Промышленные предприятия зачастую рассматривается локально, в пределах территории и обеспечения рабочими местами. Но при анализе рынка выявляются более глубокие связи с отраслями. Например, Тольяттикаучук является одним из стратегических предприятий губернии. Его расположение стало одним из факторов внимания к областной ОЭЗ компании Pirelli. О сегодняшнем состоянии предприятия, каучуковом бизнесе Tolyatty.ru рассказал вице-президент СИБУРа, руководитель дирекции синтетических каучуков Андрей Жвакин.
– Кризис повлиял на все отрасли промышленности, и Тольяттикаучук, производящий сырье для автомобильных шин, не исключение. Насколько предприятию удалось оправиться от кризиса?
– Каучуковые заводы почувствовали кризис глубже, чем другие производства СИБУРа. Но насколько быстрым было падение потребления каучука два года назад, настолько быстрым было и восстановление. За 11 месяцев текущего года Тольяттикаучук выпустил около 150 тысяч тонн продукции. Это на 20% больше, чем в предыдущем году. Соотношение цен на сырье и готовую продукцию практически достигло докризисного состояния, спрос со стороны зарубежных производителей шин стабилизировался.
– То есть основной спрос определяет зарубежный рынок?
– Да, экспорт составляет 80% от всего объема производства. При этом наиболее востребованными являются бутилкаучук и изопреновый каучук. Полиизопрен – это практически аналог натурального каучука, который имеет очень высокую цену, и шинные компании, чтобы удешевить свою продукцию, используют полиизопрен. Бутилкаучук – современный продукт для выпуска шин премиального сегмента. Сейчас в России на каучуковую продукцию возник определенный дефицит, и мы думаем над тем, чтобы сократить объем экспорта в пользу внутреннего рынка.
– Внимание внутреннему рынку связано с обязательствами по соглашению СИБУРа с Пирелли?
– В какой-то степени да. Сейчас планируется ряд сделок, который направлен на создание большого шинного холдинга с участием Пирелли, СИБУРа и, возможно, Ростехнологий. Мы рассчитываем, что это приведет не только к увеличению производственных мощностей, но и к повышению уровня производства, качества продукции. Будет ли завод в Самарской области – сложно сказать, это будет решение новых структур. Вполне возможно, потому что Тольятти будет флагманом российского автомобилестроения еще, думаю, длительное время.
– А сам СИБУР не планирует создать новые производства в особой экономической зоне Тольятти?
– Мы готовы сотрудничать в поставках продукции и в совместных предприятиях, например, по производству автокомпонентов из сырья СИБУРа. В то же время, если говорить о химической отрасли, то по всем аспектам – с точки зрения экологии, промышленной безопасности – ОЭЗ целесообразней сформировать в Северном промышленном узле. Мне кажется, что не стоит расширять площадь производств за рамки уже сложившегося химического кластера. Я думаю, что такие изменения в законодательство можно внести, и это даст толчок для развития малого и среднего химического бизнеса в Тольятти.
– Каким образом химическая отрасль может быть интересной для малого и среднего бизнеса?
– В СИБУРе недавно подвели итоги конкурса на новое применение каучуков. Он показал большой интерес к этой сфере, и мы получили множество разнообразных предложений – от сугубо технологических до практических в сегменте среднего бизнеса. Была идея сократить разницу между свойствами натурального каучука и изопренового, который производится в Тольятти. Это такая вечная идея у химиков, как изобретение perpetuum mobile. Кто-то предложил использовать каучук при прокладке ж/д путей, для производства половых покрытий в квартирах. Это неожиданные идеи, но не утопичные. Они имеют жизненную основу и требуют изучения. Мы будем сотрудничать с участниками и развивать их идеи, чтобы они становились более практичными, экономичными и применимыми.
Мы со своей стороны открыты для сотрудничества с разным бизнесом. Например, площадь территории Тольяттикаучука в 480 га используется неполностью. И сейчас проводится активная работа по ликвидации неиспользуемых зданий. В итоге территория, оснащенная инженерной инфраструктурой, становится привлекательной для людей, у которых есть бизнес-идеи. Прежде всего, они могут быть связаны с химией, может быть, с переработкой нашей продукции. Мы такие предложения с удовольствием рассмотрим. Сейчас завершаются переговоры с некоторыми производителями химической продукции. В частности, рассматривается возможное взаимодействие с компанией «Оргхим», которая производит специальное масло для маслонаполненных каучуков.
– Если площади завода освобождаются, значит производство становится более компактным. За счет чего это происходит? Постепенной модернизации или коренной реконструкции завода?
– Коренная реконструкция – это очень дорогостоящее мероприятие. На непрерывных производствах, где продукция выпускается постоянно, как правило, проводится плановая реконструкция. По такому пути идет Тольяттикаучук. Только в этом году на перевооружение затрачено около 500 миллионов рублей. В следующем году эта цифра будет увеличена практически вдвое. Работы ведутся по разным направлениям. Меняется основное оборудование, устанавливаются новые линии выделения каучука, активно внедряются системы автоматизированного управления. За последние три года в этом направлении было сделано очень много.
– Также в это время на предприятии прошла оптимизация численности. К каким результатам она привела?
– Оптимизацией мы занялись еще до кризиса. И цель оптимизации – это не только сокращение численности, но планомерное изменение структуры предприятия. Мы сократили количество звеньев в управлении, упростили структуру, сделали ее более плоской. Функции, которые не были профильными, вывели за рамки предприятия. В целом это позволило повысить производительность труда, которую мы измеряем количеством продукта, выпущенного одним работником. Рост составил 25%. Благодаря этому в кризисный период мы сохранили социальные гарантии и повысили людям зарплату. Оптимизация будет продолжаться и через выделение непрофильных функций – аутсорсинг. Когда на предприятии общий колхоз из функций – сложно понять, сколько средств нужно направить на какое-то направление. Когда предприятие выйдет на соотношение «заказчик-подрядчик», структура затрат будет более четкой.
– Все-таки основным двигателем развития предприятий является внедрение новых технологий. На какой стадии находятся проекты по одностадийному синтезу изопрена, галобутилкаучуку?
– Разработка новых продуктов в каучуковом бизнесе – дело достаточно сложное. Каждый производитель пытается сохранить свои разработки в тайне. По этим продуктам мы не покупаем лицензии, а ведем свои разработки в научно-исследовательском центре СИБУРа в Томске, на предприятиях. В ближайшее время будет приниматься решение о строительстве пилотной установки для одностадийного синтеза изопрена. По результатам испытаний мы остановимся на самой эффективной технологии. В наших планах – включить одностадийный изопрен в продуктовый портфель до 2014 года.
– Насколько выгодно производство синтетических каучуков в Тольятти по логистике? Можно ли говорить, что Тольятти – это логистический тупик?
– Я не считаю, что это тупик. Для производства каучуков в Тольятти есть определенный логистический баланс. Сырье для тольяттинского каучука производится в западной Сибири в городе Тобольске, на одном из предприятий СИБУРа. И в этом смысле, доставка сырья не очень эффективна. С другой стороны, Тольятти располагается ближе к потребителю, чем другие предприятия. В других странах заводы, как правило, находятся на побережье морей, океанов, куда сырье можно доставлять более дешевым водным транспортом. Но мы живем в континентальных условиях и должны эффективно пользоваться тем, что имеем.