В Жилищном и Гражданском кодексах РФ необходимо закрепить порядок перехода многоквартирного дома от одной управляющей компании в другую. С такой законодательной инициативой в федеральные органы власти намерены обратиться областные парламентарии. Причиной беспокойства депутатов стали случаи, когда из-за смены обслуживающих организаций ресурсоснабжающие предприятия практически не могут добиться взыскания ранее накопленных долгов за коммунальные услуги.
В самарскую губернскую думу поступило обращение от депутатов Жигулевска, которые предложили выступить с инициативой о внесении изменений в Гражданский и Жилищный кодексы РФ, дабы урегулировать на законодательном уровне порядок работы управляющих компаний и переход жилых домов от одной обслуживающей организации к другой.
Дело в том, что сегодня выход новых компаний на рынок жилищно-коммунальных услуг практически никак не регулируется – отсутствует процедура лицензирования, не обязательно и членство СРО. Поэтому нередко к работе приступают вновь созданные предприятия без соответствующего опыта, не располагающие необходимой ремонтной базой и штатом специалистов.
Более того, подписывая договор управления с тем или иным домом, такие обслуживающие организации не принимают обязательств по взиманию платы по задолженности, накопленной за время работы предыдущей УК. В результате и перед ресурсоснабжающими организациями возникают долг, которые становятся причиной ввода ограничений на поставку коммунальных услуг.
Один из таких случаев произошел в Жигулевске. Задолженность управляющих компаний перед ОАО «Самараэнерго» составляет 6,8 млн рублей, из которых более 3 млн рублей – долги обслуживающих организаций, которые уже стали банкротами.
Некоторое время назад проблему перехода от одной управляющей компании к другой обсуждали и в самарской городской думе. Однако власти областной столицы посмотрели на ситуацию с другой стороны. В частности, аудиторы контрольно-счетной палаты Самары вышли с инициативой внести в договор управления между собственниками и управляющей компанией пункт, касающийся не долгов, а напротив – неизрасходованных средств. Собранную, но не потраченную плату за жилищные услуги, например, на текущий и капитальный ремонты, предлагается передавать от одной организации к другой в случае расторжения договора при неудовлетворительном обслуживании многоквартирного дома.
Но вопросы, как и во время обсуждения в губернской думе, у депутатов возникли относительно тех случаев, когда после себя УК оставляет не накопленные средства, а долги. «Действие предложенного механизма понятно, когда на счету управляющей компании средства остались. Но что делать, если этот баланс отрицательный? Кто будет его закрывать? И не появится ли такая практика, когда жители домов будут намерено создавать этот отрицательный баланс и постоянно менять управляющие компании, чтобы не рассчитываться по своим долгам», – указал на обратную сторону предложения депутат гордумы Александр Гусев. В некоторых самарских управляющих компаниях уже подтвердили, что такие случаи были.
Чтобы в дальнейшем избежать таких инцидентов, которые произошли в Самаре и Жигулевске, в губернской думе предложили на законодательном уровне закрепить как сам порядок работы УК, так и процедуру перехода жилых домов из-под управления одной обслуживающей организации к другой.
А члены комитета по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей губдумы сошлись во мнении, что целесообразным будет направить обращение к и. о. министра регионального развития РФ Владимиру Токареву о необходимости ускорения разработки проектов нормативных правовых актов, определяющих стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами, а также порядка проведения проверки деятельности УК.
По мнению заместителя председателя профильного комитета губдумы, депутата Виталия Короткова, этот вопрос актуальный и важный не только для Жигулевска, но и для области и даже страны в целом. «Есть добросовестные управляющие компании, а есть УК, которые оказывают некачественные услуги и накапливают долги. Можно понять недовольство жителей, которые исправно оплачивают коммунальные платежи, а качественных услуг не получают. С такой несправедливостью, конечно, нужно бороться. В Жилищном и Гражданском кодексах, в принципе, прописаны необходимые механизмы. Наша задача – попросить правительство РФ ускорить работу по подготовке подзаконных актов, которые помогут наладить работу управляющих компаний на местах», – отметил Виталий Коротков.
В качестве одной из мер, которая позволила бы избежать роста просроченной задолженность за ЖКУ в результате смены управляющих компаний, по мнению парламентариев, может стать возможность для населения расплачиваться за потребленные услуги напрямую с ресурсоснабжающими организациями. Такое право депутаты также считают необходимым закрепить на законодательном уровне.