Город Марина Бухтоярова, заведующая детско-юношеской библиотекой имени Виктора Балашова: «Язык классиков – красивый и разнообразный – современные дети понимают с трудом»

Марина Бухтоярова, заведующая детско-юношеской библиотекой имени Виктора Балашова: «Язык классиков – красивый и разнообразный – современные дети понимают с трудом»

Последнее исследование читательских предпочтений детей в России проводили в 70-е годы. С тех пор о потребностях подрастающего поколения лишь гадают: принято считать, что нынешние мальчишки и девчонки не берут книги в руки вовсе или же выбирают «Гарри Поттера». Лучше всех о детских литературных пристрастиях знают библиотекари. По словам Марины Бухтояровой, современные дети, если и любят читать, настолько загружены в школе, что на досуг предпочитают исключительно развлекательные издания. О книжных предпочтениях детей и подростков и о том, как привить вкус к хорошей литературе, мы поговорили в интервью.

– Есть стереотип, что современные дети не читают, что им интересны только компьютерные игры и мультсериалы. А если и читают, то комиксы и фэнтези…

– Все зависит от атмосферы, в которой растет ребенок, от того, читают ли его родители. Конечно, ребята стали меньше обращаться к книгам. Мы по-прежнему выдаем много литературы по школьной программе. Но сами мальчишки и девчонки предпочитают жанр фэнтези (его любители, кстати – самая устойчивая читательская аудитория), детские детективы и книги из серии страшилок. Интернет разбаловал детей: информацию можно получить сразу, в печатном виде, и сдать, например, учителю в виде доклада. Но в библиотеке мы побуждаем ребят знакомиться с книгами – предлагаем интересные, и дети вчитываются, начинают использовать в докладах в том числе печатные издания. Однако многие средние и взрослые школьники берут книгу лишь на день–два: показать ее учителю в подтверждение того, что информацию черпали не только в интернете.

В целом, оценить читательские предпочтения сложно: последний раз в России их исследовали в 70-х годах. Сейчас уже поняли, что такой мониторинг нужно делать регулярно, но пока это, к сожалению, только разговоры.

– Что уже точно никогда не будут читать нынешние дети?

– Очень трудно им дается классика. Например, моя дочь не поняла рассказы Чехова. При том, что она не отвергает литературу, с удовольствием выбирает ее сама. Язык того времени – красивый, разнообразный – современным детям дается с трудом для чтения. В итоге читали Чехова вместе вслух, разбирали его тексты. Будет очень обидно, если классика уйдет на второй план. Чтобы этого не произошло, должны постараться педагоги. Возвращаться к той литературе надо обязательно, иначе мы потеряем связь с корнями.

Большие романы нынешние дети осиливают, когда им интересно. Например, «Гарри Поттера». Кстати, одна из самых спрашиваемых книга «Библиотеки Автограда» в 2012 году – «Война и мир». В прошлом году это было «Горе от ума» Грибоедова: задают в школе. Однако нам дети признаются, что прочли половину или выборочно. Самостоятельно классику не выбирают.

– А изменились ли традиции детской литературы?

– Изменились. Появились писатели, которых вовсе не хочется рекомендовать ребятам. Да и вообще, когда читаешь образцы хорошей детской литературы – Михалкова, Барто, Маршака – понимаешь, что современная стала проще, незамысловатей. Главное – чтобы было в рифму, увлекательно и развлекательно. Прежняя же литература учила детей, незаметно, тонко. Но не все плохо, и сейчас есть очень хорошие книги в разных жанрах.

– Каковы актуальные тенденции в детской литературе?

– Большой процент волшебной, сказочной, развлекательной. Но также выходят великолепные познавательные книги. Пример – серия «История России» издательства «Белый город». Она пользуется неизменным спросом, ее читают и дети, и взрослые: написано интересно и доступно. Переиздают классику. В литературу приходят известные люди. Например, буквально пару дней назад в книжном магазине увидела издание Матвея Ганапольского – ужастики, но слог хороший. Мне кажется, если ты любишь литературу и стремишься привить эту любовь ребенку, то найдешь хорошие образчики книг (и те, что сам читал в детстве, и современные), на которых эту любовь можно воспитать.

– Нынешние авторы больше тяготеют к прозе или детская поэзия тоже есть?

– Конечно, есть. Много издаётся Андрей Усачёв, хорошие стихи у Михаила Яснова, Ренаты Мухи, Ирина Токмакова по-прежнему издаётся, а мы её с удовольствием рекомендуем. Озорная поэзия Артура Гиваргизова, Марины Бородицкой положительно оценивается ребятами и родителями. По-прежнему суперпопулярен Григорий Остер. А новые очень хорошие поэты появляются в детских журналах – «Кукумбер», «Читайка», «Детской роман-газете». И дети понимают современную поэзию. Ее не обходят веяния времени: авторы используют модные слова, выбирают темы на злобу дня. Многое зависит от того, как порекомендуешь литературу. Хотя, иногда ребята отказываются от книг в силу занятости: они действительно загружены в школе серьезными темами, и если они берут домой чтение – то развлекательное, чтобы отдохнуть.

– Есть ли хорошие книги о жизни современных детей и подростков? Ведь то, что показывают по телевизору – ужасает. И вряд ли родители хотят, чтобы их дети соотносили себя с героями таких фильмов.

– Вышло «Чучело–2», основано на современном материале – но тоже проблемная книга. Хорошая проза о взаимоотношениях в детском коллективе – «Гвардия тревоги» Екатерины Мурашевой. Еще рекомендую классика – Владислава Крапивина. Такой реалистичной литературы не много, но ее и не так активно читают: в ней нет элементов фэнтези, ее нужно читать в уединении, уделять этому время.

Порекомендую переводную литературу скандинавских стран, Ульфа Старка, например, Клауса Хагерюпа – его книжки про мальчика Маркуса, который с улыбкой старался преодолевать свои школьные невзгоды, безусловно, поднимут настроение. Кейт ДиКамилло нравится нашим читателям младшего школьного возраста.

Рекомендуем и «Чёрную курицу» Погорельского: книга не потеряла актуальности и в наши дни.

У ребят постарше заслуженно популярна Тамара Крюкова. Сейчас очередь на «Сумерки», но мне лично это не близко, каждому – своё. Но есть вещи, которые не перестают быть актуальны в любые времена. Так, советую и взрослым, и детям, книгу, которой исполнилось уже 100 лет – «Полианна» Элинор Портер. Прочтите, и всё поймёте сами!

– Кажется, что сейчас писать для детей может каждый. Вот и Мадонна стала сказочницей. А кто в России пишет для ребятишек?

– У Мадонны очень хорошие сказки! Они основаны на философских и религиозных учениях, которыми она увлекается. Пол Маккартни тоже написал хорошую сказку – об экологии, проблемах урбанизации, загрязнении окружающей среды. Люк Бессон стал автором «Артура и минипутов». Все знают этот мультфильм и благодаря ему берут прочесть книгу. И я ее всегда рекомендую: в тексте есть замечательные вставки о планете, о том, что все взаимосвязано и если с кем-то случается беда, это не может не отразиться на состоянии всего мира в целом.

Есть и отличная литература жанра фэнтези. Например, «Чернильная трилогия» Корнелии Функе. Она говорит о простых человеческих чувствах: о любви к родителям, ответственности за своих близких, об отваге, трусости. Главная героиня и члены ее семьи попадают в волшебную ситуацию, но выходят они из нее не волшебными способами, а с помощью преданности друг другу, фантазии, находчивости.

– А в Росси кто пишет для детей – профессионалы?

– Бывает по-всякому: и по велению сердца стихи слагаются, и профессиональные писатели создают книги. Например, продолжает работать Софья Прокофьева. Но, конечно, нельзя назвать однозначно хорошим явлением то, что в профессию писателя приходят те, кто ей не учился. Я лично не люблю переводные книги «Диснея», которые пересказывают мультфильмы, основанные на сказках – лучше обратиться к первоисточнику. Среди современных писателей часто книги издают те, у кого есть возможности где-то напечататься. Но худсовет эти книги не выдержали бы. Неудачный пример детской прозы – ужастики для подростков американского писателя Рекса Стайна. У детей они пользовались большой популярностью, но когда я прочитала их, мы изъяли все книги из фонда: они ничему не учат и подначивают ребенка на нехорошие поступки. Наверное, в детской литературе прошлых лет было больше удачных образцов, но сейчас они тоже есть.

– Много ли новых детских и подростковых писателей?

– Профессия обновляется, но мы узнаем об этом с небольшим опозданием, в основном из журналов (не всегда сразу издадут книгу начинающего интересного автора). Последней на меня произвела большое впечатление «Правдивая история Деда Мороза» Андрея Жвалевского. Это замечательная книга для совместного чтения с родителями – рекомендую познакомиться с ней в рождественские каникулы. В канве есть и волшебство, и день сегодняшний, и образовательная нить – и ребенок, и взрослый узнает что-то новое.

– Хорошие детские книги издают большими тиражами?

– Маленькими – 500–1000 экземпляров. Наверное, тяжело продать новую детскую литературу: родители зачастую покупают известных авторов, как Чуковский, Маршак. Если бы папы и мамы приходили в библиотеку, они бы открыли для себя много новых авторов, что-то вспомнили бы из своего детства и сделали бы хороший выбор для чад. Ведь в домашнюю библиотеку хочется купить книгу, которая будет радовать тебя много лет. Так, уже многие наши читатели оценили творчество Свена Нурдквиста, а ведь написал и проиллюстрировал он свои книги 15 лет назад.

– А что происходит с хорошими периодическими изданиями для детей и подростков? В общей доступности – в киосках печати – их не найти…

– Хорошие журналы есть. Например, «Кукумбер», «Костер», «Маруся», «Детское чтение для сердца и разума», «Детская роман-газета». Это издания нравственные, туда не попадают плохие образцы литературы. Дети часто берут «Мир фантастики» и «Игромания» – сказывается влияние времени. Младшим нравятся «Смешарики» и «Спокойной ночи малыши». Есть познавательные журналы – «А почему?», «Коллекция идей». Не покупайте в киосках плохие журналы, приходите к нам – расскажем вам о хороших, о том, что у них есть электронные сайты, покажем свою подписку.

– Каков, по-вашему, критерий хорошей детской литературы?

– Это книга, которую хочется приобрести домой, чтобы возвращаться к ней. Она должна быть хорошо иллюстрирована, хорошо написана, издана на качественной бумаге. Но у каждого читателя это будет своя книга: мы и наши интересы очень разнообразны.

– Как развить литературный вкус у ребенка, не скатившись в цензуру?

– Ни в коме случае не наказывать литературой и не заставлять. Побуждать, читать вместе, заинтересовывать. Так, многие взрослые приходят к нам с сыновьями и дочерьми с желанием познакомить их с книгами, которыми они сами восторгались в детстве. У нас есть примеры семейного чтения, когда в библиотеку приходят папы, мамы и дети, берут друг для друга книги, общаются. Это приятный труд, которого не надо себя лишать. Вообще детская литература очень богата – как можно оставить своего ребенка без этой красоты и волшебства? Ведь все так просто: прийти в библиотеку, взять книгу и прочитать ее вместе. Без литературы дети расти не должны. Литература – это самый простой путь поддерживать контакт со своим ребенком, изучать его.

– Каков ваш топ лучших книжек для детей и юношества?

– В нем обязательно будет детская классика: Чуковский, Линдгрен, например «Ронья, дочь разбойника». Из современного – «Письма о любви от 0 до 10» Сюзи Моргенштерн. И Виктора Сергеевича Балашова – его книги о любви к природе, животным и родному краю написаны для младшего и среднего возраста и их, по-моему, должны знать тольяттинские дети (это первый профессиональный писатель нашего города).

– Накануне вашей библиотеке исполнилось 40 лет. Как ей приходилось меняться вместе с поколениями детей?

– Наверное, в детскую литературу и работать с детьми приходят хорошие люди – коллектив у нас всегда был отличный. И библиотека пользуется спросом, к ней возвращаются старые читатели. 32 года мы находимся на одном месте (бульвар Курчатова, 3) – это тоже хорошо. Библиотека не в плачевном состоянии, как есть примеры по России: есть современная техника, доступ в интернет, электронные издания, новые книги и журналы – это помогает нам привлекать новых читателей. Кроме того, организуем встречи с писателями и известными в городе людьми, проводим мероприятия, основанные на детской и подростковой литературе, устраиваем классные часы и привлекаем сюда учащихся близлежащих школ – все это позволяет расширять круг друзей библиотеки.

– Какими изданиями комплектуете фонды? Как часто их обновляете?

– Стараемся, чтобы все хорошие книги у нас были, пусть и в небольшом количестве. Раньше, когда библиотека только открылась, закупали, например, 30 экземпляров «Хоббита» – брали количество книг на класс. Сейчас покупаем одну–три. Но электронный учет дает возможность поставить читателя в очередь и проследить за книгой: ее обязательно получат все желающие.

Есть большой запас литературы, который, хоть и давно издан, пользуется спросом. Это та же классика, которую проходят по школьной программе. Новое тоже покупаем: и школьную программу, и необычные книги. Например, «Драконоведение» – красочное издание с интересными вкладышами – за день его просматривают человек 20.

У нас до сих пор востребован читальный зал, от которого другие библиотеки отказываются. В него ребята приходят после школы: готовят уроки, смотрят журналы – здесь уютно и спокойно. И друзей своих дети сюда приводят.

Благодаря большому количеству читателей – в год новых появляется не менее 6800 – получаем возможность закупать новые книги. Когда они не поступают – это сразу ощущается. Ведь если издательство выпустило тираж, то в следующем году к этой книге не вернутся, и мы не сможем уже найти ее. Поэтому нужно постоянно покупать свежее. В этом году приобрели примерно 400 новых книг, ожидаем еще партию в декабре.

– Думаете, сейчас библиотеки нужны?

– Библиотека – это универсальное место встреч, и тематических, и с друзьями. Больше всего времени мы проводим дома и на работе. Но сейчас говорят, что библиотека должна стать третьим местом, куда хотелось бы приходить. Кончено, все зависит от фантазии тех, кто здесь работает, и фантазии читателей: иногда и они дают нам идеи, на основе которых мы строим работу. Библиотеки нужны. Так, на основе нашей действует центр доступа к общественно значимой информации (бесплатный интернет), которым пользуются и школьники, и взрослые. Но в то же время библиотеки должны быть только хорошие.

Отмечу, что в марте 2012 года нашей библиотеке дали имя Виктора Сергеевича Балашова. В этом году ему исполнилось бы 95 лет. Этот человек – часть истории Тольятти, автор хорошей детской литературы. И мы стремимся собрать уголок его памяти. Поэтому будем признательны тольяттинцам, которые что–то знают о Балашове, имеют фото в парке с его корневыми скульптурами или его книги и готовы поделиться этим с нами.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Могут поставить двойку, потому что плохое настроение»: самарский водитель такси откровенно рассказал, что его бесит в работе
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления