На приведение тольяттинских дорог в норму необходимо 500 миллионов рублей. Тогда как в этом году на ремонт дорожного полотна города выделили лишь 30 миллионов. Руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадий Таранов рассказал корреспонденту Tolyatty.ru о проблемах отрасли и тех перспективах, которые ожидают нас в ближайшее время.
– Геннадий Федорович, что удалось сделать в этом году для улучшения состояния дорожного полотна Тольятти?
– К сожалению, мы имеем самое низкое бюджетное финансирование за последние годы. И оно значительно отличается от тех средств, которые мы получали до этого. Речь идет о 30 миллионах рублей. Это только сорок процентов от предыдущих показателей. Поэтому многое на эти деньги сделать невозможно. Притом, что раньше капитальный ремонт дорог проводился за счет средств субсидирования из вышестоящих бюджетов, и в прошлом году эти работы выполнили без участия средств городской казны.
К слову, в местном бюджете достаточно сложно было предусмотреть средства на ремонт дорог. Поскольку в этом году главный финансовый документ максимально социально направлен. Мы знаем потребности и довели, сколько средств минимально необходимо, для того, чтобы хоть как-то поддерживать в рабочем состоянии наши дороги. Эта сумма не может быть меньше 500 миллионов рублей. Это те деньги, которые позволят нам хотя бы не иметь аварийных ям и хоть как-то в течение нескольких лет приблизить наши дороги к состоянию, близкому к норме.
Между тем, если мы хотим развивать дорожную сеть, то должны строить новые дороги, реконструировать перекрестки. Тогда мы подойдем к тому, что движение в нашем городе будет ровным, и практически не будет пробок. Благо ширина наших проезжих частей позволяет это сделать. Однако есть новые районы, построены новые магазины, произошло резкое увеличение регистрации транспортных средств. Нагрузка на дорожную сеть возросла, но средства стали выделять меньше. Соответственно кардинальных сдвигов в этой области мы, к сожалению, не увидим.
– На ваш взгляд, вообще реально получить те средства, которые необходимы для улучшения дорог?
– Наша задача предусмотреть все расходы, связанные с развитием дорожно-уличной сети. В том, чтобы мы как город получали необходимые средства. Мы показываем необходимость и даем обоснования. Город имеет проекты и программу развития. Нет никаких сдерживающих факторов, чтобы нам не выделили деньги. Сколько их будет, станет ясно, когда будут сформированы бюджеты всех уровней.
– Раз мы заговорили о финансировании, то не можем обойти стороной вопрос о повышении стоимости проезда. Ожидается ли в этом году рост цен? Насколько это может коснуться муниципального общественного транспорта и альтернативных перевозок?
– Я думаю, что широкого повышения цен у нас не будет. Это связано с тем, что как и в крупных городах по всей России, у нас имеется дифференцированный подход к оплате за проезд. Так, в Самаре проезд стоит 15 рублей, но держатель карты как платил 12 рублей, так и платит. Попробуем эту схему применить и у нас. В этой связи мы сейчас смотрим, как меняется нагрузка на бюджет, какая ее часть ляжет на плечи пассажира и как эту нагрузку можно минимизировать. Это все дает возможность перейти на рыночные условия работы с самими предприятиями. Появится их внутренняя конкуренция. Благо у нас топливо не сильно дорожает. Идет медленный рост, но он пока не сильно отражается.
С другой стороны мы ведем работу с АвтоВАЗом по повышению качества и сбора наличной выручки. Не секрет, что у нас там ездит достаточно много безбилетников. Если контролировать их, то это значит увеличивать кондукторский штат. Это опять затраты. Вот такая дилемма. Мы проводим всесторонний анализ. И я думаю, что ждать повышения цен не стоит. Но какие-то изменения по части оплаты проезда могут быть по транспортной карте. Это связано с картой пенсионера. Бумажные билеты, которые реализовываются на почте, с 1 января не будут действовать. Будет социальная карта. Предприятиям это даст возможность бороться за этого пассажира. Потому что раньше это был обезличенный проезд, и оплата производилась только исходя из расчетной схемы. Сейчас же это фактически зафиксированная поездка. Поэтому перевозчик будет получать деньги за конкретную поездку, он будет бороться за пассажира. И я думаю, что это будет способствовать повышению качества проезда.
– Прошло чуть больше года, как стала действовать транспортная карта. Какие результаты вы видите от ее введения?
– Во-первых, это увеличение наличной выручки. До этого все деньги собирались у кондуктора и средства поступали от продажи проездных билетов, которые д подделывали. На сегодняшний день, конечно, можно подделать все что угодно, но с транспортной картой это достаточно сложно и ставит под сомнение выгоду, для тех, кто этим занимается. Поэтому я думаю, что предприятия немного полегче вздохнули. Однако в полной мере мы это почувствуем, когда улучшится экономическая ситуация. Поскольку была проблема с выпуском автомобилей на волжском автозаводе и пассажиропоток так или иначе упал.
– Одной из проблемных точек тольяттинских дорог остается участок по 40 лет Победы. Начальник ГИБДД даже грозился закрыть ее, если до 15 сентября городские власти не предпримут никаких действий. В какой стадии находится ремонт этого полотна?
– Дело в том, что этот участок является частью внутриквартальной дороги. Как такового объекта «дорога» в районе 17 и 21 кварталов по 40 лет Победы нет. Департамент дорожного хозяйства занимается непосредственно магистральными дорогами. А там магистрали нет. Но этот участок по факту используется участниками дорожного движения для транзитного проезда, поскольку оттуда очень удобно попадать на Южное шоссе. Но внутриквартальный проезд не предусмотрен для такой нагрузки. Поэтому приняли решение, чтобы мы провели этот ремонт, как дорожники, а не городское хозяйство, на содержании которого этот участок дороги находится.
Мы выделили деньги уже в этом финансовом году, т.к. текущий ремонт там не проводился. Однако с учетом процедур по изменению бюджета нашего департамента и того, что надо было проводить аукцион, сроки несколько увеличились. На сегодняшний день победителем аукциона стала компания ДРСУ. Срок исполнения работы – до 10 октября. Но я думаю, если будет стоять такая ясная погода, то эти работы закончат быстрее.
– Зная, что в мире, да и у нас в стране, применяются технологии, которые существенно повышают износостойкость дорог, возникает вопрос, почему мы не используем эти наработки у себя?
– Когда мы тратим бюджетные деньги, то не просто наши «хотелки» расписываем, а исходим из тех норм, которые имеются в дорожной отрасли по России. Почему я и говорил, что муниципальные контракты необходимо менять еще в 2008 году. Контракты, которые состояли буквально из трех листов, сейчас представляют собой 20 листов. Это говорит о дополнении, более подробном описании каждого пункта. Как выполняются работы? Как сдается дорога? Из каких материалов строится? Получается более емкая задача и по приемке, и по оценке, но в итоге это дает большее качество. Просто надо финансировать эту отрасль и тогда я думаю, у нас есть все шансы получить достойное покрытие.
Что касается новых мировых технологий, то было предложение от итальянской компании использовать у нас прорезиненный битум. Как раз на участке по 40 лет Победы. Наш департамент разработал схему взаимодействия, чтобы получить опытный участок. Мы были только за. Единственное, никакого битума так до сих пор и не получили. Поэтому работу мы все-таки выполним. Но выполним из нашего асфальта, который применяли при капитальных ремонтах магистральных дорог. У нас будет единственный внутриквартальный проезд, который будет иметь такое покрытие. И я думаю, что тот участок прослужит достаточно долго.
Мы предлагали разделить этот участок пополам. Половину сделать из того покрытия, который мы будем сейчас делать. А вторую часть сделать с использованием прорезиненного битума. Последняя технология позволяет с одной стороны решить вопрос по утилизации шин и с другой стороны получить состав асфальта, который имеет большее шумопоглащение. Для жителей городов это очень важно. При выделении серьезного финансирования, я думаю это можно применять. Но в Италии нет таких перепадов температур. И у этого покрытия есть определенные пределы по морозоустойчивости. Нужно посмотреть, как это будет работать у нас. Конечно, хотелось бы все в одночасье и сразу, но я думаю, если мы начнем хоть что-то сейчас, то это даст свой эффект.
– Геннадий Федорович, в какой степени дорожная сеть города готова к осенне-зимнему периоду.
– В конце прошлого года мы заключили двухлетний контракт. Это произошло в нашей отрасли впервые. И позволит предстоящей зимой не менять подрядчиков и более качественно подойти к подготовке, связанной с наличием противогололедных материалов, запасов реагентов. Впервые мы можем смотреть на всю зиму вперед, в отличие от прошлых лет, когда подрядчики менялись 1 января. И получалась ситуация, когда вроде бы и те уже не хотят работать и эти еще не начали. В этом году, я думаю, все произойдет достаточно гладко, поскольку никакого перехода не будет и подрядчик останется один и тот же.
При этом количество подрядных организаций в этом году мы тоже снизили. В 2008 году их было 18, потом стало 6. Сейчас мы провели последнюю в этом плане реорганизацию, и их осталось три – по районам города. Каждый работает с одним подрядчиком и не делит дороги по частям. И я думаю это правильно. Но контракты конечно надо делать не двухлетние, а еще более длительные. С учетом того, что у нас принимается проект бюджета на три года, то хотя бы это время предприятия могли заказывать и обновлять технику, как-то оптимизировать свою работу. Городу это даст уверенность, что хотя бы постепенно в дорожной отрасли что-то будет меняться.