TOLYATTY
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Тольятти

Погода+11°

пасмурно, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

сев.

748мм 75%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Город Кластерная политика – основа роста экономики

Кластерная политика – основа роста экономики

В Самарской области состоялся шестой межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики». В губернию съехались более 800 участников из 27 регионов России и шести зарубежных стран, представители федерального правительства.

Открытие форума состоялось в Самарском академическом театре оперы и балета.

По словам губернатора Самарской области Николая Меркушкина, форум стал доброй и хорошей традицией. «В этом году мы собираемся на это мероприятие уже в шестой раз, – подчеркнул глава региона. – Кластерный подход является одним из самых эффективных для прорывных решений ряда проблем. Он необходим для достижения стратегических задач, в том числе и для тех, которые ставят перед собой органы власти. Стоит отметить, что Самарская область является регионом-пионером в сфере кластерной политики. Здесь одними из первых в России начали применение такого подхода. Кластерная политика положена в основу социально-экономического развития Самарской области».

Он также отметил, что недавно конкурсный отбор минэкономразвития РФ прошла заявка Самарской области на формирование инновационного аэрокосмического кластера в губернии. Таким образом, регион может рассчитывать на софинансирование из федерального бюджета ключевых проектов в области авиа и ракетостроения. «Самарский кластер вошел в первую группу лидирующих кластеров в стране, – отметил исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник. – Он был оценен как наиболее сильный авиакосмический кластер в стране». По его словам, с 2013 по 2016 годы предполагается ежегодно выделять из федерального бюджета по 5 млрд рублей на субсидии кластерам «первой группы». Сейчас в этой группе 14 кластеров.

Как подчеркнул руководитель департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития РФ Артем Шадрин, самарский авиакосмический кластер выстроен по вертикальной структуре, но для его полноценного развития необходимо формировать вокруг него инфраструктуру малого бизнеса.

Программа форума была рассчитана два дня и включала в себя 19 мероприятий различного формата и тематики. Встречи и дискуссии в рамках специализированных круглых столов прошли на шести площадках в Самаре и Тольятти.

Кластерной политике – кластерные инициативы

Во время форума состоялось первое расширенное заседание комитета по кластерной политике и кластерным инициативам Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), инициатором создания которого выступила Самарская область, войдя в эту организацию в апреле 2012 года.

Как рассказал на заседании министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко, одна из главных задач комитета заключается в формировании поддержки практики реализации кластерных инициатив как на региональном, так и на федеральном уровне. «Мы будем строить работу не только на основе кластеров, которые созданы в Самарской области, но и обязательно будем рассматривать те, что действуют в других регионах России», – подчеркнул министр. По его словам, членам Ассоциации было предложено войти в состав комитета. Подтвердили свое участие в дальнейшей работе девять представителей членов ассоциации, в том числе от Красноярского края, от Томской, Ульяновской, Липецкой, Калужской, Новосибирской областей, от республик Татарстан и Мордовия. В комитете также будут специалисты Высшей школы экономики и других структур. Состав комитета окончательно еще не сформирован.

По словам Кобенко, в рамках Ассоциации комитету предстоит заниматься многочисленными вопросами, связанными с организацией кластеров и их функционированием. Большое внимание будет уделено финансированию кластеров и созданию системы оценки их эффективности.

Исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник отметил, что для России кластерная политика – один из важных приоритетов.

Руководитель департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования министерства экономического развития России Артем Шадрин отметил, что создание комитета – очень важный шаг, и также представил доклад о тенденциях развития кластеров. На комитете обсуждали и практический опыт регионов.

Дни Сколково в Самаре

Также одним из важнейших мероприятий форума стал первый мастер-класс «Дней Сколково». Бизнес-тренер технопарка «Сколково», генеральный директор ООО «Минерва кэпитал партнерс» Дмитрий Цейтлин рассказал о том, как попасть в НО Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» и что для этого необходимо инноваторам Самарской области.

По словам Дмитрия Цейтлина, «Сколково» включает в себя несколько кластеров и является центром поддержки инвесторов и предпринимателей грантами. В его составе – кластеры биомедицинских технологий, энергоэффективности, информационных технологий, а также космических и ядерных технологий. «Вся цель «Сколково» – построить некую экосистему, в которой возникают инновации, а также сформировать благоприятные условия для инновационного процесса: ученые, бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня», – отметил Дмитрий Цейтлин.

В настоящее время проект «Сколково» представляют 540 участников. 30 венчурных фондов выразили инициативу инвестировать в «Сколково» порядка 390 млн долларов. Кроме того, центр – это 80 проектов на получение грантов на сумму 250 млн долларов. «По сути, фонд «Сколково» как юридическое лицо был зарегистрирован 21 мая 2010 года, и за эти два года была проделана колоссальная работа. Динамика развития этого проекта поразительна для России», – заявил Дмитрий Цейтлин.

Генеральный директор московского ООО «Савант Рисерч энд Девелопмент» Анна Блейер представила на мастер-классе свою компанию, которая стала резидентом фонда «Сколково» благодаря инновационному проекту по промывке внутридомовых тепловых сетей и теплообменных аппаратов, позволяющей снизить энергетические потери, продлить срок эксплуатации за счет применения технологии обработки инновационным реагентом на основе поверхностно активных веществ запатентованным специалистами компании методом. «Мы провели исследования 11 муниципальных объектов Самарской области и представили отчет в региональное агентство по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Наш отчет был принят и промывка тепловых сетей включена в мероприятия по энергосбережению Самарской области», – рассказала она.

Транспортный кластер усилят железной дорогой

Обсуждали участники форума развитие транспортно-логистического кластера в регионе. По словам начальника Куйбышевской железной дороги Шевкета Шайдуллина, эта тема на таком уровне обсуждается впервые за много лет. «Думаю, именно развитие этого кластера должно быть одним из ключевых в регионе», – подчеркнул он.

По словам заместителя начальника КбшЖД Сергея Блохина, среди задач транспортно-логистического кластера следует выделить обеспечение взаимодействия всех участников перевозочного процесса и оптимизацию маршрутов следования всех видов транспорта. «Цели развития ТЛК – увеличение ВРП, снижение транспортной составляющей в цене конкретного продукта для потребителя, нацеленность в работе с малыми и средними предприятиями», – отметил Сергей Блохин.

Как рассказали участники заседания, транспортно-логистический комплекс в Самарском регионе сегодня представлен мощнейшей железнодорожной инфраструктурой, сильным автомобильным и авиационным комплексом, в регионе развиты речные перевозки. По мнению экспертов, транспортный узел Самарской области является одним из важнейших в России и обладает высоким логистическом потенциалом. «Для развития кластера необходимо создание координационного совета, организационное оформление кластера, развитие в области организации перевозки грузов и предоставления комплексных транспортно-логистических услуг, развитие интермодальных перевозок», – подчеркнул Сергей Блохин.

Большие перспективы есть у региона и в рамках развития пассажирских перевозок. Агломерация Самара-Тольятти занимает третье место после Московской и Санкт-Петербургской. «Мы предлагаем сегодня рассмотреть, это уже обсуждалось и было поддержано руководителем области, развитие ускоренного движения по маршруту Самара-Тольятти-Сызрань с выходом на Москву», – отметил Сергей Блохин. По его словам, для этого КбшЖД проведет работы по отклонению транзитного грузового потока на южный обход Самары по ветке Кинель-Безенчук для освобождения этого маршрута. «В рамках этого проекта мы предлагаем реализовать и маршрут Самара – аэропорт «Курумоч» – Тольятти, здесь мы предлагаем применить механизм государственно-частного партнерства (ГЧП)».

Еще один проект, который планируется развивать в рамках кластера, – создание сети логистических центров. «В сентябре 2010 года правительство Самарской области одобрило концепцию развития транспортно-логистического комплекса, – рассказал Иван Пивкин. – К концу 2011 года появился бизнес-план создания такой системы». По словам министра, планируется строительство трех транспортно-логистических центров: в районе Новосемейкино, в районе Сызрани и поселка Молодогвардейский (Волжский район). Этот проект также предполагается развивать в рамках государственно-частного партнерства.

Источник: Vkonline.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем