В 2013 году Самарская область планирует выпустить облигационный займ в размере шести млрд рублей, что в два раза ниже, чем объем займа, выпущенного в текущем году. Об этом Dengi63 сообщили в министерстве управления финансами Самарской области.
Напомним, что в 2012 году область планировала разместить облигационный займ в объеме 15 млрд рублей. Такой объем эксперты называли рекордным для региона. Размещение проходило в два этапа: сначала область разместила на ММВБ 6,5 млрд рублей, затем еще 3,5 млрд. Таким образом, в настоящее время в обращении находятся облигации Самарской области на сумму 10 млрд рублей.
Сейчас правительство Самарской области заявило об отказе от дальнейшего размещения оставшейся части облигационного займа 2012 года. Представители областного минфина объявили, что оставшиеся к размещению пять млрд рублей область планирует получить в виде кредитов. Как пояснили Dengi63 в министерстве управления финансов Самарской области, это решение обусловлено необходимостью формирования равномерного графика погашения долговых обязательств в среднесрочной перспективе – это сократит нагрузку на бюджет в части исполнения обязательств по госдолгу в 2013–2014 годах, что необходимо для поддержания уровня кредитного рейтинга Самарской области.
«Неразмещенную часть облигационного займа Самарской области 2012 года планируется заменить на долгосрочные банковские кредиты со сроками от трех до пяти лет. Аукцион по выбору кредитных организаций будет объявлен после оформления всех необходимых документов», – отметили в региональном министерстве управления финансами.
Отметим, что в настоящее время в обращении находятся четыре выпуска облигаций Самарской области на сумму 32,9 млрд рублей: в 2008 году – 8,3 млрд рублей, срок погашения – декабрь 2013 года; в 2009 году – 2,4 млрд рублей, срок погашения – май 2013 года; в 2011 году – 12,2 млрд рублей, срок погашения – 2016 год; в 2012 году – 15 млрд рублей (в обращении 10 млрд).
В минфине заверяют, что по состоянию на 1 октября 2012 года долговая нагрузка на областной бюджет не превышает установленные действующим законодательством ограничения: от плановых доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по всем видам долговых обязательств она не должна быть выше 45%, по государственным заимствованиям – не выше 40%. Необходимо отметить, что данные ограничения являются гораздо более жесткими по сравнению с ограничением объема долга, установленным Бюджетным кодексом РФ, который говорит о не более 100% доходов без учета безвозмездных поступлений – это позволяет Самарской области не превышать «порога управляемости» государственным долгом.
По оценкам экспертов, сейчас уровень госдолга области не является критичным, но уже близок к определенным пороговым уровням и правительству необходимо жестко контролировать эффективность использования займов,
«Кредитный рейтинг Самарской области по шкале S&P составляет «ВВ+», что приблизительно на одну ступень выше в среднем, чем у большинства других российских регионов. Объем госдолга Самарской области по состоянию на 01 июля 2012 снизился на 2062 млн руб. по сравнению с данными на 1 января 2012 и составил 31 млрд 783 млн руб. В случае реализации существовавших в середине года планов администрации, привлечение дополнительно 8,5 млрд руб. займов увеличит его до более 40% доходов бюджета. Между тем соотношение госдолга региона к собственным доходам бюджета запланировано правительством области на 2012–2014 годах не выше 40%. Максимальный уровень для данного показателя установленный законом составляет 100%, но в регионах сейчас наметилась тенденция, согласно которой при долге области или края порядка 50% наблюдается тенденция по первоочередному сокращению долговой нагрузки бюджета. Уровень госдолга области, даже с учетом всего объема потенциально возможных, планировавшихся ранее размещений не является критичным. Но он близок к определенным пороговым уровням и правительству необходимо жестко контролировать эффективность использования займов, направляя ресурсы не на «проедание», а на инвестиции, способные в ближайшие пять-семь лет принести администрации налоговые и неналоговые доходы, такие варианты в регионе есть и немало, это инфраструктурные проекты, проекты в сфере АПК, переработки и подобные проекты», – считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
По оценкам эксперта, отказ от привлечения средств сейчас – скорее «профилактическая» мера. Важно отметить, что и отсутствие прогресса в инвестициях в регионе также, но уже с точки зрения долгосрочного периода создает риски для рейтингов за счет повышения макроэкономических рисков.
Подробности читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото из архива 63.ru