В течение следующего десятилетия будет постепенно происходить преобразование скорой помощи. Речь идет о переходе службы на американскую систему работы. Правительство РФ будет поэтапно внедрять в российскую действительность «Концепцию модернизации скорой медицинской помощи». О плюсах и минусах этой программы корреспонденту Tolyatty.ru рассказал главврач тольяттинской станции скорой помощи Олег Савельев.
– Олег Васильевич, так ли страшна жара, как ее малюют? Изменилась ли как-то работа скорой помощи в связи с аномально жаркой погодой?
– К чести тольяттинцев, таких фронтовых сводок, как в других городах, мы не можем предъявить. Можно отнести это к тому, что люди воспользовались элементарными советами. Они не часто бывают под прямыми солнечными лучами, носят светлую одежду из натуральных тканей, защищают голову головным убором, пьют достаточное количество воды, а не пива и сладких напитков, не злоупотребляют кондиционером и т.д. Я так думаю, что народ в Тольятти закален. Поскольку даже в то время, когда повсеместно бушуют эпидемии гриппа, мы не бываем в таком положении, как остальные крупные города. Может быть, стойкость тольяттинцев связана с тем, что наш город рабочий.
На самом деле, если в среднем в сутки наши сотрудники выполняют 550 вызовов, то в этот жаркий период нагрузка возросла до 600 вызовов или чуть больше. Следовательно, где-то на 10-15 процентов стало больше работы. В основном страдают пожилые люди, у которых не все в порядке с сердцем. Стали чаще проявляться острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркты, стенокардия и связанные с этим состояния. К тому же больные с заболеваниями органов дыхания страдают от лесных пожаров. Чаще всего это астматики. К этим пациентам количество вызовов увеличилось в 1,5 раза.
К сожалению, сейчас мы отмечаем обращения по поводу солнечных и тепловых ударов. За 20 дней июля мы уже 15 раз выезжали к пострадавшим от тепла и солнца. В остальном все остается в пределах обычных цифр.
– Скорая не всегда может похвастаться оперативностью прибытия. С чем это связано? И есть какой-то универсальный рецепт, как вести себя до приезда врачей?
– На самом деле это так, мы не всегда приезжаем в положенные по нормативу 20 минут. В случае, если это действительно скорая медицинская помощь и жизни человека что-то угрожает, мы прибываем на вызов в пределах 11-12 минут. Это в среднем наша статистика за последние три года. А есть состояния, когда непосредственной угрозы для жизни человека нет. И тогда мы можем задержаться и на час и на полтора и не потому что пьем чай, а потому что физически не успеваем. Это высокая температура тела, состояния связанные с простудой и артериальным давлением. Это не всегда криз. Это все не скорая помощь, это обращения к врачу. Не надо из этого делать трагедию.
А что касается того, как поступать при вызове скорой, то в первую очередь надо послушать рекомендации, которые вам даст диспетчер службы. Это человек со средним медицинским образованием, чаще фельдшер или медицинская сестра. Подчас это элементарные вещи. Например, успокоить больного.
– Часто приходится видеть, как горожане спасаются от жары холодными напитками. Наблюдают ли врачи скорой помощи увеличение заболеваний ОРВИ?
– Тотального увеличения нет. Хотя эти случаи имеются. И связано это действительно с потреблением холодных напитков, подчас со льдом, неумеренное использование кондиционеров в помещении и автомобилях. Здесь тоже есть свои простые правила. Как бы этого ни хотелось, в жару не стоит пить холодного и пользоваться кондиционерами с разницей более 5-6 градусов с температурой на улице.
– А вообще насколько укомплектован штат скорой помощи Тольятти? Хватает ли санитаров? И насколько откликаются горожане, когда врачи просят их о помощи?
– Это большая проблема для службы. К сожалению, мы как не были обеспечены санитарами, так, по всей видимости, в ближайшее время и не будем. Поскольку зарплата настолько низкая, что при тяжелом характере работы сюда не хотят идти. Поэтому приходится обращаться за помощью к соседям, особенно когда надо выносить больного на носилках. Увы, такова жизнь. Поэтому бывают проблемы: отказываются и обвиняют, что мы не выполняем свою работу.
– А вас коснулась программа департамента здравоохранения, по которой, чтобы решить кадровую проблему, приглашают врачей из других городов и обеспечивают их съемным жильем?
– К сожалению, пока нет. Речь вообще идет о большом дефиците медиков по городу. Посудите сами, если врачами скорой помощи мы обеспечены на 35%. Нас выручает большой штат фельдшеров.
– Если перейти от человеческого фактора к технике, насколько сегодня обеспечены автомобили скорой помощи? Чем сегодня мы технически богаты, а чего не хватает как воздуха?
– В основном мы обеспечены необходимым оборудованием для оказания скорой медицинской помощи процентов на 60. Все бригады обладают электрокардиографами, оборудованием для дефибрилляции, т.е. оживления с помощью разряда электрического тока, и дыхательным оборудованием. Другое дело, что это все уже имеет достаточный срок эксплуатации. И полученные по национальному проекту автомобили всего на 50% обеспечивают потребность города. Поэтому мы заявили в департамент здравоохранения, что нам требуется дооснастить бригады. Обещание от департамента получено, поскольку мы считаемся приоритетным звеном, которое требует дооснащения. И еще есть надежда, что нацпроект не закончился и возможно поступление новых автомобилей. Мы ожидаем реанимобили. Это наиболее совершенная форма скорой помощи. Однако пока это только надежда.
– Олег Васильевич, а есть вероятность того, что какая-то техника поступит в этом году?
– Вообще программа рассчитана на 2010-2012 год. Сложно сказать, будет ли поступление в этом году, но что намерение департамента есть, это точно.
– Ожидают ли структуру скорой помощи какие-то изменения в работе?
– Министерство здравоохранения РФ планирует внедрить концепцию модернизации скорой медицинской помощи. Для нас это шок, потому что предлагается схема, которая в России и Советском Союзе никогда не применялась. Это американская схема. По ней на догоспитальном этапе, когда пациент получает первый контакт с медиком, работают только фельдшерские бригады. Без врача. Причем каждый из фельдшеров является водителем.
Еще существует госпитальный этап. Это то, что мы видим в американском сериале «Скорая помощь». Когда пострадавшего привозят в больницу и только там бригада врачей что называется на бегу, на каталке с подключенными системами, везет больного в отделение, где ему окажут помощь. Представьте себе это визуально.
Для этого в больницах России должны организовать приемно-сортировочные отделения скорой помощи. Легкобольные будут ждать свою очередь, смотря телевизор в удобном кресле, других пациентов сразу направят в реанимационное отделение и будут тяжелые пострадавшие, которые временно задерживаются в этом отделении, им оказывается помощь, и только потом их распределяют по отделениям больницы.
Мы всеми руками за, чтобы такая схема существовала, но при условии, что на это найдется финансирование. Ни одного руководителя скорой помощи в России не нашлось, который бы полностью поддержал эту концепцию министерства здравоохранения. Об этом было заявлено на недавней конференции в Санкт-Петербурге. Наше мнение выслушали, но, похоже, что действия правительства по переустройству скорой помощи будут упорными. По крайней мере, сейчас намечено три этапа. Первый состоит в отработке на некоторых территориях пилотных проектов. Допустим, в Петербурге появится приемно-сортировочное отделение, в Татарстане и Воронеже еще какие-то направления. Это будет до 2012 года. С 2012 до 2016 будет отработка в более широком смысле. И к 2020 году схема должна стать общероссийской.
– Самарская область не входит в такой пилотный проект? Каких-то изменений нам стоит ожидать только к 2020 году?
– Да, это так. Но мы, кстати, и не боимся никаких пилотных проектов. Поскольку мы неоднократно и успешно участвовали в экспериментах. Это был эксперимент по экономическим методам управления в здравоохранении, это был проект, который потом перешел в постоянную стадию работы, системы обязательного медицинского страхования станции скорой помощи. И, кстати говоря, реформа здравоохранения предполагает, что в скором будущем мы опять перейдем на эти рельсы, когда будет введено одноканальное финансирование. Все будет финансироваться из страховых медицинских компаний.
Еще один важный момент и он представляет близкую перспективу. Это некое видоизменение нормативных документов для скорой помощи. К сожалению, существующих нормативов не так много и они весьма поверхностны. Теперь готовится документ, который будет называться «О порядке предоставления скорой медицинской помощи на территории РФ». И в нем будут представлены отсутствующие ранее разделы. Например, обеспечение поводов для вызовов скорой помощи. Мы ожидаем, что будет более четкое определение нормативов и распределений бригад скорой помощи. Наверное, это до конца года произойдет.
– В чем видите плюсы и минусы концепции модернизации скорой помощи, которую планирует внедрить в жизнь правительство страны до 2020 года?
– Если говорить о технической стороне дела, то мне не представляется реальным, чтобы даже за 10 лет можно было переоснастить все больницы страны. Ведь мы говорим не только о крупных городах, но и о селе. Пока не все понятно, что будет с экономикой. В целом я бы мог полагать, что это нормальная действующая схема, она работает не только в Америке, но и в некоторых европейских странах. Хотя во многих государствах применяют советскую систему здравоохранения. Это очень благополучные страны, такие как Швеция и Англия. К сожалению, российская система предполагает уход от врачебной скорой помощи в сторону фельдшерской. Увы, эта часть мне не нравится. Как бы то ни было, единственным местом, где пациент получает бесплатную медицинскую помощь, остается скорая помощь. А американская система не самая лучшая. Там есть большие провалы в отношении бедных и необеспеченных слоев общества. Она вполне могла бы быть работоспособной, если бы фельдшерские бригады были обеспечены всем необходимым и, разумеется, были полностью оснащены больницы. Но пока это выглядит нереальным.