Самый молодой депутат тольяттинской городской думы активно выступает в защиту прав молодых семей. Политик ратует за возвращение возможности оплаты ипотеки жилищным сертификатом. Именно с таким требованием Николай Лексин выступил в одиночном пикете в Москве перед зданием Министерства регионального развития. О том, как обстоит дело с обеспечением жильем молодых семей Тольятти, из каких источников городской бюджет может не дополучить доход и как 28-летнему народному избраннику удается совмещать депутатскую деятельность и бизнес Tolyatty.ru рассказал депутат гордумы, заместитель председателя Совета ОД «Декабрь» Николай Лексин.
– Николай, в феврале этого года вы провели одиночный пикет возле Министерства регионального развития в Москве. С каким требованием вы выступали?
– Мое требование соотносится с требованием тех граждан, которые являются участниками федеральной целевой программы «Жилище» и ее подпрограммы «Молодой семье доступное жилье». В конце прошлого года правительство РФ приняло новую программу «Жилище» на 2011-2015 годы. И в этой программе изменили порядок предоставления социальных выплат семьям-участницам подпрограммы «Молодой семье доступное жилье». В частности, из нее исключили возможность погашения ипотечного кредита с помощью социальной выплаты. Остался только один вариант – первоначальный взнос в ипотеку, то есть те люди, которые имеют действующую ипотеку и заплатили хотя бы один рубль, то они уже не смогут воспользоваться жилищным сертификатом. Я думаю, что таких семей немало не только в Тольятти, но и за пределами Самарской области, и считаю, что эту программу невозможно решить на местном уровне, добиваясь чего-то от чиновников мэрии или даже чиновников областного правительства. За это, в первую очередь, ответственны чиновники Министерства регионального развития, те, которые курируют эту программу, которые занимаются непосредственно разработкой принятием этой программы. Именно поэтому около головного здания Министерства регионального развития в Москве я провел одиночный пикет с одним требованием: «Вернуть возможность оплачивать ипотеку сертификатом».
– Будучи депутатом, вы все-таки наделены определенными полномочиями. Что подвигло вас именно на этот шаг?
– Ну, во-первых, я туда поехал не как депутат, а как рядовой гражданин, и это в том числе моя гражданская позиция. Я считаю, что не только методами, которые доступны мне как депутату, нужно воздействовать на власть. Скажем, если простые граждане также начнут более активно выходить на какие-то акции протеста и отстаивать законным способом свои права, то наше гражданское общество, хочешь – не хочешь, а будет развиваться. У меня есть два жизненных базовых правила – «если ничего не делать, то точно ничего не получится» и «если хочешь подать пример, то сделай это первым». Я сделал это первым и считаю этот шаг абсолютно правильным. И я думаю, что вслед за мной на это обратят внимание и другие люди, для которых действия депутата, пусть и из города Тольятти, будет показательными.
– На ваш взгляд, можно ли говорить о том, что одиночный пикет сыграл какую-то роль? Вы расцениваете свой поступок как «пионерский» шаг, который должен способствовать череде следующих подобных явлений?
– Естественно, какой-то один человек, находящийся перед зданием Минрегиона может серьезно и не повлиять на ситуацию. Возможно, что у них каждый день кто-то стоит в одиночном пикете, и они, может быть, и не обратили на меня внимания. Я не претендую на всемирную славу в связи с этим поступком. Но я думаю, если мы, в первую очередь, будем активно привлекать к этой проблеме внимание тех людей, которые заинтересованы в программе «Молодой семье – доступное жилье», то камень может сдвинуться с мертвой точки. Это я и пытаюсь делать в Интернете, через свой блог http://nleksin.livejournal.com/. А если мы будем активно привлекать внимание регионов и заваливать Министерство регионального развития обращениями, то в таком случае чиновники однозначно получат сигнал. И тут они либо услышат этот сигнал и поймут, что что-то не так, либо они дадут разъяснения, что они, действительно, не намерены ничего менять. И мы будем придумывать какие-то другие методы достижения цели.
– Как на данный момент обстоит дело с обеспечением жильем молодых семей в Тольятти? Чего удалось добиться в этом направлении?
– В конце прошлого года правительство Самарской области и Самарская губернская дума утвердили в бюджете области один миллиард рублей на программу «Молодой семье доступное жилье». Мы совместно с инициативной группой отстаивали планомерное увеличение выделения денежных средств на эту программу в городском бюджете. Почему мы это делали? Потому что механизм приблизительно такой – на один рубль муниципальных денег дается два рубля областных и пять рублей федеральных. На один миллиард рублей, который заложила область, муниципалитеты должны в совокупном бюджете заложить не меньше, чем полмиллиарда рублей. И чем больше Тольятти заложит в своем бюджете средств, тем на больший кусок пирога мы сможем рассчитывать. В настоящий момент в городском бюджете строку на обеспечение жильем молодых семей нам удалось поднять с 16 до 250 миллионов, и мы претендуем на половину этого пирога. Было опасение, что Самара может взять большой кусок, поскольку там молодой мэр, и ему оказывается всякая поддержка. И в Самаре не такая большая очередь. Если в Тольятти 7,5 тысячи семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий, то в Самаре их около тысячи. И областной центр, если бы взял большой кусок, то мог бы существенно сократить эту очередь.
– На средства, которые уже заложили в наш бюджет, и на то, что, возможно, нам перепадет от этого пирога, сколько семей все-таки сможет улучшить свои жилищные условия?
– Здесь все будет зависеть о того, сколько денег нам даст Министерство регионального развития. Всю заявку нам не профинансируют, это надо прекрасно понимать. По моим подсчетам, от первоначального состояния заявка может уменьшиться приблизительно в пять раз. И если область сейчас претендует на пять тысяч сертификатов, то, возможно, придет около тысячи, и Тольятти в этой связи может получить, по опять-таки моим субъективным подсчетам, около 400-500 сертификатов. Я, конечно, надеюсь ошибиться в большую сторону.
– В вашем блоге размещена информация о создании общественной организации, у которой, как мы понимаем, еще даже нет названия. Что это за организация и для чего она создается?
– Эта организация создается на базе инициативной группы, которая отстаивает права участников жилищных программ. Первоначально эти люди занимались в рамках программы «Доступное жилье», но в дальнейшем, как это часто бывает, любая активность обрастает дополнительными людьми и инициативами. И сейчас есть люди, которые находятся в очередях на получение земельных участков, льготники, ветераны, инвалиды и в том числе люди, которые являются нуждающимися в жилищных условиях, а это те же самые молодые семьи. Здесь есть ряд проблем, которые из года в год либо очень медленно движутся, либо совершенно не движутся, как это происходит с землей. И естественным решением этой группы людей, причем отмечу, что это не мое решение и не решение каких-то политиков, было создать общественную организацию. Они хотят объединиться в некую организацию, чтобы уже быть формальным сообществом и уже отстаивать свои интересы, будучи представителями общественной организации. Почему в настоящий момент нет названия? Потому что в группе все происходит демократично. Я здесь являюсь только рабочей лошадкой, которая периодически помогает готовить документы. В группе все обсуждается – и название, и формат организации, и варианты устава, который выложен в свободном доступе и каждый может высказать по нему свои замечания и комментарии. После этого также коллегиально на собрании будет выбран лидер и соответственно организация родится и начнет вести свою деятельность. Я думаю, что это произойдет после 8 марта.
– Николай, с точки зрения человека, который является участником постоянной комиссии по бюджету и экономической политике, какие проблемы в этой сфере актуальны для Тольятти на данный момент?
– На данный момент возникает серьезное опасение, что город может не дополучить доходов по налогу по земле. Еще месяц назад это опасение было на уровне слухов, а сейчас, насколько у меня есть информация, оно уже вполне реально. Это связано с тем, что ряд земель отнесут к федеральной собственности, на которую город не разграничил свои права, и соответственно налог на земельные участки Тольятти не сможет получить в свою казну. А земельный налог и налог на имущество – это одни из базовых поступлений бюджета. В настоящий момент документов нет, но слухи такие уже очень упорно ходят. И я считаю, что сокращение доходов может быть значительным и это потребует сокращения некоторых расходов, возможно даже социально важных.
Затем, есть моменты, которые касаются налога на имущество физических лиц. У нас существует определенная недоимка по налогу на имущество физических лиц. На последнем заседании комиссии по бюджету и экономической политике рассматривалась информация о действиях мэрии по собираемости налогов. Есть такая проблема, которая вроде незначительная для бюджета, но она присутствует, это не собираемость налогов до ста рублей. Налоговой инспекции крайне затруднительно администрировать этот долг, потому что нужно каждому направить уведомление. Если это уведомление направить по почте, то оно стоит 35 рублей, плюс его надо распечатать запаковать и выходит по цене приблизительно столько же, сколько должен человек. А при этом, если в совокупности посмотреть, то этот долг выльется в несколько миллионов рублей. И эти деньги городской бюджет определенно не дополучает. Плюс, на это все налагается то, что не до конца взаимодействует налоговая инспекция с БТИ, с кадастровыми палатами и другими с различными организациями. Я думаю, что многие горожане на себе чувствуют, когда к ним приходят квитанции на автомобиль, который они уже давно продали, или на квартиру, которую они уже два года назад обменяли. Такие проблемы есть. Есть такие, кому квитанции вообще не приходят. Им, конечно, приятно, но городской бюджет в этом случае не дополучает.
– Известно, что у вас, человека с активной депутатской деятельностью есть еще и бизнес-направление. Как удается совмещать свое дело с работой в думе?
– Во-первых, все депутаты, кроме трех, работают на не освобожденной основе и зарплату в думе не получают. Поэтому депутат имеет такое же полное право, как и любые другие жители, где-нибудь подрабатывать. Вот я являюсь молодым предпринимателем и работаю также в компании Арт-принт. Просто получается так, что приходится работать больше. Я стараюсь планировать свое время и, например, работать с документами удаленно, в том числе используя современные технологии. Интернет, ICQ, Skype позволяют всегда принять какое-то оперативное решение. Я все-таки работаю на руководящей должности, и мне находиться в каком-то определенном месте не всегда нужно.
– Николай, мы знаем, что вы увлекаетесь пейнтболом, лыжами, Жигулевской кругосветкой. Что лично вам дает участие в этих видах деятельности?
– Пейнтболом я профессионально не занимаюсь, просто нравится побегать с друзьями, пострелять. Это масса эмоций, адреналина, опять-таки синяки, которые украшают мужчину. А по поводу участия в Жигулевской кругосветке, то это приобретает некий стиль жизни. Я пойду в этом году в пятый раз. Кругосветка позволяет уйти от этого мира, погрузиться в другую атмосферу, окунуться в сообщество друзей, посидеть у костра. Более того, этот процесс полезен и для здоровья, потому что там большая спортивная программа, много времени проводишь на природе. Кругосветка дает собранность, потому что там есть определенный режим. Там от каждого человека зависит какой-то вид деятельности, и это, по меньшей мере, дисциплинирует.