Во вторник, 21 июня, в Тольятти стартует IV Международный фестиваль классической музыки. Впервые под открытым небом будут играть 200 музыкантов из трех симфонических оркестров. По ожиданиям организаторов, это будет несомненный рекорд, как для фестиваля «Классика над Волгой», так и для города в целом. О музыкальной и финансовой составляющей уникального проекта Tolyatty.ru рассказал директор фестиваля «Классика над Волгой» Алексей Возилов.
– Алексей, из чего выросла «Классика над Волгой»? Как сформировался формат фестиваля?
– На самом деле это такой классический кухонный вариант. Однажды мы с друзьями, которые живут в Портпоселке, сидели на кухне и смотрели телевизор. То, что там показывали, даже нельзя назвать фестивалем. Просто стоял рояль и за ним на площади в Амстердаме играл пианист. Собралось много людей. Горожане сидели на траве, на лодочках, где угодно – все пространство было заполнено отдыхающими. И мы подумали: «Почему бы нет? Почему в нашем городе не попробовать представить классическую музыку под открытым небом?». Заинтересовал именно такой формат. Чтобы это было доступно и свободно.
– Если сравнить первый фестиваль и «Классику над Волгой» прошлого года, насколько проект стал более востребован?
– Есть определенная динамика. Из года в год людей приходит больше. В прошлом году мы изначально допустили ошибку, когда сделали лишь один гала-концерт. И потом пришлось в срочном порядке, благо все сошлось и получилось, делать еще один дополнительный день. Но это все было на коленках. Потому что у нас за пять дней до фестиваля закончились билеты. Мы продали все 1200 билетов. За следующие пять дней мы успели продать еще около 700 билетов. А в этот раз мы замахнулись, и я сейчас понимаю, что даже несколько больше, чем можно было в спокойном порядке сделать. Мы поставили четыре больших дня. Четыре концерта по 1200 мест. Уже сейчас могу сказать, что скорей всего мы второй день не продадим. К великому моему сожалению. Потому что второй день – это молодежные симфонические оркестры казанской и саратовской консерваторий. На наш день – он будет третьим – традиционно идут неплохо. Приблизительно в таком же графике идут на открытие. И я понимаю, что если это будут не полные залы, то достаточно укомплектованные. На гала-концерт билетов осталось очень немного, и они разойдутся как пирожки.
– Насколько нам известно, на второй день можно приобрести билеты со скидкой?
– Да, это действительно так. В принципе, одно из моих четких убеждений, что билеты на фестиваль не должны быть дорогими. И 200-600 рублей – это невысокая цена. Мы решили сработать в данном случае по купонной системе. И делаем определенное количество билетов по цене 150 рублей. Это как раз на билеты на среду, 22 июня. Это также делается для того, чтобы у людей, которые не готовы заплатить даже 300 рублей за человека, была возможность послушать классическую музыку под открытым небом. Я считаю, что это будет прекрасный день. Чем для большего числа людей мы откроем двери, тем больше моя задача будет выполнена.
– В день гала-концерта будет на 200 мест меньше, с чем это связано?
– Мы уберем партер – 200 мест, чтобы смогли сесть музыканты. В определенный момент у нас на сцену выйдут все три симфонических оркестра. Музыканты будут играть одновременно, чего в принципе у нас на фестивале не было. Да и вообще я думаю, что это будет рекорд для Тольятти.
– Кто главный координатор музыкальной части? Как формируется программа?
– Ректор Тольяттинского института искусств Евгений Прасолов. Первые два фестиваля была руководитель молодежного симфонического оркестра Поволжья, а впоследствии директор тольяттинской филармонии, Лидия Семенова, то есть люди, которые занимаются этим профессионально. Я не считаю себя профессионалом в плане творчества. И к моему великому сожалению, если мне поставить Бетховена или Моцарта, то могу ошибиться. Я не был никогда музыкантом, не обучался в музыкальной школе. Вот мой сын закончил три класса музыкальной школы, и думаю, что ему будет легче, чем мне. Тем не менее очень люблю классическую симфоническую музыку, с огромным удовольствием слушаю в машине. Просто на физическом уровне испытываю удовольствие от прослушивания классики под открытым небом. Даже сейчас, когда у нас проходят небольшие промоакции в торговых центрах, люди останавливаются и с удовольствием слушают музыку. А какого же будет, когда 200 музыкантов под открытым небом с хорошей акустикой, в хорошем исполнении исполнят того же Чайковского. Мне кажется, это будет прекрасно!
– Можно сказать, что ваша фирма «Глория» занимается как раз технической, организационной стороной?
– Собственно я являюсь директором фестиваля и автором идеи. Поэтому не удивительно, что наша компания занимается технической стороной. Причем в техническое наполнение входит абсолютно все – и рекламная кампания, и проезд, и расселение, и логистика, и арендные моменты. И вообще все понимание упаковки. Все понимание содержания – это вопрос художественного руководителя.
– Только на проживание и питание артистов заложено около 750 тысяч рублей. Это все деньги частных инвесторов?
– По сути да. Город помогает нам в качестве административного ресурса. Я ни в коем случае не открещиваюсь от города, потому что в партнерах мэрия стоит. И было бы несправедливо говорить, что муниципалитет не помогает. Музыканты молодежного оркестра тольяттинского института искусств и тот же Прасолов получают зарплату от города. Основное – это билеты. Мы развернули достаточно широкую рекламную кампанию, и должны хотя бы не попасть на этом проекте.
– Вначале фестиваль проходил совместно с Лидией Семеновой и молодежным симфоническим оркестром Поволжья, потом вы стали сотрудничать с симфоническим оркестром тольяттинского института искусств. Стоит ли усматривать в этом конфликт?
– Когда изначально родилась эта идея, и я совершенно не знал с кем можно посоветоваться по моментам классической музыки, то мне предложили Лидию Семенову. Тогда она была директором Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Изначально она отказалась от сотрудничества. Но потом, когда посоветовалась с дирижером и руководителем оркестра Анатолием Левиным, согласилась. Тогда появился Борислав Гринблат, который решал финансовые вопросы оркестра. И тогда организовалось это трио. Но после так скажем определенных моментов, этот союз распался. И в прошлом году я поговорил с Евгением Прасоловым, который с удовольствием пошел навстречу. Я считаю, что для меня это просто удача. По нескольким причинам, даже не потому что, что на безрыбье и рак рыба. А потому что теперь я понимаю, что молодежный симфонический оркестр института искусств – это наши, тольяттинские люди. А молодежный симфонический оркестр Поволжья, при всех его заслугах, все-таки это бренд скажем так, выдуманный. Это бренд, пока есть деньги. При всех плюсах. Да, ребята сейчас проходят у нас шикарную школу, безусловно, с ними занимаются великолепные мастера своего дела. Только вопрос в том, что они отрабатывают на нашей площадке и за наш бюджет. По сути можно собраться в Москве, можно собраться в Санкт-Петербурге. Самое печальное в этой истории, что как только перестанут течь бюджетные деньги, этот бренд, к сожалению, закончится. У нас несколько иная история. Сейчас это уже коммерческий проект, и я этого не скрываю. Я считаю этот проект самодостаточным. Если мы можем обходиться без бюджетных денег, значит, мы это можем. Если будет помощь от города, будет хорошо. Потому что идей у меня много. Можно развиваться в регионы, делать рекламу в других города. Как всемирно известный цирк «Дю Солей», который приезжал в Казань. Реклама была повсюду – в Самаре, Ульяновске, Тольятти. Почему мы не можем на наш бренд сделать такую же рекламу? Пока мы просто не очень активно зашли в эти города. Хотя уже сейчас к нам едут из Татарстана, Оренбургской области, Самары. Если мы сделаем рекламу больше, то мы привлечем людей и из других городов. А это уже событийный туризм. Это история, которая в принципе интересна нашем городу. И это может быть реальностью.
– Бренд «Жигулевской кругосветки» запатентован. А как обстоит дело с «Классикой над Волгой»?
– Я запустил этот процесс. Но на самом деле вопрос не в бренде. Я думаю, что сейчас нет ни у кого большого желания забрать бренд, потому что бренд без сути – это пустое. Взяв бренд, надо уметь на этом бренде заработать. Это не бренд Макдоналдса или кока-колы. Даже взяв эти бренды надо уметь заработать. То же самое с «Классикой над Волгой». Пока я не считаю это приоритетным вопросом.
– Есть ли уже понимание, какой будет следующая, пятая «Классика над Волгой»?
– Поживем – увидим. Я бы очень хотел, чтобы нас поддержал город, в том числе и финансово. В будущем году будет 275 лет Тольятти. И, возможно, у мэрии будут соображения, как поучаствовать в этом фестивале. Вообще я думаю, что год от года «Классика над Волгой» будет более и более интересной. Пока мне кажется, что мы держим марку.