В январе этого года Сергей Мавроди официально запустил новый проект. Он предлагает открывать долларовые счета в электронных платежных системах и покупать виртуальные билеты, которые будут расти в цене. По данным ВЦИОМ, около 15% россиян готово принять участие в «МММ-2011», изначально понимая, что речь идёт о финансовой пирамиде. Управляющая тольяттинским фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Галина Балашова высказала свое мнение по поводу «МММ-2011» и рассказала Tolyatty.ru о тех перипетиях, с которыми сталкиваются обманутые вкладчики тысяч фирм-обманок.
– Галина Ивановна, Тольяттинский фонд по защите прав вкладчиков и акционеров объявил о выплате очередной компенсации, которую смогут получить более 250 тольяттинцев. В общей сумме эта цифра превышает миллион рублей. Кто попал в этот список?
– По-прежнему это вкладчики тех компаний, по которым федеральный фонд по защите прав акционеров выплачивает компенсацию. В настоящее время это 486 компаний. Из них девять – это фирмы, которые были созданы и работали в Автограде. Отмечу, что наш фонд существует уже 10 лет. За это время выплачено более 113 миллионов рублей.
– Сколько вкладчиков зарегистрированы в тольяттинском фонде по защите прав вкладчиков и акционеров? И насколько эта цифра соизмерима с тем, сколько человек действительно пострадало от деятельности финансовых пирамид?
– Никто не сможет назвать точной цифры, сколько пострадало жителей нашего города. Потому что, когда пирамиды ликвидировались, то они никуда свои данные не передавали. Но со слов вкладчиков и комитета по защите прав вкладчиков, который раньше существовал, эта цифра только в Тольятти колеблется от 150 до 200 тысяч человек. Мне рассказывали, что только в Никольской было более 100 тысяч вкладчиков. У нас на сегодняшний день прошли регистрацию почти 90 тысяч человек. Но с учетом того, что многие получают компенсацию второй и третий раз, то реально это где-то 70 тысяч человек. Однако и по сей день идут люди, которые не знают о существовании нашего фонда, и приходят к нам впервые.
– В информации о вкладчиках, которые в очередной раз могу получить компенсацию, стоит приписка – кроме вкладчиков определенных фирм. О каких финансовых пирамидах идет речь? И почему их не включают в этот список?
– Таких пирамид по России действовало тысячи, одних чековых инвестиционных фондов было немерено. По ним вообще компенсации не выплачиваются, по лопнувшим коммерческим банкам также не выплачиваются компенсации. А вот некоторые компании я вынесла в отдельную строчку, потому что многие тольяттинцы за последние годы именно в них потеряли свои сбережения и после каждого объявления пострадавшие идут и просят, чтобы их зарегистрировали. По этим компаниям мы работаем, собираем документы, но пока они не вычеркнуты из государственного реестра, пока они являются юридически действующими компаниями, компенсации по ним никто выплачивать не будет. Тут нужно ждать. Если эти компании включат в перечень, то значит, будем выплачивать компенсацию и по ним. Это, к примеру, всем известная компания «Онега». Вкладчики приходят, приносят судебные решения, но мы не можем им выплатить деньги, потому что эта компания не включена в список. По «Волгастройкапиталу» та же ситуация. Приходят с билетиками МММ с Мавроди, но там вообще безнадежно, там никогда платить не будут, потому, что эти бумаги не именные и невозможно установить, кто являлся вкладчиком этой компании. Это также «Гражданские займы», «Рубин» и так далее. Есть такие фирмы, по которым уже полностью были собраны документы, но по которым по той или иной причине федеральный фонд не принял решения по выплате компенсаций. Это его право.
– Насколько велик процент фирм, которые обманули вкладчиков, но еще юридически продолжают действовать?
– Когда компания закрывается, ее вычеркивают из государственного реестра. Это значит, что она уже не существует. И тогда можно судить о том, что вкладчики, вложившие туда свои деньги, однозначно от нее ничего не получат. А пока она есть в реестре, она юридически действует, то есть вероятность, что она начнет зарабатывать деньги и станет расплачиваться с вкладчиками.
– На какие суммы может рассчитывать человек, который пострадал от деятельности финансовой пирамиды? Это может быть только разовая выплата?
– Компенсация у нас всегда равнялась вкладу. Если человек вложил 100 тысяч рублей, а с учетом деноминации это стало 100 рублей, то он получит 100 рублей. Вложил миллион, получает тысячу. Менялся только максимальный размер выплаты. Вот сначала он был равен тысяче рублей. И все получили до тысячи. Потом его увеличили до 10 тысяч. Допустим, вкладывал человек 5 миллионов, одну тысячу уже получил, ему доплатили еще 4. Это все, на что он может рассчитывать. Сейчас увеличили максимальный размер до 15 тысяч. И те вкладчики, которые получили по 10 тысяч за свои 10 миллионов, а вкладывали, допустим, 13, то им еще три доплатят. Это не значит, что все по 15 тысяч рублей получат. Ветеранам войны увеличили до 100 тысяч. Но тех, кто может такие компенсации получить осталось единицы. Поэтому я и говорю, что некоторые вкладчики получают компенсацию по третьему разу. Например, они вкладывали 15 миллионов, получили сначала тысячу рублей, потом еще 9, а сейчас им доплатят 5 тысяч.
– Галина Ивановна, а как быть с теми вкладчиками, которые вложили свои деньги в финансовые пирамиды в последние годы, и их вклады не подлежат деноминации?
– Эти люди тоже получат максимум по 15 тысяч рублей. Так, в последние годы мы собрали документы и включили в список фонда компанию «Ключгарантфинанс» и еще ряд фирм. Они действовали в 2005–2006 годах и люди вкладывали туда уже современные деньги. Они также получат до 15 тысяч рублей, хотя вклады есть и по 100 тысяч. Все данные о фирмах я беру от вкладчиков. Вот пришел человек с решением суда, я говорю ему идти к судебному приставу. Пристав дает бумагу, что с этой компании взыскать нечего, я отправляю этот документ в Москву.
– Насколько длительной может быть эта процедура включения какого-то общества в список фирм, по которым выплачивают компенсации?
– Очень длительная. У меня есть документы, которые я отправляла в Москву уже много лет назад, но по ним решение не принято и вряд ли будет принято. За время работы тольяттинского фонда по защите прав вкладчиков и акционеров я считаю главным достижением то, что люди, прежде чем куда-то вложить свои деньги, обращаются к нам. И мы уже рассказываем, на что нужно обратить внимание. Мы вообще рекомендуем вкладывать деньги в банки, поскольку там вклады застрахованы. Порой, конечно, поражает юридическая безграмотность людей. Существует много способов отъема денег, и другой раз только диву даешься, как эти люди изощряются. И опять-таки узнаем мы это лишь после того, как люди придут к нам. Хорошо, если они еще не пострадали от этой деятельности, а бывает, что уже и денежки свои потеряли. Так, федеральному фонду вменили в обязанность еще и просветительскую деятельность. Разработана целая серия материалов, ориентированная на начинающих инвесторов.
– Галина Ивановна, отпираясь на ваш опыт работы с людьми, которые пострадали от деятельности финансовых пирамид, можно ли выделить основной фактор, на который покупаются тольяттинцы?
– Люди хотят как можно быстрее получить деньги ни за что. Я им говорю: «Вы представьте, каким видом деятельности должна заниматься эта компания, чтобы выплатить те же 30-40% годовых?». Когда людям обещают большие деньги, у некоторых видимо мозги перестают работать.
– А есть ли неформальный список подозрительных организаций, которые действуют в Тольятти в современных условиях?
– Я еще раз повторюсь, что обо всех этих фирмах мы узнаем от вкладчиков, когда они к нам либо приходят на консультацию, либо уже как пострадавшие. А так, если это объект действующий, то мы не имеем права вмешиваться в их деятельность и что-то отслеживать. Но вот, например, в новогодние праздники появилось объявление «Помогу вернуть вклады "Онеги"». Вы представляете, как играют на людях? Пострадавшим обещают подать от их имени в суд в Самару. Здесь уже вкладчики все суды прошли, им присудили, что «Онега» обязана выплатить. И если они даже выиграют суд в Самаре, то опять получат решение, что они потерпевшие и им обязаны выплатить деньги. И это все. Поэтому, многие горожане просто по-человечески приходят на консультацию.
– Анализируя деятельность фонда по защите прав вкладчиков за 10 лет, на какое время пришелся пик обращений? И по сравнению с этим пиком, сколько вкладчиков сейчас обращается в фонд?
– Пики были несколько раз. Впервые к нам пошли горожане, когда объявили, о том, что будут выплачиваться компенсации. Но вначале они выплачивались по льготам. Допустим, объявляли, будет компенсация для ветеранов войны, потом ветеранов труда. Вот их тогда зарегистрировалось 16 тысяч человек. Потом просто пенсионеры, а потом уже в 2004 году начали выплачивать всем. Тогда мы зарегистрировали 12,5 тысячи. Повторно люди пошли, когда увеличили размер компенсации. Сейчас уже не может быть таких бурных всплесков, потому что вкладчики, которые в 90-ые годы свои деньги потеряли, в основном компенсации получили. Ну и сейчас – те, кто по третьему разу получают доплату.
– Галина Ивановна, по роду своей деятельности вам все время приходится работать с людьми, которые пострадали от деятельности фирм-обманок. Коснулся ли такой обман вас или ваших близких?
– Я сама никуда денег не вкладывала, но, как и большая часть страны, я потеряла свои ваучеры. Я их вложила в компанию «Дока-хлеб». Как говорили в рекламе: «Хлеб нужен всегда». Ну и ничего за свои три ваучера не получила. Ваучеры – это и моральные потери, ведь это та часть государственной собственности, которая нам передавалась. И мы ее в результате не получили.
– Интересный аспект, связанный с моральной компенсацией. С вашей точки зрения, реально ли когда-либо получить компенсацию за моральный ущерб по таким финансовым пирамидам?
– Я всегда говорю вкладчикам: «А с кого получать-то?». Вот некоторые приходят сюда и жалуются: «Я вложил 100 тысяч, это были большие деньги, а вы мне сто рублей даете». Многие не понимают, откуда эти деньги, и за что им их дают. Угрожают, что подадут на меня в суд. Но я то ни у кого денег никогда не брала. Люди не понимают разницы между фондом по защите прав вкладчиков и финансовыми пирамидами. В отношении кого подавать иски по возмещению морального вреда? Они добровольно стояли в диких очередях на морозе, чтобы отдать свои деньги. Их никто не заставлял.
– Сергей Мавроди официально запустил новый проект «МММ-2011». Он предлагает открывать долларовые счета в электронных платежных системах и покупать виртуальные билеты, которые будут расти в цене. На ваш взгляд, стоит ли рисковать своими деньгами, вкладывая их в какие-либо организации?
– Когда возникают финансовые пирамиды, они обычно не шумят. Мы узнаем о них уже после того, как вкладчики внесли туда свои денежки. А здесь такой поднялся шум. На мой взгляд, это делается в политических целях. Может быть, Мавроди куда-то баллотироваться будет и пообещает электорату, что если его выберут, то он потом со всеми рассчитается. Но мой совет, если это у вас последние деньги, если вы человек не богатый, то не рискуйте. А если вы состоятельный человек и можете себе позволить играть своими деньгами, то ради Бога, можете и туда и туда вложить. У нас сейчас выплаты производятся по девяти тольяттинским компаниям, так вот есть такие вкладчики, которые вложили деньги во все девять. Это их право. Но последними деньгами не рискуйте. Положите их в банк, и пусть идет этот маленький процент, но они никуда не пропадут, они застрахованы.