Индустриальный парк, о котором начали вести речь, на уровне руководителей мэрии и АвтоВАЗа, не имеет своего лица. По словам руководителя департамента потребительского рынка и предпринимательства Хетага Тагаева, пока нет понимания, что будет собой представлять этот проект – то ли там будут развиваться вазовские виды деятельности, то ли это место отдадут на откуп малому и среднему бизнесу.
– Хетаг Тазаретович, сегодня идут активные разговоры о совместной работе мэрии с АвтоВАЗом по созданию индустриального парка. Когда жители смогут увидеть реальные результаты этого проекта?
– Если говорить о реальных результатах просто объекта, не называя его «индустриальный парк», то бизнес там уже действует. Желающих попасть туда много. К сожалению, пока есть только предположения, что и как там будет. Стратегия в этом вопросе отсутствует полностью. А тактика меняется постоянно. Сегодня одно предположение о том, что тут будет, а завтра другое. Дело в том, что на самом АвтоВАЗе нет четкого понимания. И мы идем как будто в потемках. Есть задача, что надо разрабатывать концепцию этого индустриального парка. Хотя нет понимания, подо что конкретно. Пока ставим себе теоретические задачи. Когда в итоге будет ясно, что это такое, то вполне возможно будет, что этот парк будут называть индустриальным, а на самом деле это будет производство услуг или комплектующих для того же волжского завода. Так, я иногда читаю о тех проектах, которые хотят перевезти с других регионов или вывести с того же АвтоВАЗа. Но реально в этом парке даже таких площадей нет. Потом четко надо понимать график, когда эти площади введут в эксплуатацию. Этого тоже пока нет. Остаются вопросы с финансированием. Хотя идея конечно хорошая. В любом случае этот объект будет полностью задействован.
– На ваш взгляд, что все же может получиться из этого проекта?
– Нам бы очень хотелось, чтобы это был индустриальный парк, не связанный с АвтоВАЗом. Нужно условия прописать, что это будет площадка для представителей малого и среднего бизнеса. Второе условие – чтобы арендная плата и коммуналка были для предпринимателя первый год 40%, второй год 60%, третий год 80%, и наконец, на четвертый год они бы вышли уже на полную оплату. Пусть эти проценты будут даже от коммерческой цены. При этом договор надо заключать на срок не менее пяти лет. Это должно быть на конкурсной основе. Причем не только для тольяттинских предпринимателей. Эту информацию надо по всей стране распространить. Чтобы бизнесмены приходили с готовыми идеями, им бы дали площади и мощности, но при условии, что они набирают тольяттинских работников. Это позволит привлечь новые виды бизнеса, создать новые рабочие места и это будет реальным индустриальным парком. Вопрос в том, когда остальные площади будут готовы к эксплуатации и будут определены условия игры. То ли это для вазовских видов деятельности, то ли нет. Хотелось бы привлечь иные виды производств. Рабочие места надо создавать вне автопрома. При этом около 40 тысяч квадратных метров площадей Индустриального парка должны ввести до конца следующего года. Часть из них будет функционировать уже в этом году.
– Между тем часть предпринимателей, выигравших конкурс на получение субсидии до 300 тысяч рублей, не смогут ее получить. С чем это связано?
– Давайте уточним сразу, речь идет о 14 предпринимателях, причем двое из них отказались сразу. По неизвестным нам причинам. Я с ними общался, они сказали, что просто отказываются. Есть несколько предпринимателей, которые не смогли получить кредит. При получении кредита нужны какие-то залоги, а у них их не оказалось. При этом они и к нам обратились немного поздно. Есть областной фонд микрофинансирования, который уже открыл филиал в Тольятти. Можно было бы там договориться. Я думаю, часть неиспользованных денег будет выделена следующим победителям. И в итоге у нас окажется 5-6 человек, которые не получат субсидию. Исходя из того, что это первый такой конкурс, результаты отличные. Из 359 предпринимателей 345 заключили договора. В данный момент мы перечисляем деньги последним победителям конкурса.
– Насколько мы знаем, на этом поддержка государства не заканчивается?
– Со дня на день мы ожидаем информацию из Москвы о подтверждении второй части финансирования программы. Надеемся что в конце июля – начале августа мы остальные конкурсы тоже объявим. И с сентября вновь пойдет напряженная работа в части оформления субсидий по компенсации затрат. Я думаю, что осень у нас будет очень жаркая.
– А какой объем финансирования ожидается? Сколько человек по вашим прогнозам смогут получить эту субсидию?
– Около 30 миллионов мы должны получить в ближайшие два-три месяца. Это еще около ста человек получат субсидии. Если программу будем нормально выполнять, то в принципе руководитель министерства экономики РФ пообещал оказать нам содействие в получении еще дополнительных ста миллионов. Губернатор также вынес предложение на уровень правительства, чтобы Тольятти дали дополнительные средства. Мы на это тоже рассчитываем и до конца года, если даст Бог, еще около 500 человек смогут получить субсидии. Надо понять, что сегодня самое главное – это поддержка. Развитие – это завтра-послезавтра, а сегодня – поддержка начинающих предпринимателей. Вся программа на это и нацелена.
– По вашим прогнозам, какой процент предпринимателей из числа тех, кто получил поддержку от государства, сможет выжить?
– Я оптимист и думаю, что это не менее 70-80 %. Остальные не знаю, может, и они выживут.
– Есть ли что-то такое, что специалисты департамента потребительского рынка и предпринимательства учтут в новом конкурсе?
– Жаль, на этот раз оказалось обделено сельское хозяйство. В следующем конкурсе будем активно поддерживать предпринимателей, которые будут заниматься этим направлением деятельности. Однако это обязательно должны быть жители города, которые зарегистрированы у нас в налоговой инспекции. Плюс надо будет поработать над идеей создания частных детских садов на 5-6 человек. Это то, что сегодня наиболее востребовано.
– Если коснуться других аспектов деятельности департамента потребительского рынка и предпринимательства, то по-прежнему актуальна проблема с наружной рекламой. Много нелегальных баннеров и перетягов. Какие шаги предпринимает департамент в этой связи?
– Если говорить по поводу незаконных рекламных конструкций, то мы их выявляем и пишем предписания владельцам. Потом идет демонтаж конструкций. Если мелкие, то с работниками ГИБДД, иногда прокуратурой. Если крупные конструкции, то там механизм другой. Но чтобы постоянно и массированно вести эту работу, сил у департамента потребительского рынка и предпринимательства не хватает. Хотя нарушителей штрафуют. Прокуратура помогает в этом вопросе, штрафы стали более серьезные. Я думаю, что дело идет к тому, что «незаконки» станет гораздо меньше. Но пока речь идет о сотне нелегальных конструкций.
– Как вообще появляется незаконная реклама?
– Человек просто взял и поставил какую-то конструкцию. Ему либо отказала мэрия, так как в данном месте просто нельзя размещать рекламные щиты, либо ему просто неохота было заниматься этим вопросом. Проще поставить, платить маленькие штрафы или до поры до времени избегать их и убегать от надзорных органов. Потом эту конструкцию снять, через неделю опять поставить. И все сначала. Правда сейчас правила этой игры потихоньку ужесточаются. В нее вступила прокуратура. Я думаю, что многие сейчас призадумаются.
– Хетаг Тазаретович, многие жители полюбили социальные ярмарки, на которых можно приобрести продукты питания по более низкой цене и у местных производителей. Однако эти ярмарки то отменяют, то вновь оставляют в силе. Ваши прогнозы для этого проекта?
– Честно говоря, эти социальные ярмарки никакого официального статуса не имеют. И по большому счету любая проверяющая структура может наказать меня, что регулярно и делается. Действительно, мы хотели до осени приостановить действие этих ярмарок. Но жители просят их оставить. Поэтому мы приняли решение не закрывать их, пусть работают. А потом жизнь покажет. Не вечно же нам про кризис говорить, кончится же он когда-нибудь. Тогда что-то другое придумаем, а пока это явление очень нужное. Для многих горожан, не только для пенсионеров, это стало местом, где можно качественные продукты купить по более низкой цене. На ярмарки мы допускаем тех, у кого продукция дешевле, чем в магазине. Иногда даже идем на некоторые отступления. Например, черешня или абрикосы – это не продукты первой необходимости. Но с другой стороны, если бабушка купит своим внукам фрукты по дешевке, да ради Бога. Тут надо чисто по-человечески подходить.
– Будет ли в этом году сделано что-то новое в сфере развития внутреннего туризма?
– Мы разрабатываем программу туризма. В частности, пытаемся наладить отношения с областными и федеральными структурами. Потому что без финансирования из Самары и Москвы будет трудно что-то сделать. Мероприятия на этот год уже заложены. Но есть идея создать в Автозаводском районе ближе к набережной, так называемое гоночное кольцо для соревнований мирового уровня. Мэр и губернатор поддержали это предложение. Мы начали заниматься этим вопросам, чтобы хотя бы в следующем году провести чемпионат России. На эти мероприятия приезжают десятки тысяч людей. Это конкретное событие, которое позволит развивать туризм. Я думаю, все, что мы делаем, мы делаем правильно. Также еще много вопросов связанных с индустрией отдыха – это наши пляжи и турбазы. Это отдельное направление, которое также позволяет развивать туризм. Будем делать все возможное, чтобы город был интересен, как для тольяттинцев, так и для гостей города.