Три года назад высшее руководство страны приняло решение о разделении функций надзора и следствия. Так был создан следственный комитет при прокуратуре РФ, структурные подразделения которого занимаются расследованием тяжких и особо тяжких преступлений во всех городах страны. В этом году в производстве следственного отдела Автограда находилось 277 преступлений, из которых 199 направили в суд. О самых резонансных уголовных делах 2010 года Tolyatty.ru рассказал руководитель следственного отдела по Тольятти Николай Шпаков.
– Николай Иванович, насколько нам известно, ваш опыт по ведению карт доказательств и опровержения алиби рекомендовали использовать всем следователям области. Какие еще наработки за три года существования следственного отделения по Тольятти?
– Ведение карт доказательств и карт опровержения алиби – это уже давно известно практике. Другое дело, что они не всегда использовались. По предложению руководителя следственного комитета области мы эти карты ввели, попробовали, и оказалось, что от них действительно есть польза. После чего их рекомендовали использовать по всей губернии. Карты – это чисто профессиональный термин. С помощью них следователь анализирует, какие обстоятельства по делу установлены, и какие еще необходимо установить.
Кроме того, мы работаем по более углубленным методикам расследования некоторых категорий преступлений. В полном объеме используем все новые возможности судебных экспертиз, которые предоставляют современные способы исследования. Мы работаем по новым методам, которые разрабатывает наша криминалистика, в частности, по поиску следов преступника. С первого дня существования отделения нашей основной задачей является обеспечение высокого качества расследования уголовных дел и проверочных материалов. Я уверен, что в этом направлении у нас есть хорошие результаты. Однако нам есть еще куда двигаться.
– Некоторые называют Тольятти криминальной столицей региона. Согласны ли вы с этим и почему бытует такое мнение?
– В конце 90-х годов это название, может, как-то и соответствовало действительности, однако на сегодняшний день тот, кто так говорит, не совсем владеет ситуацией. Криминальная обстановка в Тольятти ничем не отличается от среднеобластной. В 90-е годы были определенные моменты, связанные с работой АвтоВАЗа, с торговлей автомобилями. Завод ехала строить вся Россия, естественно, и воровать приезжала тоже вся страна. А на сегодняшний день я считаю, что криминальная обстановка Тольятти соответствует средней по России.
– Среди громких происшествий этого года – это смерть девочек в лагере «Радуга», изнасилование и убийство семилетний девочки в ее же квартире. Какова ситуация в городе с преступлениями, которые касаются детей?
– Это действительно резонансные уголовные дела, которые находятся в производстве следственного отдела. По факту случившегося в лагере «Радуга» уже установлены все обстоятельства, которые привели к таким последствиям. 30 апреля на территории яхт-клуба «Гольфстрим» обнаружили тела двух семилетних девочек. При осмотре трупов на месте происшествия установлены признаки смерти, характерные при утоплении. Сейчас решается вопрос об окончательной квалификации действий и лицах, которым будет предъявлено обвинение. Уголовное дело в последующем будет направлено в суд.
По поводу другого преступления, 28 августа этого года при тушении пожара в квартире на улице Революционной, 2 обнаружили труп семилетней девочки с кляпом во рту. В этот же день возбудили уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 105 УК РФ. Правоохранители задержали мужчину, который проживал по соседству. Тольяттинец признался, что девочка открыла ему дверь, где он совершил с ней акт полового насилия, затем задушил ребенка и поджег квартиру. Мужчине предъявили обвинение. Дело сейчас находится в стадии окончания, в этом году мы его также направим в суд.
Кроме этого у нас есть уголовные дела, возбужденные по фактам насильственных действий сексуального характера в отношении трех малолетних детей. Уголовные дела находятся в производстве, по ним созданы следственно-оперативные группы, задействованы самые лучшие следователи, оперативники. Но на сегодняшний день пока положительных результатов нет.
– Насколько нам известно, помимо трех уголовных дел, которые находятся в производстве следственного отделения по Тольятти, еще четыре дела расследует УВД города. Это разделение связано с тяжестью преступлений?
– Между следственным отделом и УВД существует строгая подследственность. По тем делам, которые возбуждены в милиции, предусматривается иной состав преступления. Они расследуют уголовные дела, которые квалифицируются по статье 135 УК РФ (развратные действия), а у нас по статье 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера).
– Николай Иванович, в прошлом году эта проблема также была актуальна для Тольятти?
– В прошлом году таких преступлений у нас было гораздо меньше. Был зарегистрирован один подобный случай. А в 2008 году подобных преступлений вообще не было в производстве следственного отделения. Однако здесь вопрос в том, что эти правонарушения являются наиболее латентными. Возможно, что пострадавшие просто не обращались в милицию. Если родители замечали что-то подозрительное в отношении своих детей, то большая просьба обратиться с этим к нам. Может быть, они что-то запомнили, что могло бы существенно помочь в расследовании.
– По вашим данным может ли преступления сексуального характера в отношении детей совершать один человек?
– Есть различия между каждым отдельным случаем. Поэтому на сегодняшний день утверждать, что это совершено одним лицом пока невозможно.
– Одно из направлений деятельности следственного отдела – это должностные преступления, в том числе и разоблачение работников правоохранительных органов. Что может послужить поводом для подобного разбирательства?
– Поводы одни и те же, что и для других правонарушителей. Это обращения граждан либо иные источники. Обращений регистрируется достаточно много, но возбуждаются дела не по каждому случаю. Поскольку в некоторых эпизодах может быть сознательный оговор сотрудника милиции, в некоторых граждане неправильно понимают их действия. Но в тех случаях, когда сотрудники милиции действительно нарушили права человека, безусловно, возбуждаются уголовные дела. Хотел бы отметить, что руководство УВД проводит работу по выявлению таких сотрудников в своих рядах. И большинство материалов мы получаем именно из управления собственной безопасности. Они не остаются в стороне от этой проблемы. В этом году мы закончили расследование и направили в суд четыре уголовных дела. Всего находится в производстве более 12 подобных дел.
– Много ли тяжких и особо тяжких преступлений происходит на автогиганте?
– У нас в производстве находится одно уголовное дело, возбужденное по части 2 статьи 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека». Так, 8 сентября этого года на заводе погибли двое рабочих, которые мыли стеклянный фасад заводоуправления. Работы проводились с использованием фасадного подъемника Ц-200 1995 года выпуска. В результате отказа тормозной системы произошло неуправляемое вертикальное падение люльки с высоты 18 этажа. Один из рабочих умер на месте, другой скончался в больнице. В отношении ряда руководителей возбудили уголовное дело. При этом в настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении работников, проводивших экспертизу данного подъемника, в действиях которых мы также усматриваем уголовный состав. Причинами несчастного случая могло стать не проведение в полном объеме экспертизы промышленной безопасности, не качественное проведение планово-предупредительных ремонтов, недостаточный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Других дел по АвтоВАЗу в производстве следственного отделения не было.
– Если посмотреть структуру преступлений, которая характерна для Тольятти, то каких правонарушений совершается больше?
– Если судить по тяжести преступлений, то в следственном отделении по Тольятти в первую очередь расследуются убийства и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом. Много дел по производству, хранению, перевозке и сбыту продукции, не отвечающих требованиям безопасности. Дальше невыплата зарплат, пенсий, пособий. Есть в нашем производстве и дела по изнасилованиям. Эти преступления входят в лидирующую пятерку.
– Сотрудникам вашего отдела приходится работать с самыми изощренными преступлениями. Что помогает не терять веру в человека? Как боретесь с профессиональным выгоранием работников?
– С такими проблемами мы не сталкиваемся по той простой причине, что любая кандидатура на замещение вакантной должности проходит определенную проверку, в том числе проверяются и психологические качества человека. В любом случае у нас всегда поддерживается и культивируется взаимовыручка, поддержка, за молодыми специалистами в обязательном порядке закрепляются наставники, которые на первых порах им помогают. Руководство управления старается участвовать в жизни сотрудника. Не оставляем человека одного ни на работе, ни с бытовыми проблемами.