В Тольятти готовятся представить премьеру – детскую оперу «Кот в сапогах». Такими масштабными и яркими проектами городские театры не часто балуют ребятню, ей чаще приходится покупать билеты на представления заезжих артистов про Смешариков, кукол Братц и прочих сиюминутных героев. Уникальность новой постановки и в том, что сделана и сыграна она во многом детьми. С создателями оперы Tolyatty.ru поговорил об огромном потенциале подрастающего поколения, и том, где ему реализовать таланты.
– Число масштабных музыкальных проектов, поставленных тольяттинскими труппами, можно сосчитать на пальцах одной руки. Как пришла идея создать детскую оперу?
Марина Шубина, исполнительный директор фонда «Духовное наследие»: Постановку детского спектакля начали обсуждать еще в январе 2012 года на совете фонда. В итоге выдвинули идею сделать большой театрально-танцевальный проект, задействовав максимальное количество детей и основываясь на опыте профессиональных коллективов города. В качестве последнего выбрали тольяттинскую консерваторию, а охват несовершеннолетних участников – 162 человека. На сцене находятся 36 ребят, их возраст – от четырех до 19 лет. Самые маленькие играют пажей, взрослые исполняют ведущие вокальные партии. В хоре и танцевальной группе задействовали прошедших открытый кастинг. Уже три месяца они занимаются с профессиональными педагогами хореографией, сценическим искусством, поют.
В проекте участвуют три ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Двое работали над созданием декораций (так, воспитанница интерната для слабовидящих детей нарисовала афишу оперы), третья девушка играет в симфоническом оркестре. Также эти дети получили грант на поездку в Марсель – стараемся показать местные таланты не только городу, но и даем им шанс двигаться дальше.
– Как идут репетиции оперы?
Евгений Прасолов, директор тольяттинской консерватории: Постоянно! Должен сказать, что опера достаточно сложная. Автор – Цезарь Кюи – композитор «Могучей кучки». В его время среди великих людей – музыкантов, писателей, поэтов – существовала практика на лето собирать своих детей на дачах. Для сыновей и дочерей творческие родители многое писали, в том числе оперы, спектакли и представления. Эта традиция берет начало еще в 17-18 веках, когда музыка Корелли, Вивальди во многом создавалась для домашнего музицирования, исполнения семейными ансамблями, в которых играли взрослые и дети. Опера «Кот в сапогах» – одно из таких творений, созданных для детей.
Но, с другой стороны, она весьма не проста для исполнения: все-таки писали ее для чад выдающихся людей – это были очень талантливые дети. Музыка оперы доступна, понятна, но для ее исполнения требуется хорошая профессиональная подготовка.
Еще один нюанс: опера написана для певцов под аккомпанемент рояля. Пытаясь найти оркестровку произведения, связался со многими театрами России, но нигде ее не оказалось. В итоге переложение для камерно-струнного оркестра сделал доцент тольяттинской консерватории Юрий Кондратьев. Поэтому можно считать, на нашей сцене будет премьера российского масштаба исполнения «Кота в сапогах» с симфоническим оркестром.
– Евгений Николаевич, почему вы взялись за этот проект? В консерватории есть свой музыкальный театр, и хлопот, вероятно, хватает.
Прасолов: Такие проекты важны: дети прикасаются к большому миру искусства по-настоящему: они будут выступать на сцене, солировать с оркестром. В том числе девочка из интерната для слабослышащих (!) детей будет играть на саксофоне.
– Упоминалось, что «Кот в сапогах» удивит не только масштабом, но и новым словом в декорациях…
Марина Фрейдлина, директор художественной школы имени Шагала: Декорации создали учащиеся школы от четырех лет и старше. Интересно, как поступило это предложение. В Тольятти с визитом была известный педагог из Екатеринбурга Татьяна Калинина. И она рассказала о новом опыте: для оперы «Князь Игорь» екатеринбургской консерватории декорации нарисовали дети. Нам идея понравилась, и буквально тут же раздался звонок от Марины Шубиной – предложили поучаствовать в похожем проекте.
Рисовали все. Одно дело иллюстрации, а другое – сценография, это целая наука: вплотную работали с режиссером. Купили проектор: через него и будут показывать на сцену детские работы к различным частям оперы. Отмечу, что перед спектаклем откроется выставка рисунков: их очень много, и использовать все в постановке было невозможно.
– Так когда и где состоится премьера?
Шубина: В День защиты детей, 1 июня, в ДК «Тольятти». Билеты раскупают очень активно: меценаты – для воспитанников интернатов, детских домов, детей из малоимущих семей; предприятия – для подшефных организаций.
– Как долго, по-вашему, будет существовать новая опера, и кому она может быть интересна?
Прасолов: Спектакль покажем несколько раз. Премьера, как и сказали, состоится в День защиты детей. Затем зритель уведит постановку в октябре или начале ноября, также приурочим сказку к Новому году. Возможно, она станет подарком и для милых дам на 8 Марта. Нет смысла работать для одного раза, потому будем оперу показывать и делать это на разных сценах, для чего даже готовы подкорректировать состав оркестра (для залов, где нет оркестровых ям, чтобы звук музыки не перекрывал певцов).
Длительность оперы – около 50 минут, состоит она из четырех картин, но действо очень динамично. Все будет по-настоящему: с занавесами, богатыми костюмами, яркими декорациями. Ведь детей обмануть нельзя, для них (тех, что на сцене и в зале) это праздник, для них это впервые. Поэтому мы, взрослые, должны позаботиться, чтобы все было красиво, и после знакомства с музыкальным театром глаза у ребятишек не потухли.
Опера будет интересна зрителям до десяти лет. И тем, кому за 70 (Улыбается. – Прим. авт.). На самом деле сказки всегда увлекают взрослых: любопытно вспомнить свое детство, сравнить впечатления от восприятия знакомой истории тогда и сейчас.
– Когда девочки с ограниченными возможностями здоровья отправятся в Марсель, и известна ли примерная программа их пребывания там?
Шубина: Приблизительные сроки поездки – с 3 по 10 сентября. Это будет десятидневный творческий визит. Тольяттинки посетят организации для детей с ограниченными возможностями, поучаствуют в творческих событиях. И, конечно, отдохнут, посмотрят страну. Жить будут в пансионате, который предоставит принимающая сторона.
Такие поездки помогают детям адаптироваться в обществе, сделать шаг вперед: они там учат язык, начинают свободно общаться. Некоторые после решаются уехать за пределы Самарской области – настолько велико становится стремление к развитию, преодолению себя, своих заболеваний. Например, 11-летняя девочка с ДЦП, воспитанница интерната, после поездки в Германию перешла в общеобразовательную школу, отлично учится, изучает иностранный язык.
– Возвращаясь к спектаклю. Сейчас 162 ребенка получат уникальный опыт. Им, кончено, безумно интересно, но что дальше? Ведь захочется продолжения.
Прасолов: Будет следующий спектакль! На одном мы не остановимся: найдем еще материал для постановки, сугубо детский. Есть замечательный спектакль, и, думаю, можно поискать его музыкальную версию – «Карлсон, который живет на крыше». Детские спектакли обязательно будем развивать, на единственном нет смысла останавливаться.
– И все это на базе тольяттинской консерватории и ее силами?
Прасолов: Хорошо, если в городе появится профессиональный музыкальный театр. На его базе будет и студия для ребятни. Ведь то, что оркестр поддержал детский проект, не наше изобретение. Когда был студентом консерватории, к нам приезжали ученики музыкальной школы – мы играли с симфоническим оркестром под управлением народного артиста России. Это было и есть в крупных музыкальных центрах – Москве и Питере. Мы лишь привносим это в Тольятти.
В городе уже есть и консерватория, и филармония, и театры. На мой взгляд, надо инициировать и будировать мнение по созданию музыкального театра. Уже около 30 профессиональных певцов живут в автограде – оперная труппа есть. В консерватории исполняли «Евгения Онегина», оперетту «Бабий бунт», скоро премьера «Свадьбы в Малиновке», «Кота в сапогах» – это все работа музыкального театра.
Предвижу, что мне возразят: уровень учреждений культуры в Тольятти невысок, таланты уезжают в столицы. Но надо признать: в городе сильные театры, оркестры, много профессионалов в этой сфере. Да, единицы уезжают. Но такая миграция всегда происходит: самые лучшие стремятся в другие города. Однако абсолютное большинство уже давно остается на малой родине. В Тольятти создали массу условий, которые являются значительно большим вкладом в культуру, чем во многих городах – у нас все есть. За исключением музыкального театра.
– А заняты ли те же 30 певцов, есть ли возможность для их профессиональной реализации?
– Они преподают академический вокал. И как педагоги в автограде уже могут реализоваться выпускники практически всех специальностей учреждений культуры и искусства. Кроме этого, поют в музыкальном театре консерватории, но в этом у них небольшие нагрузки. Как и у хореографов: у них тоже немного возможностей для профессиональной реализации. Они появятся, если создадим музыкальный театр. Пару дней назад ведущий бас театра Покровского (Москва) жаловался по телефону, что не уезжал бы из Тольятти, если бы здесь был музыкальный театр. И это не дешевые слова: уверен, талантливые жители автограда предпочли бы его другим городам. Почему? В советское время практически ни один профессиональный творческий коллектив не мог выехать на международные конкурсы и гастроли. А теперь неважно, где живет коллектив, – весь мир открыт. Оркестр консерватории каждый год выезжает за рубеж. Недавно отказался от поездки в Париж – надоело, были там шесть раз! Поэтому летом едем с концертами в Польшу, Германию и Чехию. Так что, живя в Тольятти, можно выступать и в Москве, и в Париже.
Фото: Фото автора