На территории особой экономической зоны Тольятти приступил к строительству производства первый резидент. Параллельно будет обрастать инженерной и транспортной инфраструктурой и сама площадка ОЭЗ. В совмещении работ, как говорит Алексей Пахоменко, есть определенный риск. Но идут на него осознано, чтобы сократить сроки запуска производства и наполнения зоны.
– Команду для реализации проекта «Особая экономическая зона» в Самарской области собрали примерно одиннадцать месяцев назад. Что удалось сделать за это время?
– Филиал ОАО «ОЭЗ» Самарской области создали 23 декабря 2010 года. Команда начала работать в январе. Первых резидентов экспертный совет одобрил 30 мая, то есть спустя всего лишь пять месяцев с момента начала работы проектной команды. К подготовке строительной площадки приступили уже в октябре текущего года. 24 ноября стартовало возведение производства компании ООО «ТПВ РУС».
– Каковы сроки строительства и запуска ОЭЗ?
– Еще в сентябре-октябре этого года территория в 19 гектаров, расположенная ближе к АВТОВАЗу, была захламлена: строительный мусор, мусор несанкционированных свалок, заросли дикорастущих деревьев и кустарников. Первым делом очистили ее. Вывезли около пятисот КАМАЗов мусора. Далее спрофилировали временное энергоснабжение, установили ограждение, проложили 7324 квадратных метра временных дорог. Содействовали «ТПВ РУС» в организации стройплощадки. Сегодня территория ОЭЗ полностью готова для начала строительства любым из резидентов. Следующий этап – проектные работы по объектам инженерной и транспортной инфраструктур. Декабрь потратим на дополнительные геологические и геодезические исследования для организации строительно-линейных объектов. В апреле начинаем возведение инженерной инфраструктуры и объектов коммунальной зоны. С января по апрель устанавливаем основное ограждение. Запуски производства произойдут в первой половине 2013 года.
В 2014 году предполагаем строительство пожарного депо на территории ОЭЗ. Но сегодня никто не может сказать, какими темпами будет заполняться зона и когда возникнет потребность в собственном депо. Мы попадаем в радиус действия депо АВТОВАЗа и прорабатываем вопрос использования его ресурсов двумя промплощадками. Если одного депо окажется достаточно, свое возводить не станем.
Транспортным терминалом будем пользоваться АВТОВАЗовским, до тех пор, пока не построим свою железную дорогу. Необходимость в ней возникнет, когда грузопоток станет достаточным для ее эффективной загрузки (после заполнения ОЭЗ наполовину).
– Предполагается, что от ОЭЗ должна быть разветвленная транспортная инфраструктура. Какие дороги и когда планируется построить?
– С появлением ОЭЗ, безусловно, увеличится нагрузка на транспортные артерии города и региона. На реконструкцию трассы «Тольятти-Ягодное» министерство транспорта Самарской области выделило 440 миллионов рублей. Из двухполосной ее реконструируют в четырехполосную. Проектные работы намечены на 2012 год, начало строительства – на 2013 год. Сроки нас устраивают, потому что до того времени мы не вырастем настолько, чтобы создать серьезную транспортную проблему. Дорогу по северу завода расширят с дальнейшим выходом на М-5. Но чтобы ответить на вопросы, сколько на это потребуется средств и когда дорога будет сделана, нужно выполнить проект планировки территории вокруг ОЭЗ. Его, кстати, уже готовит самарская компания «Русич», и в ближайшие полгода он, думаю, будет представлен.
– Почему для строительства ОЭЗ выбрали именно Тольятти?
– Преимущества налицо. И главное – емкость рынка: в радиусе тысячи километров от города проживает больше половины населения страны. То есть товары до конечного потребителя и комплектующие на промплощадку удобно доставлять именно из Тольятти.
– Каким образом осуществляется финансирование ОЭЗ?
– Финансирование строительства объектов ОЭЗ будет осуществляться из бюджетов трех уровней: доля федерального бюджета – 7,2 миллиарда рублей, местного – 0,8 миллиарда, внебюджетные средства составят около шести миллиардов. На них энергоснабжающие организации построят новые и модернизируют уже имеющиеся подстанции. Специально под нас компания «Энергетика и связь строительства» уже возвела на востоке площадки распределительную станцию. На западе – подстанция компании МРСК, модернизация которой пройдет в 2012-2013 годах. Первая половина участка ОЭЗ будет подключаться к энергии с восточной подстанции: 40 мегаватт нам достаточно. В целом же обе подстанции доведены до уровня 90 мегаватт, так как потребность площадки составляет 180 мегаватт. Также дочерняя компания «Газпрома» взялась преобразовать под наши нужды газораспределительную подстанцию №115 и обеспечить газом всю зону. В мае 2012-о труба уже будет на территории ОЭЗ, в сентябре ее сдадут в эксплуатацию. Таким образом, к первому кварталу следующего года уже построенное производство нашего первого резидента будет подключено к газоснабжению. В том, что идем параллельно, есть определенный риск. Но делаем мы это с целью сокращения сроков запуска производства и наполнения ОЭЗ.
– Как скоро прогнозируете заполнение особой экономической зоны?
– С одной стороны наша ОЭЗ достаточно крупная: ее площадь – 660 гектаров, что на 10% больше площади АВТОВАЗа. С другой стороны ОЭЗ Липецка – более тысячи гектаров, ОЭЗ Татарстана – более двух тысяч. Наполняемость этих зон за шесть неполных лет существования составила 40-50%. Если их масштабы перенести на наши, то они идут темпами примерно в 500-600 гектаров за пять лет. Базируясь на их опыте, мы выходим на сроки заполнения ОЭЗ Тольятти. Ставим задачу загрузить ее полностью за четыре года.
– С кем ведете переговоры и насколько успешно?
– Прямые переговоры идут более чем с сорока компаниями. Две стали резидентами – «ТПВ РУС» и «Полад» с проектом «Железный поток». В декабре ожидаем еще двух резидентов, надеюсь, 16-го числа на экспертном совете по ним примут положительные решения. Это компания «Рулевые системы» (автокомпонентное производство) и «Техноптоник» (производство светодиодных светильников).
Основная часть зарубежных компаний, с которыми ведем переговоры, примет участие в проекте в первом квартале или полугодии 2012-о. Всех их можно разделить на автокомпонентные и мультинаправленные. Допустим, «Бош» занимается компонентным производством, но кроме того выпускает инструменты, бытовую технику и линии упаковки, отопительные, охранные системы и другое. Надеемся, что одно из подразделений компании, имеющее в Тольятти производство автоматических линий упаковки, переедет на территорию ОЭЗ с расширением. «Хитачи», «Тойота Тсюсо» – подразделения транснациональных компаний, занятых интеграцией крупных производителей автокомпонентов. «Тойота Тсюсо» привлекла к нам «Които», «Митсуба», «Сумитек» – формируется японский кластер автокомпонентщиков. Но при этом и «Хитачи», и «Тойота Тсюсо» имеют бизнес и в тяжелом машиностроении, и в электронике.
Первым делом они идут сюда, конечно, с автокомпонентным производством, но есть договоренность, что в дальнейшем будут привлекать и другие направления. Немецкий куст, компании «Шеффлер», «Мубеа», «Мале», – тоже автокомпонентные. «Шеффлер» владеет тремя брендами, два из которых – среднего и тяжелого машиностроения. Начиная в Тольятти с выпуска сцеплений, они планируют перейти к производству других компонентов. Суммируя, скажу, что первое полугодие 2012 года будет интенсивным с точки зрения входа резидентов в проект.
– Напомните, кто может стать резидентом и каков для него «пропускной билет»?
– В первую очередь это компании, занятые производством. Они должны зарегистрироваться на территории муниципального района Ставропольский, разработать бизнес-план и защитить его в Минэкономразвития России, заключить соглашение о ведении производственно-промышленной деятельности и инвестировать в собственное производство не менее трех миллионов евро. При этом первый миллион должен быть вложен в проект в первый год его реализации.
– Многие горожане скептически относятся к этим требованиям, не верят, что существующие резиденты способны инвестировать такие деньги.
– Любые новые проекты всегда вызывают скептические настроения у части населения. Когда-то не верили, что Гагарин полетит в космос, что в чистом поле будет построен автозавод. И первое, и второе свершилось. Вернемся к компаниям. Годовой оборот «Бош» – более пятидесяти миллиардов евро, «Мале» – 10,5 миллиардов евро, «Шеффлер групп» – 9,5 миллиардов. Основная часть перечисленных мной выше компаний – поставщики «Рено» и «Ниссан». Какие есть причины, чтобы они не пришли сюда? Я и моя команда каждый месяц будем доказывать «сбыточность» проекта ОЭЗ.
– В России 24 ОЭЗ. Чем наша будет отличиться от прочих? Почему инвесторы должны прийти именно сюда?
– Зоны делятся на четыре группы: туристско-рекреационного типа, портовые, технико-внедренческие и промышленно-производственные. Последние – самые сложные. Их в России всего четыре. Действующие – в Липецке и Алабуге. ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области моложе нас и пока находится на бумажно-согласительном этапе. Какие у нас есть преимущества против коллег? Первое – это «Жигулевская долина»: на одной территории разместятся технико-внедренческий центр, площадки для массового производства и самый крупный промышленный потребитель произведенной продукции – АВТОВАЗ. Такой синергии, таких трех опорных точек нет ни в одной ОЭЗ. Мы отличаемся существенным трудовым потенциалом. В городе живут образованные люди, мобильные с точки зрения адаптации в любые структуры машиностроительной направленности.
Мы запустили проект «Тольятти – фундамент перемен», призывая горожан заполнять анкеты на соискание вакансий в будущих предприятиях ОЭЗ. За время чуть более месяца набрали четыре тысячи анкет. Еще шесть тысяч – на бумажных носителях, пока не обработанные. Эта база данных трудовых ресурсов будет использоваться резидентами для формирования производств. Из нее «ТПВ РУС» уже приняла на работу десять человек.
– Сколько рабочих мест должно появиться?
– Все зависит от того, какова будет структура производств. Простые сборочные операции, от которых уходим, дадут минимум 11 тысяч рабочих мест. Сложные производства – до 40 тысяч.
– ОЭЗ изначально рассматривали как большие перспективы для города и его населения. А что если в итоге на площадку придут в основном «отверточные производства»?
– Преференции резидентам государство дает исключительные. Одна только экономия капитальных затрат за счет предоставления бесплатной инженерной инфраструктуры составит до 30% против строительства на другой площадке. Плюс таможенные, налоговые льготы. Предоставляя их, государство регулирует процесс привлечения резидентов. И любые компании, желающие принять участие в проекте, рассматривает через призму трудозанятости и сложности производства. Но горожанам нужно и самим объективно оценивать, что они могут предложить приходящим в ОЭЗ фирмам. Чтобы занять значимую позицию в транснациональной компании, нужно соответствовать требованиям. Владеть английским языком, иметь высокую квалификацию по российским стандартам обучения, желательно – дополнительное образование, полученное за пределами РФ, опыт работы по профессии. Нужно готовиться: конкуренция на рынке труда будет высокой, и занять достойное место смогут только те, кто совершенствуется. А на это у нас еще нет тренда.
– Проект на планировку инженерной инфраструктуры выиграла омская компания. Насколько вы довольны этим фактом?
– Отмечу, что в феврале-марте пройдут конкурсы на выполнение других проектных работ, на определение подрядчиков для установки ограждения, строительство инженерной и коммунальной инфраструктур. Призываю проектные и строительные организации следить за разделом «Торги» на нашем сайте. –Мы ограничены требованием ФЗ-94: федеральные деньги по-другому, кроме как на конкурсной основе, не распределяются. В торгах победил, выиграв у самарских и тольяттинских фирм лишь по срокам исполнения заказа, «Омскгражданпроект». Встречались с представителями компании в Тольятти: это серьезная организация с численностью персонала более пятисот человек, богатым портфолио выполненных заказов, региональным правительством в числе акционеров. Как рассказали омичи, их технологические ноу-хау позволяют сократить срок исполнения работы. Насколько хорошо они справятся с ней, пока трудно судить, но при первой встрече компания произвела приятное впечатление.
– Вы упоминали, что ОЭЗ будет потреблять 15% от электроэнергии, производимой ТЭЦ АВТОВАЗа. В 2013 же году обещают ввести в эксплуатацию «Ладу Арену». Мощностей ТЭЦ хватит и на крупнейший район города, и на новые объекты?
– Цифру 15% приводил лишь для понимания масштабов ОЭЗ. Мы не завязаны на одну из ТЭЦ, мы находимся в единой энергосистеме России. Другими словами, не запитываемся от ТЭЦ ВАЗа, запитываемся от энергосистемы. А ее мощностей в регионе достаточно для развития множества крупных площадок.
– ОЭЗ в Самарской области – промышленно-производственного типа. И строится она на лучшем черноземе губернии. Предусмотрены ли какие-либо мероприятия по снижению экологической нагрузки?
– На площадке в 660 гектаров больше сеять не будут, это точно. Поэтому качество земли, которую мы используем, с точки зрения сельскохозяйственного производства, оценивать незачем. Как территория будет защищена от неблагоприятного воздействия площадки на окружающую среду? Этот вопрос актуален. Каждый отдельный проект производства пройдет экологическую экспертизу. Ни одна компания не начнет строить, пока не докажет государству, что все требования экологической безопасности будут выполнены в полной мере. В целом же Тольятти – крупная промышленная территория, не горнолыжный курорт и не заповедная зона. С запуском ОЭЗ окружающая среда лучше не станет, хуже – вряд ли. Здесь будут современные производства, построенные в соответствии с требованиями экологической безопасности выше существующих в Европе.
– ОЭЗ даст новые возможности для развития производств инвесторов. А что она даст Тольятти, который вместо города будущего уже давно называют спальным районом?
– А что дал АВТОВАЗ городу? Развитие. 45 лет назад здесь было чистое поле, но появилась промплощадка и появился город. Любое производство прежде всего – это налоги, которые наполняют местный бюджет, который, в свою очередь, развивает среду. У нас много «экспертов», которые говорят: «Появится промплощадка и все убьет, как ядерная бомба». Это дурь. Именно бизнес развивает территорию. И в социальном, и в производственном направлении.