TOLYATTY
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Тольятти

Погода+15°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

3 м/c,

ю-з.

749мм 42%
Подробнее
USD 90,92
EUR 98,90
Город Татьяна Любич, и.о. руководителя департамента образования мэрии Тольятти: «Государство не снимает обязательств по бесплатному образованию»

Татьяна Любич, и.о. руководителя департамента образования мэрии Тольятти: «Государство не снимает обязательств по бесплатному образованию»

С 1 сентября этого года все первоклассники будут обучаться по новому образовательному стандарту. По уверению и.о. руководителя департамента образования мэрии Тольятти Татьяны Любич, эти стандарты скажутся только на технологии преподавания. Содержания пред

С 1 сентября этого года все первоклассники будут обучаться по новому образовательному стандарту. По уверению и.о. руководителя департамента образования мэрии Тольятти Татьяны Любич, эти стандарты скажутся только на технологии преподавания. Содержания предметов или их количества они не коснутся. Также родителям не стоит опасаться того, что образование станет платным. О новых стандартах образования, ЕГЭ и ГИА, школьных площадках и обеспечении детей местами в детские сады Tolyatty.ru рассказала и.о. руководителя департамента образования мэрии Тольятти Татьяна Любич.

– С этого года школы города начинают работать по новой программе обучения. В чем это будет выражаться?

Во-первых, изменения коснутся только первых классов. Сейчас в искаженном варианте передаются слухи, что сократится набор предметов. Ничего подобного не произойдет. Единственным отличием является то, что вводится к имеющимся двум еще один час физической культуры. В первом классе в учебном плане теперь будет не 20, а 21 час. Новые стандарты не предполагают изменения в наборе учебных предметов или в содержании самих предметов, они в большей степени коснутся технологии преподавания. Все, что в учебном плане было в этом году, сохранится и в следующем. Государство ни в коей мере не снимает с себя обязательства по обеспечению бесплатного общедоступного образования. Более того, норматив, по которому финансируются все учреждения, на первоклассников будет несколько увеличен.

Основная идея новых стандартов – это внедрение таких технологий, которые не просто формируют у детей знания, умения и навыки, а развивают способности детей к анализу, мышлению, работе с большим количеством информации. Это навыки, которые являются базовыми для любого специалиста. Ради этого и меняют технологии преподавания. Так же на школу будет возложена дополнительная обязанность по организации второй половины дня. Помимо основного учебного плана родителям будут предлагаться кружки, секции, клубы, экскурсии, где дети смогут по своему желанию и выбору реализовать свой творческий потенциал. Что касается изменений в старшем или среднем звене, то в этом году в основном звене изменений не будет. А в старшем почти во всех школах введут профильное обучение.

Родители опасаются, не будет ли новая программа обучения платной?

– Это все искаженные данные, которые никак документально не подтверждены. Наоборот, государство увеличивает финансовый норматив на первоклассников. Другое дело, что в стране давно заявлен курс на переход в старшем звене на профильное образование. Основная идея профильного образования заключается в том, что ребенок в 10-11 классе должен быть уже сориентирован на определенную профессиональную сферу деятельности и точно знать какие ему дисциплины нужно изучать более глубоко. А поскольку количество часов ограничено, то получается, что ряд дисциплин он выбирает на профильном уровне, а оставшиеся часы будут предложены на базовом уровне. Но в результате, общая нагрузка детей и количество часов, которые оплачивает государство, не изменится. Просто будет некая маневренность. Предполагается, что каждый ребенок должен будет получить профильное образование.

Другая сторона образовательного процесса – это питание. Экспериментальный проект по совершенствованию организации питания школьников получил признание на уровне страны. За счет чего удалось добиться таких результатов?

– Тольятти, как экспериментальная площадка Самарской области, принимал участие в федеральном проекте Министерства образования РФ. Мы третий год подряд становимся победителями этого проекта. Каждый год мы вновь подаем заявку, прикладываем документы, подтверждающие эффективность, рациональность и выполнение всех заявленных программой эксперимента условий.

У нас уже отремонтировано, модернизировано и оснащено современным оборудованием 40 пищеблоков. В рамках федерального проекта предполагается оснащение только оборудованием. В городе мы решаем этот вопрос комплексно: проводится соответствующий ремонт, меняются все сети – электрика, водопровод, канализация. Одновременно создана специальная программа автоматизированной системы учета численности питающихся детей, во всех школах-участницах проекта внедрены безналичные расчеты за питание, приобретена красивая посуда. Все это сделано за счет средств муниципалитета и инвесторов.

В прошлом году мы оборудовали 13 школьных столовых. В этом году планируем оснастить еще шесть образовательных учреждений. Планируется оснастить 100 % школьных столовых города. Сейчас мы уже четко видим, что повышается охват питанием и в целом по городу он уже близок к 80%. В отдельных образовательных учреждениях он достигает 100%. Причем в ряде школ, в которых до проекта был охват питанием 40-50%, произошло фактически двукратное увеличение питающихся. И даже можно сказать, что отдельные показатели, связанные с заболеваниями органов пищеварения школьников, имеют небольшую тенденцию к улучшению. Возможно, что оснащение школьных столовых стало одним из факторов этого улучшения.

Учебный процесс для большинства школьников уже завершился. Как в этом году будет организована работа школьных площадок?

– Школьные площадки открылись практические во всех образовательных учреждениях с 1 июня. В первой смене будет отдыхать более 7,5 тысячи школьников. Что очень важно, в лагеря теперь принимают детей с семи до 18 лет. Есть два варианта работы школьных площадок: с двух или трехразовым питанием (по выбору родителей). Смена длится 18 дней. Пребывание детей на школьных площадках финансируется из муниципального и регионального бюджета, поэтому родительская плата составляет только 30% от стоимости питания. За двухразовое питание – 630 рублей в смену (35 рублей в день), за трехразовое – 792 рубля в смену (44 рубля в день). Дети из малообеспеченных семей посещают лагерь бесплатно.

Перейдем к теме ЕГЭ и ГИА. Какие предметы выбрали школьники этого года? Изменился ли этот выбор?

По нашим данным. наиболее востребованным остается обществознание. И эта позиция является лидирующей уже несколько лет. В этом году выпускные экзамены по обществознанию сдают 1640 выпускников одиннадцатых классов и 1049 девятиклассников. В тройку самых сдаваемых предметов так же входят физика и история. Их выбирают от 600 до 700 выпускников. Больше 500 девятиклассников остановили свой выбор на биологии. Могу отметить, что в этом году четко прослеживается тенденция, когда все больше выпускников с особыми возможностями здоровья предпочитают сдавать итоговую аттестацию на общих основаниях.

Сохраняется тенденция, когда гуманитарные науки пользуются большим спросом, чем технические. Выбор обществознания вырос на 6%, а литературы на 2%. Но это общемировая тенденция. Немного увеличилась доля участников ЕГЭ, выбирающих биологию, – на 3% и математику. Снижается доля выпускников, выбирающих информационные технологии – на 4%. Но это не глобальные изменения. Тем более в этом году ужесточилось требование к выбору предметов. До 1 марта выпускникам было рекомендовано выбирать избыточное количество экзаменов, потому что потом отказаться от какого-то предмета было можно, а вот выбрать дополнительный – нельзя. Выпускники выбирали экзамены про запас, поэтому увеличение спроса на некоторые предметы получилось несколько размытым.

Помимо того, что выпускникам надо было выбрать экзамены до 1 марта, запланированы ли в этом году еще какие-то нововведения в процедуре проведения ЕГЭ и ГИА?

С этого года и выпускникам и организаторам запрещено иметь при себе и, соответственно, пользоваться мобильными телефонами или иными средствами связи. При проведении досрочных экзаменов в апреле один из выпускников самарской школы из-за этого был удален с экзамена. И второе нововведение коснулось экзамена по русскому языку в девятых классах. Теперь он проходит с использованием аудиозаписи текста изложения. Это сделано для того, чтобы у всех девятиклассников были равные условия. У разных учителей разная дикция, разная манера произнесения.

В связи с тем, что вузы переходят на обучение по программам бакалавриата и магистратуры, ожидаете ли вы, что как-то изменится ситуация с поступлением в вузы и ссузы?

Такого прогноза никто не даст, хотя по средним специальным учебным заведениям у нас некая положительная тенденция наблюдается. В прошлом году набор в ссузы увеличился. Но этот период перехода будет длительным. Отдельные вузы уже перешли, некоторые постепенно переходят, поэтому не думаю, что здесь как-то принципиально что-то поменяется. На наш взгляд, высшее образование останется приоритетным.

В компетенции департамента образования также находится и распределение мест в детские сады. Какова ситуация с дошкольниками?

Летом будет несколько автоматизированных распределений в детские сады. Одновременно начнется работа по открытию новых групп. Мы планируем, что к 1 сентября стопроцентно обеспечим местами детей с трех до семи лет. Другое дело, что могут быть такие случаи, когда родителю предлагают учреждение, а оно его не устраивает. Главное, что такой напряженности не должно быть, когда маме надо выходить на работу, а ребенок не пристроен в детский сад. К сентябрю мы планируем дополнительно создать 685 мест в детских садах. На Жукова, 21, после реконструкции и восстановления заработает целый детский сад на 220 мест. Открыты будут 17 групп в АНО «Планета детства Лада» и восемь групп в муниципальных дошкольных учреждениях. Преимущественно это делаем по Автозаводскому району, где особенно напряженная ситуация с нехваткой мест.

От 1,5 до трех лет в полном объеме потребность не удовлетворяется. Но надо понимать, что если родители решают отдать ребенка в сад в 1,5 года, то, конечно, это сделать можно, но это – крайняя мера, потому что ребенок еще очень маленький. Как правило, ребенок плохо адаптируется и начинает болеть. В результате мы создаем место, а оно оказывается не востребованным в течение длительного периода, потому что ребенок болеет. Кроме того, иногда берут место, а ребенка не водят в садик. Это тоже очень опасная тенденция, потому что любое место – это муниципальные деньги. Мы количество мест для детей 1,5-3 лет будем тоже увеличивать, но обеспечить местами всех, как в возрасте от трех до семи лет, – это дело будущего.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем