Воссоздавать минувшие эпохи нынче стало популярно. Современные технологии этому лишь в помощь: на интернет–аукционах влёт расходятся предметы далеких времен, мастера предлагают изготовить точные копии тех, что не имели шансов сохраниться, а календарь реконструкций редко выдает день без событий. Это увлечение затягивает людей разных возрастов и профессий. Как говорит Николай Мордвов, кого-то изначально пленяет желание покрасоваться в униформе старого образца, кто-то стремиться на игровое поле битвы за адреналином, но в итоге все они попадают под очарование истории. И даже простые зрители, единожды побывав на реконструкции, стремятся лучше узнать дела давно минувших дней.
– Историческая реконструкция – молодой вид хобби?
– Нет, она имеет глубокие корни, особенно в России. Еще при Екатерине II воссоздавали Полтавскую битву: пятьдесят тысяч солдат, одетых кто в русскую, кто в шведскую форму, передвигаясь по полю, воспроизвели различные эпизоды знаменитой битвы 1709 года, закончившейся полной победой Петра Великого над королем Карлом XII. В 1912 большие торжества проходили на Бородинском поле в честь победы в войне 1812 года. Вновь модной реконструкция стала в конце 1980-х. Тогда комсомольские организации начали возрождать историю войны с Наполеоном. В Европе этот досуг стал развиваться раньше, в 60-е. Но, несмотря на это, в нашей стране мероприятия качественнее: интерес к истории глубже, подход более основательный, научный. И даже костюмы, снаряжение наших реконструкторов выигрывают, хотя у иностранцев больше материальных возможностей для воссоздания этих вещей.
В разное время проявлялся интерес к разным эпохам. После увлечения 1812 годом, в начале 90-х, стала популярна история Первой мировой войны, забытой, неизученной. Начали появляться тематические клубы даже за Уралом: в Перми, Екатеринбурге. Затем возник интерес к Гражданской войне. Сейчас широко развивается реконструкция Великой Отечественной: проводят много посвященных ей мероприятий, восстанавливают массу техники того времени.
– Насколько хорошо сейчас заполнен календарь реконструкций?
– Мероприятий по разным эпохам в стране проходит много. Особенно в городах, что захватывались и освобождались: именно эти моменты и реконструируют. Есть мероприятия местного уровня, на которых собираются реконструкторы одной области, есть межрегиональные, а есть всероссийские, куда приезжают даже иностранные реконструкторы. Это, например, Брусиловский прорыв, в котором участвуют даже японцы. В предыдущие годы проходило множество реконструкций Великой Отечественной войны под Ростовом: приезжали участники со всей страны, было обилие немецкой и русской техники, в том числе авиация.
– Нынешние реконструкторы еще и снимаются в исторических фильмах?
– Да, это так. Пример тому – «Александр. Невская битва». Сейчас Федор Бондарчук снимает кино про Сталинград, в процессе задействованы почти все военно-исторические клубы Санкт-Петербурга. И большинство кинокартин, которые опираются на участие реконструкторов, выигрывают в плане историчности: не всякий консультант даст столько нужной информации и найдет столько реквизита. А у каждого реконструктора – богатый багаж знаний и небольшой музей предметов дома.
Примечательно, что много московских клубов снимается не только в художественных фильмах, но и документальных. Кроме того сами реконструкторы начинают объединяться и готовить короткометражки. А в Самаре энтузиасты замахнулись даже на полнометражную картину, посвященную Великой Отечественной войне.
– Такой масштабный интерес к реконструкции появился именно в 2000-х?
– В 90-е годы увлекаться этим было сложнее: факты приходилось выискивать в архивах, те же приказы по обмундированию солдат. Теперь предыдущими поколениями наработана огромная база данных, к тому же масса информации доступна в Интернете, легче стало подыскивать или изготавливать предметы снаряжения – заниматься реконструкцией стало проще. Как следствие – к ней растет интерес и повышается уровень мероприятий.
– Это хобби еще не превратилось в шоу для публики?
– Все реконструкции проводим для людей. Черпаем знания, чтобы затем поделиться ими с остальными: показать униформу, снаряжение, боевые действия. Но также большой интерес у реконструкторов вызывают полевые выходы, которые устраивают вдали от населенных пунктов и лишних глаз, где отрабатывают тактику и проводят досуг так, как его проводили в периоды различных войн.
– Как Тольятти включился в движение исторической реконструкции?
– Четыре года назад меня заинтересовала реконструкция Гражданской войны в России, и я решил посвятить часть своего свободного времени этому делу. Вступил в московский клуб «Марковцы», ездил в столицу, затем в другие города на реконструкции. Потом сформировался круг товарищей в Тольятти, и 22 сентября 2009 года мы образовали клуб военно-исторической реконструкции «Волжские стрелки». Основной темой выбрали Первую мировую войну и Гражданскую войну в России. Ездили на различные мероприятия: в Москву на Брусиловский прорыв, в Златоуст, Уфу, Новочеркасск, Самару. В прошлом году впервые провели реконструкцию в Тольятти на базе Технического музея имени Сахарова в рамках фестиваля «Война и миръ»: воссоздали фрагмент Гражданской войны на юге России. Зрителям понравилось, как и руководству музея. И нам предложили помочь в организации празднования 10-летия музея. В итоге провели крупномасштабную реконструкцию Великой Отечественной и Гражданской войны, которая проходила в Самарской губернии (участвовали войска народной армии, оренбургские казаки, Красная армия). Недавно повторно провели фестиваль «Россiя. ХХ векъ», на него приехали гости из Уфы, Казани, Самары, Ульяновска. Показали уже три баталии из истории Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Теперь наш фестиваль станет ежегодным, будет проходить каждую вторую субботу сентября.
Отмечу, что если сначала в клуб ходили студенты, то теперь к нему присоединяются и те, кому за 40. К тому же активное участие в клубе принимают дети, которые посещали исторический кружок «Потешная рота» (открыли его в школе №93).
– «Волжские стрелки» – единственный клуб реконструкторов в Тольятти или есть другие?
– Наш – единственный. Остальные можно отнести к ролевым. В Самаре, напротив, очень много клубов, но сейчас они объединяются, потому что вместе проще: можно делиться знаниями, вещами, предметами – развитие проходит быстрее и качественнее.
– Как строите свою работу? Ведь она включает и поиск исторических фактов, подготовку предметов быта минувших эпох, написание сценариев, тренировки…
– Это, кончено, огромный труд. Приходится выискивать предметы снаряжения, мастеров, которые восстанавливают или изготавливают копии, находить историческую информацию, готовить сценарии – работы много. Но она коллективная: каждый по мере своих возможностей и в зависимости от своих интересов вносит лепту в общее дело.
Металлические вещи – котелки, штык–ножи, лопаты – еще сохранились, и мы приобретаем их на аукционах. Чтобы собрать комплект униформы и снаряжения, изготавливаем копии (есть интернет–магазины, в которых можно сделать соответствующий заказ). А, например, униформу Первой мировой войны я научился шить сам.
– Заниматься реконструкцией дорого?
– Кончено. Стоимость комплекта униформы и снаряжения составляет от 50 до 100 тысяч рублей, собирается обмундирование годами. Не просто найти вещь подходящего качества по разумной цене. Но мы постепенно экипируемся и с каждым годом выглядим все лучше.
– Где тренируетесь?
– Полевые выходы проводим либо на территории Технического музея имени К. Г. Сахарова, либо выезжаем за город. Под Самарой построили небольшой лагерь времен Великой Отечественной войны: столы, лавки, стулья, доска объявлений, оружейные стойки. Обустраиваем быт, чтобы больше времени тратить на тактическую выучку.
– Кому, как правило, интересен такой досуг, кто становится реконструктором?
– Приходят люди совершенно разные по возрасту, профессии и интересам. А остаются те, кому небезразлична история, кому хочется изучить ее глубже. Некоторые вступают в клуб, увидев в постановочном бою красивую форму и загоревшись желанием покрасоваться на публику, на камеру. Но потом начинают собирать комплект формы, общаются с товарищами, узнают исторические факты и у них появляется интерес к минувшей эпохе – они начинают изучать ее, читать воспоминания современников, различные источники, в том числе архивные. А затем погружаются в конкретный отрезок истории настолько, что могут рассказать о нем больше, чем маститый ученый.
Большинство впечатляет именно баталии: множество людей в униформе по разные стороны, идет стрельба, взрывы – это колоссальный подъем адреналина. И некоторых именно это держит в реконструкции. Другим ценна возможность общаться: на почве интереса к прошедшим эпохам встречается масса разных людей, в том числе профессора наук, писатели.
Но вообще всегда людей интересовал такой досуг в основном из–за желания глубже окунуться в другие эпохи, ощутить на себе хотя бы часть тягот и лишений, которые испытывали ее свидетели, почувствовать, как сидела форма, каково было в походе со снаряжением – это прикладной исторический интерес. Ведь реконструкторы воссоздают много бытовых вещей. Например, в начале 90-х годов, когда начали заниматься Гражданской войной в России, проводили ледяные походы: люди неделю без каких-либо современных предметов, в шинелях, в лютый мороз проходили по маршруту Белой армии.
– А есть среди реконструкторов бывшие военнослужащие?
– Разумеется, есть даже действующие офицеры армии. Например, мой хороший друг из клуба «Марковцы» Иван Соловьев служит в военно-морском флоте и уже организовал в Архангельской области клуб исторической реконструкции. В Ульяновске действующий офицер занимается реконструкцией. В Москве и вовсе масса военнослужащих увлекаются таким хобби.
– Скажите, фестиваль «Россiя. XX векъ» вы делаете для себя или все-таки для публики?
– Для людей! Чтобы пробудить у них интерес к истории своей страны, помочь сформировать непредвзятое отношение к тому или иному ее периоду.
В этом году нам удалось расширить поле фестиваля: в холле музея состоялась выставка, посвященная русско-японской войне. Сформировали ее из частной коллекции одноклубника – Михаила Безрукова. Далее шла реконструкция Первой мировой войны, Гражданской и Великой Отечественной. То есть те, кто был на фестивале с самого начала и до конца, смогли увидеть первую половину 20 века. Были исторические лагеря, где можно было посмотреть униформу, снаряжение, вооружение, пообщаться с реконструкторами, узнать для себя что-то новое. На региональном уровне наш фестиваль уникален, потому что опыт проведения трех войн в один день был только в Санкт–Петербурге и Москве. Мы же интересуемся всеми тремя войнами и хотели показать людям как можно больше. Может быть, для многих это послужит толчком к изучению истории. Это ведь как после просмотра хорошего фильма: люди задумываются, что же было на самом деле и начинают читать учебники истории, труды современников тех событий. В целом интерес к таким мероприятиям высок, их гости получают массу впечатлений: многие впервые увидели вблизи солдата той или иной эпохи, смогли подержать оружие, снаряжение, понять, как оно использовалось, сфотографироваться на память, покататься на лошади или мотоцикле времен войны 1941–1945 годов, узнать много нового у реконструкторов. Равнодушных после фестиваля не остается.
– Какие планы у клуба теперь?
– Раз наш фестиваль стал ежегодным, то начинаем активно готовиться к следующему, чтобы его уровень вырос. Будем стремиться увеличить количество членов клуба, качество мероприятий, стараться донести больше исторической информации в простой форме до людей. И, кончено, будем участвовать в выездных мероприятиях, потому что это позволяет набираться опыта.
Отмечу, что в клуб можно вступить свободно, ограничений по возрасту нет. Понятно, что дети не участвуют в активных баталиях. Но в более простых сценариях они, наравне с взрослыми, ходят в штыковые атаки. Ведь даже в Гражданской войне основу белых формирований составляли ученики старших классов, студенты и кадеты.
– Николай, так что же такое все-таки военно-историческая реконструкция: воссоздание забытых эпох, научное движение, игра или субкультура?
– Это именно воссоздание униформы, снаряжения и быта определенной эпохи. В какой-то степени реконструкцию можно считать направлением прикладной истории, которое помогает глубже посмотреть тот или иной период времени. Субкультурой реконструкцию не назвал бы. Да, мы все друг друга знаем и у нас дружеские отношения, но мы не отделяемся ни от кого. Все что делаем – это попытка донести до массовой публики историю Отечества, заинтересовать в ее изучении.
Фото: Фото автора и из личного архива Николая Мордвова