В конце минувшего года в Тольятти открылась академия гольфа. Покорит ли теперь состоятельных горожан игра, которая позволяет показать свою принадлежность к «сливкам» общества? Станут ли решать деловые вопросы на зеленых полях? И, наконец, возможно ли элитный по общепринятому мнению спорт сделать массовым? Об этом Тольятти.ру поговорил с Леонидом Головастенко.
– Как и когда гольф пришел в Россию и в Тольятти в частности?
– Есть много сведений о том, где зародилась игра. За право называться родиной гольфа спорят Голландия, Китай и Шотландия. Но все-таки именно из последней страны пришел гольф: пастух, бродя по прибрежным дюнам, от нечего делать ударил палкой по круглому камню и случайно закатил его в кроличью нору. Потом к нему присоединились друзья, которым понравилась новая забава. Позже камни заменили гуттаперчевыми мячами, кроличьи норы – лунками, а вместо палок приспособили клюшки.
Идея строительства гольф-полей в России возникла еще в 70-е годы, но только в конце 80-х открыли первое в стране тренировочное поле – драйвинг-рейндж. А московский городской «Гольф Клуб» с девятилуночным полем появился в 1990-м. В Тольятти развитием спорта в конце 90-х – начале 2000-х занялся Лев Петрович Голяс. Планы были грандиозные. Приступили к строительству поля в Ягодном, организовали гольф-клуб «Волга». Затем Лев Петрович загорелся идеей провести первый в России международный зимний турнир. Сделали поле на девять лунок на Волге, на соревнования приехали профессиональные гольфисты из Москвы, американец, шведы. В перспективе замахивались даже на чемпионат мира. Открыли школу молодых гольфистов, набрали примерно 70 детей, потом 30 отсеяли. Оставшихся я и Любовь Тапилина тренировали бесплатно около двух лет, зимой – в ТГУ, летом – на площадках стадиона «Торпедо» и за улицей Спортивная. Десять человек научились играть достаточно хорошо. Но после зимнего турнира Голяса не стало, и гольф в Тольятти начал затухать: школа закрылась, прекратилось строительство поля в Ягодном.
– Как сейчас игра представлена в городе?
– Дело Льва Петровича пробовала возродить его дочь и члены гольф-клуба «Волга» Александр Бондаренко, Сергей Фалин и Игорь Мишенков. Они организовали гольф-клуб, а после – и драйвинг-рендж в «Теннис-центре». Несколько лет подряд Мишенков устраивал зимний турнир на турбазе «Фортуна». Но последнее годы никаких соревнований не проходит. Однако начали строить поля в Сырейке (их планируется пять) и в Бинарадке. В Тольятти действует одно шестилуночное поле в частном гольф-клубе «Имение». Здесь открыто членство. Умеют играть в гольф примерно десять горожан, держать клюшку – еще человек 20-30 (те, кого когда-то тренировали).
– По сложившемуся мнению, гольф – элитный спорт. Но кто на самом деле им занимается?
– Действительно, общая точка зрения в России, что гольф – спорт богатых. Но посмотрите: занятия большим теннисом стоят полторы тысячи рублей. Родители оплачивают не только сами тренировки, но и выезды на соревнования. Для занятий гольфом ребенку, по большому счету, не нужно вообще ничего. Лишь обычный спортивный костюм, остальное есть в академии. Если у детей проявляются способности и желание тренироваться дальше, только тогда потребуются расходы. Так называемый сет, набор клюшек, стоит в пределах восьми тысяч. Еще нужна перчатка, обувь, брюки-слаксы и тенниска. В целом получается, что гольф не затратнее других видов спорта. Для взрослых – то же самое.
– Приобретая дорогостоящее членство в гольф-клубах, платят за сам спорт или за возможность общаться с нужными людьми?
– И за то, и за другое.
– Так сколько все же стоит увлечение гольфом?
– Для ребенка 12 занятий в месяц в академии – одна тысяча рублей, для взрослых – пять. После того, как овладеешь техникой игры, можно поехать на гольф-поле в Казань, где пройти 18 лунок обойдется в 2-2,5 тысячи рублей.
– А возможно ли сделать гольф массовым видом спорта?
– Еще как. Только нужна финансовая поддержка. Например, если город выделит участок земли, затраты для устройства тренировочного поля будут незначительны. И в остальном гольф, пожалуй, самый демократичный вид спорта: им могут заниматься люди в возрасте от пяти до 70 лет, профессионалы могут играть с новичками. В США на район, как наш Автозаводский, приходится 350 полей. И на них выходят играть, как у нас в волейбол. Там гольф – спорт для всех, а не для богатых.
– Действительно ли на Западе показателем уровня жизни является количество гольф-полей на число населения?
– Это верно. В России же полей немного, тем более соответствующих международным стандартам. Хотя, например, в Тольятти интересный рельеф и создавать практически ничего не нужно: построить драйвинг-рейндж стоило бы недорого.
– Кто в России занимается распространением гольфа?
– Есть федерация гольфа, но в основном спорт продвигают частные лица. Сейчас, когда гольф стал олимпийским видом спорта, нужно его популяризировать и развивать.
– Где гольф наиболее развит?
– В Москве и Питере, где расположены основные поля. В Самарской области пока нет ни одного. Строительство запланированных потребует больших вложений и не ясно, появятся ли они в итоге. Хотя те поля возводят как раз для массовых занятий гольфом: в перспективе на них сможет приехать любой, поиграть или потренироваться.
– Среди бизнесменов членство в гольф-клубах уже стало популярным, у нас уже заключают на полях сделки как, например, это делают в Америке?
– Конечно. Например, в Москве, где для этого много возможностей. В Тольятти гольф-полей попросту еще нет. Плюс у русских другой менталитет, мы иначе решаем проблемы. В гольфе же ты на поле играешь и обсуждаешь дела. Когда они утрясены и поединок окончен, можно отдохнуть, выпить виски у 19-й лунки.
– У игры есть свой кодекс и правила этикета. Говорят, с помощью гольфа даже можно воспитать джентльмена. Насколько интересна русским эта сторона?
– Да, гольф – не просто игра, это образ мышления и жизни. Приобщение к гольфу означает гораздо больше, чем просто увлечение новым видом спорта. Это, скорее, приобщение к особой культуре: богатой традициями, эстетичной, аристократичной и многогранной. В ней отношения между людьми ставится высоко. Будете проявлять неуважение к соперникам – не пустят в будущем на поле. Обманите (улучшите положение мяча, прибавите очков) – потеряете лицо. И детей гольф действительно отлично воспитывает.
– В России гольф уже стал прибыльным бизнесом, каким он является за рубежом?
– Нет. Знаю, что в Ярославле и Ростове-на-Дону есть академии гольфа, но действуют они благодаря тому, что создали и поддерживают их спонсоры. Так что гольф продвигается состоятельными людьми, которые увлечены игрой и подтягивают в нее свое окружение. А вот чтобы доход стало приносить поле, нужны огромные усилия и большая популярность игры среди людей.
– Не во всех странах в гольф можно играть круглый год. В Тольятти развит гольф-туризм?
– Единицы, которые умеют играть в гольф, выезжают на поля Испании, Италии, Турции. Проводят там несколько месяцев в году. Возможно, этот вид туризма был бы более развит, если бы тольяттинцы учились игре.
– Спустя почти сто лет гольф возвращается в олимпийские игры: это произойдет в 2016 году в Рио-де-Жанейро. Российские спортсмены готовы представить страну?
– Нет, россиянам до уровня ведущих гольфистов мира еще далеко. У нас гольф существует около 40 лет, а за границей – века, разительно отличие в количестве и качестве полей, заинтересованности людей в развитии спорта. Сильные игроки – американцы, европейцы, японцы и корейцы.
– У тольяттинских гольфистов есть какие-либо спортивные амбиции?
– У любого начинающего спортсмена амбиции появляются, как только он показывает первый результат. Но у нас нет молодых гольфистов, поэтому представлять город на турнирах некому. Умеют держать клюшку лишь люди старше 30 лет, которые в большинстве своем рассматривают гольф как увлечение.
– Как видите перспективы гольфа в Тольятти?
– Чем больше горожан будет им заниматься, тем лучше. Но пока на будущее этого спорта смотрю скептически. Хотя верю, что он может быть интересен не только детям, но и взрослым. Некоторые тольяттинцы признают, что приезжая за рубеж и выходя на поле, испытывают стыд: сейчас начнут ковырять землю. Тем не менее тренироваться не идут, да и делать это негде. Молодежь говорит, что боулинг уже надоел и, если бы был гольф-симулятор и поле, с удовольствием бы махали клюшкой. Но гольфу нужно сначала научиться, иначе интереса не появится: мяч просто будет улетать в сторону.
– Но потенциальная аудитория у игры есть?
– Есть, и она невероятно велика. Однако неясно, как разбудить в ней интерес. Разве что ввести гольф в качестве урока физкультуры, как это сделали в школах Москвы. Видимо, проблема с популяризацией и в том, что люди считают гольф спортом для богатых и думают, что он не развивает физически. И то, и другое неверно. Сейчас тренировочный процесс проходит в помещении, летом хотелось бы построить драйвинг-рейндж. А в идеале – иметь крытый манеж с искусственным покрытием, гольф-симулятором, где и проводить тренировки в зимнее время, а летом выходить на открытое поле.