожи. Одна из самых существенных проблем – это низкий жизненный уровень семей, в которых воспитываются дети. Для того чтобы ребенок рос и развивался гармонично, необходима финансовая основа, которой во многих семьях просто нет. Так же остро стоит и жилищная проблема. Условия, в которых проживают семьи с детьми, в том числе многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, не соответствуют их потребностям. Зачастую речь идет о неприемлемых жилищных условиях или отсутствии жилья.
Еще один большой блок проблем связан со внутришкольными конфликтными ситуациями. Часть из них происходит из-за так называемых «добровольных пожертвований», которые распространены в образовательных учреждениях. К сожалению, у нас абсолютно не сформировано взаимодействие на уровне социального партнерства. Для кого-то из родителей не составит труда внести определенную сумму, а для кого-то выкроить деньги из семейного бюджета на школьные нужны проблематично. Отсюда возникает непонимание и разногласия между взрослыми, которые потом транслируются на детей. Кроме того, в школах зачастую возникают и межличностные конфликты. Не скажу, что всегда в них правы дети. Бывают и очень сложные ситуации, когда мы отмечаем проявление агрессивности в подростковой среде. В таких случаях с детьми должна проводиться профессиональная работа. Стоит отметить, что в некоторых школах региона, в том числе и в учебных заведениях Самары, реализуется интересный проект «Служба примирения». Из московского региона были приглашены специалисты, которые обучали модераторов этих служб технологиям, позволяющим разрешить ту или иную конфликтную ситуацию. В одних школах в качестве специалиста по примирению выступали педагоги, в других – старшеклассники, обладающие определенным авторитетом среди учащихся. Данный проект доказал свою эффективность.
Отдельно стоит выделить проблему насилия над детьми. Самое страшное, когда насилие происходит в семье. У нас в области проводится системная работа с неблагополучными семьями, и есть позитивная динамика в этой сфере, но только за прошлый год более 600 детей стали сиротами при живых родителях, так как их мамы и папы были лишены родительских прав, в том числе за жестокое обращение с детьми. Возникают случаи проявления агрессии и жестокости и в самой подростковой среде. Происходят конфликты с нанесением побоев и причинением вреда здоровью. Я уже не говорю о преступлениях в отношении детей.
– Одна из последних нашумевших историй о пропаже ребенка в Жигулевске, к счастью, закончилась благополучно. Пьяная мать потеряла своего 4-летнего сына. Оказалось, что мальчик находился у родственников. Какие механизмы воздействия на таких нерадивых родителей существуют?
– В первую очередь с этими ситуациями сталкивают специалисты органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних, то есть те люди, которые непосредственно работают на местах. Мы подключаемся, когда к нам обращаются по тем или иным вопросам. Если говорить об общем взгляде на проблему, то в последнее время молодые нерадивые родители проявляют некую показную безответственность. Наверное, это идет из семей, в которых они сами воспитывались. Видимо, для этой мамы употребление спиртных напитков важнее, чем собственный ребенок.
– В последние несколько лет в Самаре очень остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Является ли это нарушением прав ребенка?
– В соответствии с законодательством дети в нашей стране имеют право на бесплатное школьное и дошкольное образование. Конечно, существуют специальные курсы, где ребенок может получить необходимые навыки перед поступлением в школу, однако самой востребованной формой дошкольного образования, воспитания и ухода является пребывание ребенка в полноценном дошкольном образовательном учреждении в течение всего рабочего дня. Несмотря на то, что создаются новые форматы детских садов, группы кратковременного пребывания, основную проблему решают именно традиционные детские дошкольные учреждения. В последнее время в этом плане сделаны титанические усилия, и, судя по статистике, проблема с местами для детей от трех до семи лет будет решена в ближайшие два года.
Однако при том дефиците мест, который сейчас существует, профильные федеральные законы включают в список льготных категорий граждан не столь социально незащищенных. Мы предложили внести в закон об образовании поправку о том, что льготные категории должны определяться единым федеральным нормативным актом, а не законами, регулирующими деятельность отдельных ведомств. Кроме того, муниципалитеты должны быть наделены правом определения иных льготных категорий: к примеру, работники дошкольных учреждений. Все это требует законодательного регулирования.
– В декабре 2012 года в России запретили усыновление детей американцами. Многие считают, что законопроект стал ответом на принятый незадолго до этого в США «акт Магнитского». Ваше отношение к данной проблеме.
– В отличие от целого ряда регионов, которые в течение нескольких десятилетий активно работали с иностранными фирмами и занимались усыновлением детей иностранными гражданами, в Самарской области приоритет всегда был за российскими усыновителями. В 2012 году в регионе около 14% всех усыновленных детей взяли в свои семьи иностранцы. Остальных детей усыновили граждане России. Что касается США, то там не было и нет единой системы контроля за приемными семьями. Российская сторона могла следить за судьбой усыновленных детей только при помощи отчетов, которые зачастую носили формальный характер. Кроме того, законодательство в Америке дифференцировано по штатам, что создает дополнительные трудности.
Безусловно, эта проблема существовала и требовала урегулирования. Однако я считаю неправильным, что закон, направленный на защиту прав несовершеннолетних, вышел как ответ на что-то. Такие вопросы должны решаться системно и планово. После того как был принят данный законопроект, сотрудники аппарата запросили информацию о количестве детей, по которым уже было принято решение суда или которые ожидали решения об усыновлении их гражданами США. На тот момент в нашей области таких детей не было.
– Не так давно в Самарской губернской думе обсуждалась инициатива по введению в школах должности завуча-священника. Как вы относитесь к данному предложению?
– В рамках действующего законодательства инициатива абсолютно неприемлема с точки зрения практической реализации. В нашем государстве образование носит светский характер, и если в те причины и поводы для конфликтов, которые уже существуют в школах, добавить еще и межконфессиональную рознь на основе учительских привилегий, то это может сыграть злую шутку с учебным заведением, негативно отразиться на взаимоотношениях между детьми и взрослыми.
Фото: Фото с сайта Samara.rfdeti.ru