Самый результативный игрок сборной России в чемпионате мира «Евро–2012» Алан Дзагоев спустя несколько дней после футбольных баталий приехал в Тольятти. Именно здесь он учился гонять мяч – в академии имени Коноплева, здесь окончил школу, а теперь и университет. Дзагоев защитил диплом, посвященный улучшению тренировок и соревнований игроков Высшей лиги, на «отлично». Как отметили члены государственной экзаменационной комиссии, ни у кого нет сомнений в познаниях и навыках Алана в футболе. Преподаватели хвалили выпускника за воспитанность, скромность, доброжелательность и умение слышать. Фонд «Общественное мнение» наградил спортсмена орденом «За верность родине и преданность народу». Сам же герой дня смущался и не мог преодолеть волнения. Тем не менее, после того, как его назвали дипломированным специалистом по физической культуре и спорту, он ответил на вопросы журналистов об учебе, футболе и любви.
– Какие впечатления остались от учебы в университете?
– Самые теплые. Первые полгода я постоянно был в вузе, а потом – как получалось по времени, но раз в один–два месяца обязательно приезжал. Воспоминания самые приятные. Плохо, что сейчас со мной нет ребят, с которыми учился пять лет.
– Что бы ты пожелал студентам?
– Хорошо учиться – это всегда нужно. Я вот не очень хорошо учился, еще со школы.
– Переживал в день защиты диплома?
– Конечно! Видите, даже вспотел! (Вытирает лоб рукой. – Прим. авт).
– Сложно далась учеба?
– Учебы легкой не бывает, так что довольно плодотворно пришлось поработать, чтобы получить результат – диплом.
– Алан, какие качества ты приобрел за время учебы в Тольяттинском государственном университете?
– Я учился на факультете физической культуры и спорта. ТГУ выпустил немало знаменитых спортсменов. Это, например, Алексей Немов. Надеюсь, наряду с ним когда–то буду прославлять свой университет.
(Преподаватели возразили: «Почему когда–то? Ты уже его прославляешь!», – Прим. авт).
– Ну, надеюсь, больше буду.
– А когда писал диплом? Между тренировками и играми?
– Даже в Польше писал. Еще до чемпионата я знал, что мне нужно окончить вуз, нужен диплом, и приспустил к работе над ним заранее.
– Теперь ты – дипломированный специалист. Когда мы услышим имя тренера Дзагоева?
– Ну, не знаю. Сейчас у меня таких планов нет. Наверное, только после окончания футбольной карьеры. С детства тренеры мне говорили: «Когда играешь в футбол – мысли только о нем». Вот закончу с футболом – тогда и посмотрим.
– Что тебе легче далось: учиться в ТГУ или играть в футбол?
– Играть в футбол! (Смеется). Учеба мне всегда трудно давалась.
– Какой–нибудь подарок преподавателям на память о себе оставил?
– Мячи с автографами.
– Алан, по–твоему, в чем сильные и слабые стороны сборной России?
– О сильных я не буду говорить. Слабых, считаю, достаточно много. Это и скорость, и физические позиции, и удары головой, прыжок – есть над чем работать.
– Удалось отойти от чемпионата Европы и переключиться на повседневную жизнь?
– Первые два дня с трудом приходил в себя. Я не помню, как после игры ушел с поля и оказался в раздевалке – было настолько всё... не верилось, что мы не попали в четвертьфинал чемпионата.
– Сейчас, на холодную голову, знаешь причины, по которым не удалось пробиться в четвертьфинал?
– Причин много. Это и нехватка концентрации, и нереализация моментов, которые у нас были в первом тайме с греками. С поляками, считаю, мы должны были все решить в свою пользу. В принципе, матч контролировали: вели 1:0 после первого тайма. Но во втором тайме появилась какая–то расслабленность, которую нельзя допускать на таком уровне. За это и поплатились.
– Для победы в матче с Грецией чего не хватило?
– Последнего удара. Его, завершающего, у нас не было.
– Алан, когда ты понял, что все – проигрыш? Когда промахнулся и мяч пролетел в считанных сантиметрах от штанги?
– Нет, тогда еще была надежда, потому что после этого удара головой оставалось десять минут. Все–таки мы нагнетали обстановку и агрессивно атаковали, но в итоге ничего не получилось.
– Ты считаешь себя плей–мейкером сборной России – человеком, который видит ситуацию наперед и помогает команде вести игру?
– Не считаю себя лидером команды. Там есть такие футболисты, как Аршавин, Широков – до них мне еще далеко. Я пока слишком молод, чтобы вести за собой команду. Пожалуй, я игрок того уровня, который может лидировать на второй линии, на завершающей стадии, как это было в матче с чехами. Но, надеюсь, в будущем я поведу команду.
– Как считаешь, кто станет чемпионом Европы?
– Ставлю на немцев.
– А что сказал Дик Адвокат после матча с Грецией? Ругался?
– Нет, сказал: «Спасибо. И до свидания».
– Как прокомментируешь интерес к тебе со стороны клубов «Рома», «Тоттенхэм», «Арсенал»? Есть желание перейти к ним из ЦСКА?
– Передайте эти слова в точности: я говорю, что хотел бы попробовать себя в Европе, а не то, что хочу уехать в Европу. Пока у меня действующий контракт с ЦСКА. Если поступит предложение, которое устроит и клуб, и меня – хотел бы себя испытать.
– А в какой клуб желал бы перейти?
– Мне очень нравится Италия и Испания. Но конкретных предложений пока не было.
– Сейчас называют среди возможных кандидатов на пост тренера сборной России Лучано Спаллетти, Валерия Газзаеа, Гуса Хиддинка. Кого бы ты хотел видеть?
– Я бы свои предпочтения отдал Валерию Георгиевичу, потому что работал с ним. Не в обиду ни Гусу Хиддинку, ни Лучано Спаллетти – эти тренеры очень хорошие, заслуживают уважения, но я работал с Газаевым и знаю его, знаю, на что он способен.
– Возвращаясь к «Евро–2012». Что–то новое для себя там открыл?
– Это незаменимый опыт. Игр такого уровня в карьере бывает очень мало.
– Как бы ты прокомментировал перепалку, которая произошла после матча между болельщиками и Андреем Аршавиным?
– Я не буду это комментировать.
– Когда ты успел найти невесту с таким насыщенным графиком: учеба, тренировки, соревнования?
– Полтора года назад. 3 января я был в Осетии, там мы и познакомились. Скоро свадьба. Подготовка очень хлопотная. Будет две свадьбы – одна в Москве, другая в Осетии. На первую приглашены 600 человек, на вторую, на моей родине, 1 500. Все будет по кавказским традициям.
Фото: Фото автора