TOLYATTY
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Тольятти

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

5 м/c,

с-з.

744мм 77%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Город Юлия Тукфеева, начальник отдела регионального социопсихологического центра Автозаводского района Тольятти: «Детям-школьникам нужно помогать и позитивно говорить им об учебе»

Юлия Тукфеева, начальник отдела регионального социопсихологического центра Автозаводского района Тольятти: «Детям-школьникам нужно помогать и позитивно говорить им об учебе»

В субботу, 1 сентября, учебный год начался для 66 224 тольяттинских школьников. День знаний стал для них настоящим праздником, а первый урок оказался олимпийским: ребята вспоминали достижения спортсменов Самарской области на играх в Лондоне и сами участвовали в веселых соревнованиях. Но теперь мальчишкам и девчонкам предстоят большие нагрузки: уроки, тренировки в секциях, занятия в творческих кружках – словом, усердный труд на результат. Как помочь детям войти в рабочую колею Tollyatty.ru рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории практической психологии в системе образования, кандидат педагогических наук Юлия Тукфеева.

– В сознании большинства взрослых 1 сентября – праздник. Но что это, и собственно начало учебного года, для психики детей и подростков?

– Для каждого ребенка это также праздник. Для подростков это прежде всего радость от встречи с друзьями, обсуждение того, как они провели лето, общение, которое в их возрасте является ведущей деятельностью. Для первоклассников это радость нового, загадочного, того, что они так долго ждали. И от того, как учителя и родители преподнесут им 1 сентября, зависит настроение малышей, с которым они будут в последующем учиться. Но в целом за 12 лет, что работаю в школе, День знаний всегда был торжеством для детей.

– Но разве начало учебного года не связано у ребят со стрессом?

– Начнем с того, что это стрессовая ситуация для родителей. И в первую очередь к новым условиям надо адаптироваться им. Полностью меняется режим их дня. Если в садик иногда можно было опоздать или даже не привести ребенка – оставить его с бабушкой, то в школе все четко: в 8:15 или 8:30 дети должны быть за партами. Да и забирать их домой нужно будет раньше. Родители должны структурировать свой режим дня. Структура должна быть и дома. Если после сада малыши играли в своей комнате, а мы могли выполнять любую работу, то после школы мы должны уделить ребенку максимум внимания и помочь в повторении материала. Надо проконтролировать насколько сын, дочь усвоили уроки, пообщаться о том, что они узнали, что поняли или нет, в последнем случае объяснить это.

Уже на втором плане – адаптация самого ребенка. Она проходит на трех уровнях: социальном, психологическом и физическом. В первую очередь, сориентирую родителей именно на физические моменты. Нужен режим! Ребенок должен в определенное время ложиться спасть, получать полноценное питание и, кончено, гулять. Двигательная активность школьников существенно снижается. Уроки длятся 40–35 минут и все это время дети сидят. В садике они занимались по 15–20 минут и их деятельность была очень разнообразной: они гуляли, затем занимались физкультурой, потом творчеством, наконец, играли – постоянно были в движении. И хотя в школе есть динамические паузы, все равно организму первоклассника приходится колоссально перестраиваться.

Особый акцент сделайте на питании. Не каждый ребенок сразу станет кушать в школе. Поэтому постарайтесь покормить свое чадо утром дома. Учителя следят, чтобы дети завтракали, но пищевые привычки у всех разные: не приученные есть каши весь день будут голодными. Дети находится в школе примерно пять часов, и если они не подкрепятся, интеллектуальная деятельность у них не заработает: все мысли будут о еде.

Если брать социальную адаптацию, то здесь нужно помнить: лучше родителей ребенка не знает никто. Поэтому обо всех его особенностях – гиперактивности или замкнутости, например, мамам и папам надо сказать педагогу и попытаться установить с ним тесный контакт. Последний поможет узнавать больше информации о том, как сын или дочь проводит время в школе. Да и учителю будет легче узнать ребенка с вашими рекомендациями.

Следующее – психологическая адаптация. Но здесь важна уже личностная готовность ребенка к школе, интеллектуальная, а также развитость психических процессов.

– С какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться в начале учебного года средним и старшим школьникам? Есть ли рецепты, как им помочь?

– Главная трудность для них – заставить себя учиться после лета. В режим входить трудно. И в этом случае на подростков повлиять будет сложнее: для них авторитет родителей уходит на второй план. Но поможет хотя бы то, что вы минимизируете общение с компьютером. Нужно ввести в привычку, что перед сном (в это время организм должен отдыхать) не нужно сидеть за компьютером, смотреть телевизор: это все возбуждает психику и утром дети встают неотдохнувшие, их глаза перенапряжены – учиться сложно. Пусть вечером лучше слушают музыку.

– А что делать со скукой? Ведь веселые каникулы сменяет довольно рутинная деятельность.

– Одно дело, если ребенка с первого класса не приучили трудиться (сейчас родители гиперопекают детей и до 11 класса все вопросы решают за них) и ему от этого скучно что–то делать. И совсем другое – переломный момент, когда после отдыха трудно войти в рабочую колею. И здесь обязательно нужно помогать. Сейчас в школе задают много реферативных работ, докладов, и к работе над ними можно подключиться. Но не в качестве того, чтобы давать полную информацию, а в качестве того, чтобы проявлять интерес к делам ребенка. То есть попытаться переломить эту скуку своим взрослым интересом. И тогда дети, может быть, потянутся за авторитетом родителя.

– Какую позицию лучше всего занять родителям по отношению к учащемуся ребенку?

– Скажу, какую лучше не занимать – позицию отстраненности. Не понимаю родителей, которые не учат с чадом уроки, не включаются в школьную работу. Надо жить с ребенком его школьной жизнью и интересоваться ей. Не стоит за него все делать, но нужно спрашивать, как прошел день, что удалось и нет, что увлекло, а что не понравилось. Самое главное – не потерять контакт. Если до подросткового возраста не общаться с ребенком, не узнавать его интересы, его класс, не видеть друзей, не спрашивать, о чем они разговаривают, связь потеряется. Потом вернуть ее невозможно. То есть надо жить интересами ребенка и подключаться к ним. Нравиться чаду сидеть в социальной сети – попытайтесь там порекомендовать фильмы, музыку. Пусть это отвергнут, но сын или дочь будет знать, что вам не безразлично. А если видите, что интересы ребенка негативны или плохо на него влияют, надо попытаться его переориентировать. В любом случае нужно помогать.

– Должна ли быть эта помощь дозированной?

– Нужно быть родителем–товарищем. Товарищ же за нас не всегда будет делать уроки и выполнять остальные наши обязанности. Ребенок, даже трехлетний, должен сам принимать решения, от него должна исходить инициатива. Родитель в этом – лишь помощник, регулятор. Например: «Давай решим, как и когда будем делать уроки. Вечером? Приведи свои доводы «за». Я считаю, что ты уже будешь уставший». С ребенком всегда должен быть диалог, мамы и папы должны быть своим детям друзьями и помощниками.

– А если нет от ребенка инициативы: полная апатия к учебе, школе?

– Тогда надо идти к психологу и разбираться, почему возникла эта проблема. Возможные причины – родители авторитарно пресекли некогда появившуюся инициативу или ребенок инфантилен, у него все есть и он знает, что за него все вопросы решат. Здесь нужно искать проблему в семье и пересматривать стили воспитания. Ребенок – это отражение семьи.

– Но всегда маленький бунт, как нежелание делать уроки или идти в школу, говорит о более глубоких проблемах?

– Нет, возможно, ребенок просто устал. В таком случае его на какое-то время нужно «отпустить». Стоит даже дать попробовать не сделать урок, чтобы чадо изведало вкус любой оценки – и двойки, и тройки. А на следующий день спросить: «Как ты себя чувствовал? Комфортно или была тревожность, страх?» То есть необходимо помочь осознать негативные ощущения и проговорить, как ребенок успешно и уверено чувствовал себя, когда знал материал. Опять же возвращаемся к диалогу. Но это вовсе не должны быть часовые беседы – достаточно получаса по вечерам.

– В последующем такие разговоры, наверное, быстро входят в привычку и происходят сами собой?

– Да. С дочерью, например, беседуем перед сном пять–десять минут. И это уже стало позитивной привычкой. Если я не успеваю, она сама просит: «Давай поговорим».

– Вы сказали, что если в раннем возрасте не установить связь с ребенком, то в подростковом это сделать невозможно. Действительно так категорично или есть шансы исправить ситуацию?

– Есть, но сделать это будет сложно. Родителям предстоит приложить больше усилий и терпения, потому что в подростковом возрасте даже самый спокойный ребенок превращается в мини-бунтаря. Потому что у подростка адреналин выбрасывается в кровь сам по себе, идет полная психологическая и физиологическая перестройка. Чтобы наладить контакт, нужно усердие и терпение и, помимо разговоров, действия. Можно попытаться привлечь друзей: разрешать, чтобы они приходили домой, так смотреть круг общения и подключаться к нему. Не каждый подросток захочет этого, но потихоньку все возможно. И усилия того стоят: контакт должен быть, каждому родителю нужно знать, чем ребенок дышит, что любит и с кем ему интересно.

– Чиновники доложили, что после внедрения новых технологий у школьников вырос интерес к учебе. Так, утративших желание учиться уже после первого класса в минувшем учебном году стало 15,1% против 26,5% в 2009–2010. Но в чем-то здесь есть и минус: дети итак не отрываются от компьютеров. Как прекратить эту зависимость?

– В начальной школе, внедряющей ФГОСы, присутствовала на открытых уроках, где используют нетбуки. С ними работают буквально две-три минуты. Но интерес у детей на самом деле вырос, потому что чаще меняются виды деятельности. Раньше для наглядности использовали только плакаты, нетбуки же дают более широкие возможности. И погружения в них, как и в интерактивную доску, нет. Если учитель грамотно пользуется всеми техническими средствами, то он не навредит детям. Другое дело, если ребенок после школы садится играть в компьютерные игры, выходит в Интернет и это не дозируется: это очень сильно влияет на психологическое состояние и физиологию. Но, скорее всего, если родители попытаются найти сферу, которая будет интересна чаду, эту зависимость можно будет прекратить. Нужно отдать ребенка в допобразование. Сначала в кружке будет неинтересно, потому что не будет получаться такого результата, какой есть в сети. (Большинству нынешних детей надо все быстро и сразу – они хотят быть успешными). Здесь поможет трудовоспитание, где-то придется убедить ребенка ходить в кружок и даже заставить. Пока же, зачастую, когда дети приходят домой после школы, родители заняты, и показать альтернативы компьютеру – различных сфер деятельности – некому. Поэтому, может, стоит сентябрь потратить на то, чтобы представить ребенку дополнительные занятия и найти того педагога, тренера, который установит с ним контакт, найти группу детей, с которой ему будет интересно. Тогда любой обменяет компьютер на живое общение.

А подростки сейчас много общаются и сами организуют себя. И те, кто попал в творческий или спортивный коллектив, где им интересно, с удовольствием проводят там время.

– В целом, как лучше всего мотивировать детей к учебе?

– Не говорить плохо о педагогах и процессе обучения. Как только мы скажем: «Это трудно», «Мне было тяжело учиться», дети сразу услышат в этом негатив. Надо нести только позитив, убеждать, что все получится, не говорить, что ребенок неуспешен и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Надо воспринимать своего сына или дочь такими, какие они есть, и ставить для них максимальную планку, которую они способны достичь. То есть первый важный момент в мотивации – чтобы ребенок поверил, что у него все получится и что он все сможет. В целом детям надо помогать и позитивно говорить им про учебу.

– Но что может стать конкретным мотивом к обучению?

– Это должен решить ребенок. Нужно лишь подвести его к этому выбору: «Как считаешь, зачем тебе ходить в школу?» Не знает или не понимает – предложите подумать, что ему даст школа. Например, он сможет стать тем, кем хочет быть. Лучшая мотивация – внутренняя, когда ребенок сам понимает, для чего он учится. Но пока, кода мы тестируем детей, чаще всего оказывается, что их мотивы – отметка, наказ мамы, возможность общаться с друзьями. Родителям и учителям нужно это исправлять еще в начальной школе, когда их авторитет значим. А вот в старших классах ребята уже четко знают, зачем им учиться: они выбрали профиль, вуз и идут к своей цели.

– Что касается межличностных отношений, которые ребенок выстраивает сам, родители в силах здесь помочь, если возникают трудности?

– Если нет контакта с классом, скорее, наладить его поможет педагог. Родители же могут включаться во внеклассные мероприятия, проявить инициативу и куда-то вывезти класс.

Если нет контакта с педагогом, надо идти к школьному психологу. Мы выясним причину: боится ребенок учителя или он ему не нравится. Уже в зависимости от этого дадим педагогу рекомендации по общению с ребенком: какие-то дети любят телесные прикосновения – их надо обнять утром, погладить, другие любят контакт глазами, третьим просто надо сказать: «Молодец!» и на следующий день он полетит в школу на крыльях счастья.

– Каков средний период адаптации детей в новом учебном году?

– У учеников начальной школы – полтора-три месяца. До полугода – у детей, которые не ходили в детский сад или имеют языковой барьер. Физическая адаптация к режиму – месяц. Но помните, что все индивидуально и всегда есть исключения из правил.

В целом же поздравляю всех детей и родителей с началом учебного года. Пускай он потребует от тех и других много терпения и усердной работы – результат обязательно будет того стоить. Только уделяйте своим чадам максимум времени и не забывайте приходить в школу и общаться с педагогами – мы всегда готовы помочь.

Фото: Фото из личного архива Юлии Тукфеевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем