TOLYATTY
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Тольятти
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

южн.

757мм 90%
Подробнее
USD 102,58
EUR 107,43
Город Андрей Дербенев, начальник поисково-спасательной станции МУ «Центр гражданской защиты Тольятти»: «Я хочу заниматься любимым делом и спасать людей»

Андрей Дербенев, начальник поисково-спасательной станции МУ «Центр гражданской защиты Тольятти»: «Я хочу заниматься любимым делом и спасать людей»

С начала купального сезона на несанкционированных пляжах Тольятти утонули несколько человек. Некоторые из них были в нетрезвом состоянии. Андрей Дербенев рассказал корреспонденту Тolyatty.ru, в чем причина несчастных случаев на воде, в каких ситуациях спасатели оказываются заложниками своей профессии, и какой адреналин ему пришлось испытать совсем недавно и не по своей вине.

Андрей Викторович, не проходит и недели, как в городе происходит трагедия – тонут люди. В чем причина? В неразвитой пляжной инфраструктуре?

– В корне с этим не согласен. Инфраструктура есть, как и санкционированные пляжи. В буйковой зоне патрулируют спасатели, на пляжах дежурят врачи скорой помощи и милиция. Это прекрасно видят жители города, особенно Автозаводского района. Я считаю, в этом году городские власти выполнили практически все возможное, чтобы уменьшить смертность и количество несчастных случаев на акватории. В прошлом году поставили более 40 щитов, где людей предупреждали: вы находитесь в опасной зоне и здесь купаться нельзя. И единственное, на мой взгляд, что еще не сделала мэрия – это не запретила продажу алкогольных напитков на пляжах. Это был бы самый коронный шаг. И тогда чиновники могли бы сказать: «Мы сделали все».

Тем не менее, если человек пострадал на санкционированном пляже, то это большая проблема. Это вина городских властей, медиков, сотрудников милиции и спасателей. Но если взять статистику, то 98% несчастных случаев, особенно гибель людей, происходит за территорией данных пляжей. Это говорит о том, что люди сознательно нарушают правила личной безопасности. Наш город приближен к миллионнику. Как бы это цинично не звучало, есть некий процент, допустим 10 человек в купальный сезон, которые все равно погибнут. На протяжении пяти лет это определенное количество всегда сохраняется. Плюс-минус один-два-три человека.

В чем секрет Муравьиных островов? Практика показывает, что жители любят там отдыхать. Однако так же неумолима и статистика – уже в этом году там погибли люди.

– Там купаться крайне опасно и запрещено. Там тонут даже трезвые люди, которые хорошо умеют плавать. Смысл заключается в том, что этот гребной канал сделан именно для спорта. Там сильное течение между двумя островами. Вроде идешь-идешь, тебе по пояс, и потом обрыв до шести метров. Вода не такая чистая, как в океане или море, и этого перепада человек просто не видит. Экстремалы, которые сплавлялись по бурным речкам, знают, что такое пороги. На метровой глубине течение может так прижать человека, что он не сможет выплыть. То же самое происходит и в этом месте. Здесь завихрения внутреннего течения, и человек, который умеет плавать, не может выплыть. Реально это длится 25-30 секунд. Если человек неожиданно, на выдохе, ушел туда, то это очень опасно. Поэтому там сейчас много предупреждающих знаков. И те, кто ходят туда отдыхать, должны быть готовы, что быстро не получат качественную помощь.

А какой процент случаев – ложные вызовы? За вашу практику, какой самый нелепый инцидент вы можете припомнить?

– Самая нелепая ситуация была совсем недавно. В два часа ночи поступил вызов, что утонул молодой человек. Компания отдыхала на полуострове Копылово. Произошло следующее: парень, находясь в нетрезвом состоянии, переплыл шлюзовой канал и в плавках ушел домой спать. Соответственно, компания видела, как он ушел купаться и не вернулся, и молодые люди вызвали спасателей. Около трех-четырех часов мы обследовали дно. И когда уже ближе к утру позвонили ему домой, то выяснилось, что парень спокойно спит. Это самое нелепое, что может произойти и это повторяется достаточно часто. С начала купального сезона на Итальянском пляже мы отработали три подобных вызова. Зная что такие ситуации бывают, мы просим контактный телефон, и как правило заканчивается хеппи-эндом. Но в последние годы несчастных случаев на санкционированных пляжах не происходит. Мне кажется, это уже напоминает игру в шахматы. В прошлом году жители через СМИ поднимали вопрос – давайте поставим предупреждающие знаки – поставили. А давайте весной поставим – поставили. Сейчас все стоит. Господа, что происходит? А происходит то же самое. Люди приходят, на предупреждающие знаки вешают свои шортики и спокойно идут купаться.

Если перейти от темы помощи людям к проблемам спасения животных, насколько такая практика развита в Тольятти? Часто ли спасателям приходится снимать кошек с дерева?

– Мы стали заложниками данной ситуации. Это конечно с какой-то стороны курьезные случаи. А с другой стороны это не наш профиль. И когда вызывают спасателей на кошку, которая сидит где-то там наверху, то мы всегда спрашиваем одно и то же: «Кто-нибудь видел мертвую кошку на дереве?». При этом снять ее достаточно проблематично, потому что животное напугано, и чем выше к нему подбираешься, тем выше оно забирается. Да, она создает неудобство, но кричащая кошка на дереве по весне – это нормально. Даже если она находится там от суток до двух.

И еще, почему-то люди считают, что если они позвонили спасателям, то значит, помогли животному. Хотя очень часто – процентов 80 – когда люди могут самостоятельно решить проблему. Например, сидит собака в котловане и дело редко доходит до того, чтобы просто помочь животному и подложить ему доску. Или такая ситуация – звонит сердобольный человек и говорит, что кошка попала в вентиляцию. Когда встал вопрос, что надо ломать стену дома, то этот же человек сказал – я не дам этого сделать. Такое вот двоякое отношение. Я вам просигнализировал, а вы как хотите, так и делайте. Я считаю, что это в корне неправильно.

Спасатели оказывают платные услуги? Например, взять те же ситуации с захлопнувшимися дверьми и т.д.

– Дело в том, даются ли нам такие полномочия. Несколько лет назад мы могли оказывать коммерческие услуги. Но года два мы этим делом не занимаемся. Летом люди много ключей теряют. И всегда шквал звонков. Было такое, что люди вынуждены были ждать по 2-3 часа. Потому что, если мы едем на какую-то коммерческую дверь, и приходит вызов на ДТП, то конечно мы едем на ДТП. Сейчас есть масса фирм, которые занимаются этим делом. У нас в базе есть их телефоны. Что касается угрозы жизни населению, то подобные услуги, безусловно, оказываются бесплатно.

Андрей Викторович, если перейти от рабочих моментов к личному, то однозначно службу спасения сложно представить без вашей харизматичной личности, но не все знают, почему вы пришли в эту профессию.

– Это судьба так повернулась. Дело в том, что около 10 с лишним лет я занимаюсь подводным плаванием. Вместе с клубом «Нептун Про» мы очень часто проводим международные экспедиции. Это подводная археология, обследование Черного моря и других морей на предмет Великой Отечественной войны. И в одной из таких экспедиций я познакомился с бывшим директором службы спасения Владимиром Черкашиным. Где-то лет 8 тому назад он хотел организовать на базе службы спасения водолазную службу. Тогда в городе ни водолазов не было, ни аквалангов в продаже. В службе спасения работали три человека. Они отучились, получили иностранные сертификаты. В нашей стране это все было в зачаточном состоянии. Черкашин просто предложил поучаствовать в этом. Мне было интересно, и я знал, что это мое. Я бы не сказал, что все было легко и просто. Абсолютно нет. Мало кто в это поверит, но было время, когда спасатели жили в палатках. Сейчас на Итальянском пляже есть станция, вагончики. Про себе я могу сказать только одно: я действительно этим горжусь. Я пришел рядовым спасателем. И прошел абсолютно все. Приходилось даже жить на этой станции. Но я добился того, чего хотел. Мне приятно заниматься любимым делом.

В психологии существует понятие «профессиональное выгорание». Насколько это актуально для спасателей Тольятти? И лично для вас?

– Вы знаете, когда есть работа, то хочешь работать. Например, во Владивостоке была проблема, что на спасателей стали перекладывать функции, которые они не обязаны делать. Заставляли выяснять личность погибшего, по какой причине человек пострадал в ДТП, и если кто-то утонул, то был он пьяный или нет. Но, господа, спасатель должен делать свою работу. Вот я считаю, что если человек занимается своим делом, то он никогда в жизни не сможет перегореть. Я хочу заниматься своим любимым делом и спасать людей.

Андрей Викторович, вам приходится часто повторять элементарные правила личной безопасности, а вам не случалось их нарушать? Или адреналина в жизни хватает?

– Адреналина хватает выше крыши. Через тебя проходит масса случаев нелепой смерти. Вот, например, идем мы в рейд, видим на яхте человека без спасательного жилета. Он говорит, что плавает хорошо. Хотя сами яхтсмены хорошо знают, что самая распространенная травма – это когда тяжелые снасти паруса могут ударить по голове. Человек теряет сознание и падает за борт. Каким бы ты пловцом не был, ты утонешь. Поэтому когда смотришь на чужие ошибки, не хочется их повторять.

Еще до трагедии в «Хромой лошади» в Перми я начал за собой замечать, что реально – заходишь в помещение и смотришь, оцениваешь. И если пришел на какую-то вечеринку и знаешь, что будешь находиться здесь час-два-три, то я никогда вглубь не пойду.

Честно говоря, думал, что уже на все насмотрелся. Но вот недавно, когда «Мега-Лада» проводила очередные спидвейные гонки, то реально попал в сложную ситуацию. Я пришел туда со своим 10-летним сыном. И там не удосужились открыть запасные выходы. На весь огромный стадион было всего два выхода. Мы с ребенком попали между трибунами, одним выходом и другим, где началась давка. Рядом со мной находился парень с пятилетней девочкой. Мы реально детей поверху передавали. Ты отдаешь себе отчет, что ты спасатель, ты отец, ты мужик, ты сильный, но когда такая давка происходит, ты понимаешь, что сделать ничего не можешь. Все это было минут 10, потом открыли эти выходы. И то с превеликим трудом мы выбрались. Это была крайняя ситуация. У спасателей, может быть, есть профессиональная проблема, что я спасатель – значит справлюсь со всем. Это грубое напоминание. Каким бы ты ни был профессионалом, бывают ситуации, когда человек один справиться не может. У любого человека есть некий предел.

На ваш взгляд, есть рецепт идеального соотношения риска и разума?

– Риск должен быть оправданным и обдуманным. Господа, если вы любите драйв и риск, то рискуйте, пожалуйста, только своей жизнью.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления