«Полицейские» развороты на 180 и 360 градусов, «живой буксир» и «живые кегли», прыжки с крыши мчащегося авто через горящие кольца, езда на двух колесах – и так 70 минут нон-стоп, каждую среду и субботу. В техническом музее имени Сахарова стартовали выступления группы авто-мотокаскадеров «Тольятти Трюк». Руководитель уникального коллектива Дмитрий Горецкий видел, как зарождался этот жанр и считает, что теперь он переживает новое рождение. Устроители шоу надеются, что оно привлечет гостей даже из соседних городов. С tolyatty.ru Дмитрий Витальевич поделился не только планами на яркие выступления, но и секретами будничной жизни каскадеров.
– Дмитрий Витальевич, по вашему свидетельству, в Тольятти появился первый в России профессиональный коллектив авто-мотокаскадеров. Поделитесь, как это происходило?
– Пожалуй, первая в Союзе коммерческая группа автородео появилась все–таки в Москве. Она не принадлежала никаким структурам, содержалась за счет личных средств энтузиастов. Практически в это же время – в 1978 году – создали «Автородео-ВАЗ» и группу завода АЗЛК. У всех коллективов была разная история развития, были и горькие моменты. У АЗЛК произошел смертный случай – коллектив закрыли. Коммерческий проект постигла та же участь, хотя в нем были талантливые люди, и взлет их был ярким. Но у них осталось желание заниматься любимым делом и в 1982 году они решили объединить каскадеров в Алма-Ате. Я там родился и на тот момент занимался мотоциклетным спортом. Слухи моментально распространились по городу, я тут же отреагировал – предлагали интересную, необычную работу среди трюкачей в качестве мотоциклиста. В созданной «Группе «Казахстан» совершал прыжки на мотоцикле в длину. Гастролировали по республике, а в 1985 году нас пригласили в Москву на 12–й всемирный фестиваль молодежи и студентов. Выступать пришлось на одной площадке с тольяттинцами, в парке Горького. В то время они были уже очень популярны, их мастерство было высоким. Мне предложили присоединиться к ним. Так я оказался в Тольятти и с тех пор занимаюсь тем, чем занимаюсь.
– Как авто-мотокаскадеров тогда принимали зрители?
– Вообще, это, по тем меркам, новое развлечение придумали французы. Русские – переняли, дополнили своим. В 1986–1988 годах «Автородео-ВАЗ» активно приглашали работать за границу (в России практически не давали представлений), и команда выезжала на мероприятия очень высокого уровня. Например, выступала между заездами гонок «Формула 1». Так продвигали отечественную марку автомобилей. Самая первая зарубежная гастроль была в Ванкувер, на «Экспо-86»: за две недели дали около 14 выступлений – у шоу была сумасшедшая популярность, все программы проходили с аншлагами. В то время для иностранцев мы были экзотикой: «русские медведи».
– Уже в 2004 году вы создали «Тольятти Трюк», но остались верны вазовским машинам. Почему?
– Да, сейчас в программе используем новый модельный ряд АВТОВАЗа: «Калину», «Ладу Гранту», «Приору». Это нормальные, работоспособные автомобили. Делаем минимум тюнинга, допускаем минимум каких–то вмешательств: сохраняем машины в стандартном виде, в каком они сошли с конвейера. Всего добиваемся за счет мастерства и опыта. Но вообще выступали на разных автомобилях: объехали почти весь мир, за исключением лишь Австралии и Африки, и покатались на всех авто, что выпускают в различных странах.
– Сейчас вы можете развлекать публику опасными трюками до 90 минут нон–стоп. Но как долго и как сложно работали над этой программой?
– Это многолетний труд. И мы бережно относимся к традициям, заложенным до нас, опыту, наработанному поколениями каскадеров на своих ошибках, шишках и синяках.
Как придумываем трюки? Возникают какие–то идеи, методом проб и ошибок их проверяем, и иногда рождается что-то серьезное, экзотическое и эффектное. Своих трюков много, идей – еще больше. Но не всегда финансовое состояние (очень большие расходы несем на содержание автопарка) и площадки, которые нам предоставляют (своей нет), позволяют их воплотить в жизнь.
– А какой у вас лично коронный трюк?
– Мне очень близок мотоцикл, поэтому все лучшие трюки делаю на нем. Вообще, нравится общаться с техникой. Раньше больше внимания уделял мотоциклам, сейчас все выровнялось: с автомобилями тоже провожу много времени.
– С техникой можно общаться?!
– Еще как! И она платит за это. Это живой организм, несмотря на то, что заключен он в железный корпус. Машина также может капризничать и часто – в самый неподходящий момент. Поэтому надо с ней договариваться, прилично себя вести (смеется. – Прим. авт.). А потом вместе хулиганить, и тем самым радовать людей, пришедших посмотреть нашу шоу–программу.
– Часто бьете машины?
– Не без этого. Особенно если идем к чему–то новому. Можно предположить, с какими проблемами ты столкнешься при этом, но на сто процентов опасность никогда не просчитаешь.
– Подходите к созданию новых трюков взвешенно или без тормозов?
– Тормозов нет только у нездоровых людей. Ко всему нужно подходить с разумным расчетом. Только так можно избежать серьезных травм и неприятностей. Хотя, определенную долю риска и опасности из нашей профессии не исключить: все–таки это скорость и вес автомобиля вкупе, с чем человеку не сладить, если что–то пойдет не так.
– Значит, строите свои выступления на голом расчете и беседах с автомашинами?
– Побеседовать обязательно надо! Обо всем договориться, все «капризные» моменты попытаться решить.
– Как готовитесь к выступлению?
– Как мураши: с самого утра начинаем перевозить на площадку атрибуты для шоу. Времени на подготовку уходит очень много! Что же до разговоров с машиной, то они должны быть каждый день, вне зависимости от того, есть выступление или нет. Обязательно надо подойти и спросить: «Как спалось? Как дела? Чем больны, будем ли чинить?»
– Сейчас в «Тольятти Трюк» восемь каскадеров, двое из которых – девушки. Как формировали эту команду?
– У нас уже три девушки. В основном знакомые рекомендуют людей: обратите внимание – человек работящий, трудолюбивый. Либо сами замечем таких. Специальных кастингов не объявляем. Главное, чем нужно область каскадеру – это работоспособность. И характер очень важен. Спортивная подготовка предпочтительна, но ее можно наработать. Главные составляющие – желание и характер, которые способны обычного парня или девушку продвинуть в этом жанре. Всему остальному можно научиться.
– А адреналинщиков берете в команду?
– Они всегда проходят стороной. Чувствуют: чтобы у нас получить адреналин, нужно много работать, а это не отвечает их потребности быстро получить всплеск эмоций. К тому же заканчивается он быстро: лишь 70–90 минут на тебя смотрят люди, звучат аплодисменты, музыка. А еще до этого была большая работа. И все, что сейчас мы сломаем, к следующему выступлению должны восстановить. Это постоянный труд, с утра до вечера. Адреналинщики лишь пугают горожан и не понимают, какие последствия может иметь та же их жажда скорости для них и окружающих. У нас в коллективе нет таких людей, и слава Богу. Потому что вынос на дороги общего пользования наших умений – это не хорошо. Надо разделять работу и свободное время. На магистралях мы – аккуратные водители и действуем исключительно в формате действующих правил.
– А как отнеслись к тому, что сын решил стать каскадером?
– Я сам ему предложил этим заняться. И он не отказался. Вроде что–то получается. Буду рад, если он какое-то время посвятит этой профессии, но окончательный выбор делать только ему.
– Профессия каскадера позволяет заработать на хлеб или приходится искать и другие источники доходов?
– Некоторые ребята подрабатывают, у меня на это нет времени – это мой основной вид деятельности. Выживать тяжело. Мы обычно не ездим по дорогам общего пользования на своих машинах – приходится арендовать автовоз, автобус и на это уходит колоссальное количество зарабатываемых денег. К тому же, русский народ по-прежнему живет небогато – нечасто устраивает себе культурный досуг. Так что самостоятельной группе каскадеров без спонсорской поддержки жить очень тяжело.
– Поэтому во многих городах России подобные группы еще открывают центры обучения водительскому мастерству?
– Да. Мы тоже третий сезон зимой (в том числе чтобы поддержать себя в форме) ведем курсы контраварийной подготовки. Многие используют это модное словосочетание, а на деле в машине сидит все тот же спящий инструктор и ученик с «невнятными настройками». Мы же реально учим своих курсантов всем хитростям на дороге: как удержать на скользкой поверхности, как не улететь в кювет, как правильно реагировать в опасной ситуации…
– В свое время у «Автородео-ВАЗ» и «Тольятти Трюк» было много гастролей, в том числе в Китае, Италии, Болгарии, Польше, США. Как сейчас обстоят с этим дела?
– Как и рассказывал, был период, когда не работали в России – только за границей. В то время в нашей стране ничего не происходило. Сейчас подросло новое поколение, которому многое интересно, и наш жанр переживает второе рождение. Так что теперь осваиваем на гастролях территорию РФ. Работаем на разных площадках, ни от чего не отказываемся – мы профессионалы и должны адаптироваться к любым условиям.
– Почему решили устроить череду выступлений в июле на базе технического музея имени Сахарова?
– С этой идеей стучался во все двери года три. Теперь воплотить ее помог Тольяттинский туристский информационный центр. Давно говорят о том, что в автограде нужно развивать туризм. Нам есть что показать: природа, фестивали… Список последних удачно могут дополнить и шоу «Тольятти Трюк». Профессионалы туриндустрии убеждены, что выступления авто-мотокаскадеров могут стать еще одним поводом к тому, чтобы посетить наш город для жителей Пензы, Сызрани, Кузнецка, Башкирии, Татарстана, Ульяновска. Но посмотрим, как дело пойдет. Если удачно, то это станет ежегодным событием. Пока же в музее имени Сахарова мы дадим восемь выступлений, зрителей ждем каждую среду и субботу в 19:00.
– А что в перспективе у вашего коллектива?
– За рубежом есть опыт ежегодно по окончании автомобильно–мотоциклетного сезона награждать лучших гонщиков и давать им возможность выступить в спортивно-развлекательном шоу на различных автомобилях. Сильнейшие состязаются в закрытом помещении, используются возможности света, звука – получается шикарное шоу. Теперь это хотят внедрять и в России. В качестве площадки выбрали спортивный комплекс «Олимпийский» в Москве, даже наметили приблизительное время проведения состязаний – ноябрь. Будут участвовать лучшие гонщики страны. Надеюсь, нас тоже пригласят.
Фото: Фото автора