Пятый раз Тольятти становится площадкой для конкурса молодых дизайнеров «Арбуз». За это время событие «доросло» до регионального уровня. В этом году тема конкурса обозначена как «Победа». И в частности те плакаты, которыми был украшен город в рамках 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, выполнены молодыми дизайнерами. Но не все творческие находки, которые представляют молодые специалисты, находят применение в городе и области. Как показывает практика, идеи дизайнеров в Тольятти по большей части не востребованы. И молодые специалисты вынуждены уезжать из города в поисках лучшей доли. Председатель оргкомитета конкурса «Арбуз» Маргарита Вахтина высказала свое мнение по поводу развития дизайна в Тольятти.
– Маргарита Анатольевна, в пятый раз молодые дизайнеры будут пробовать свои силы в конкурсе «Арбуз». Чем принципиально новым на сегодняшний день дополнился региональный конкурс молодых дизайнеров?
– В ноябре прошлого года был образован консорциум вузов сервиса, среди которых есть лидеры в подготовке дизайнеров и известные в России дизайнерские школы. Поэтому в конкурсе этого года примут участие молодые дизайнеры из Омского института сервиса, Южно-Российского университета сервиса, университета сервиса города Санкт-Петербурга.
К тому же состав профессионального жюри дополнился всемирно известными именами отечественных дизайнеров. Это Сергей Серов – представитель России в Международном совете ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA и Координационном комитете международных биеннале IBCC, Юрий Гулитов – пятикратный лауреат Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела», руководитель и ведущий педагог авторской Творческой мастерской в Высшей академической школе графического дизайна. Затем Эркен Кагаров – основатель и творческий директор студии «Imadesign»,академик Академии графического дизайна (1999, с 2001 по 2007 – вице-президент), руководитель и ведущий педагог авторских творческих мастерских.
В прошлом году впервые в рамках направления «графический дизайн» была довольно успешно представлена номинация мультимедиа. Проект, отмеченный Гран-при, – короткометражный фильм «Чай с лимоном» выпускницы ПВГУС Евгении Бердниковой. Также среди номинаций графического дизайна – фирменный стиль и дизайн интерьера. Вновь участники и зрители смогут полюбоваться коллекциями одежды в разных направлениях. А проекты резьбы по дереву будут представлены номинацией «Сувенир». Выставка пройдет в Тольяттинской филармонии с 15 июня до конца месяца.
– Темой конкурса молодых дизайнеров этого года выбрана «Победа». Насколько нам известно, заявки от дизайнеров уже поступили. Как представляют этот образ молодые специалисты? Только ли это военная тематика?
– На военную тему представлено много проектов. Они оказались достаточно разнообразны, и в этом плане вызывают несомненный интерес. Казалось бы, столько много уже сказано о войне, много написано, однако молодежный взгляд высвечивает новые ракурсы. Каждый желающий может увидеть проекты, в том числе по военной тематике, на выставке в молле «Парк Хаус». Выставка продлится до конца июня. Кроме того, мы планируем, как и в прошлом году, разместить все проекты по графическому дизайну и дизайну интерьера на портале мэрии для онлайн-голосования.
Однако тема Победа вызвала у молодых дизайнеров не только ассоциации, связанные с военной тематикой, но и многие другие. Среди проектов – борьба с вредными привычками, победа над ленью, победа над собой, представлена автомобильная тематика. Был, как известно, такой автомобиль – «Победа», говорят, довольно неплохой. Также это спортивная тема, победа в различных творческих конкурсах. Как видим, довольно разнообразные образы.
– Среди членов жюри, по крайней мере, прошлого года, были заграничные дизайнеры. Как они оценивают уровень дизайнерского мастерства участников конкурса?
– По-прежнему входит в состав жюри конкурса Энтони Грейд. Впервые он работал с нами в прошлом году. Энтони довольно известный специалист в области автомобильного дизайна в мире – руководитель по дизайну автомобильной фирмы РЕНО. Он дал очень высокую оценку проектам, осматривал выставку, смотрел каталоги конкурсов прошлых лет, побывал на кафедре дизайна ПВГУС, в прошлом году принял участие в пресс-конференции, стал участником финального конкурсного шоу. В этом году Грейд вновь дал согласие участвовать в конкурсе. Зная его оперативность, заинтересованность в вопросе, могу сказать, что он обязательно примет участие в V конкурсе. Я всегда приятно удивляюсь его мобильности и быстрой реакции, когда связываюсь с ним по e-mail. Когда Э. Грейд впервые посмотрел проекты молодых дизайнеров университета сервиса, будучи на кафедре дизайна ПВГУС, он дал такую оценку: «Думающий дизайн». Я полагаю, что это говорит о многом.
– Как при общей одаренности участников и победителей конкурса оценивать состояние городского дизайна Тольятти? Молодые таланты остаются невостребованными в своем городе?
– Есть талантливые ребята, которые остаются в городе и работают здесь. Есть те, которые уезжают. Думаю, что они сами могли бы лучше ответить на этот вопрос. Я могу лишь высказать свое мнение, поделиться имеющейся у меня информацией на этот счет. Судя по запросам предприятий, организацией, органов местного самоуправления на разработку дизайн-проектов, спрос со стороны этих потребителей невелик. Также остаются мало востребованными проекты по социальной тематике, заказчиком на которые могут выступать представители государственного управления и местного самоуправления, хотя трудно переоценить значение именно такой визуальной информации. Более востребован компьютерный дизайн, связанный с разработкой интернет-сайтов, верстка печатных изданий. Думаю, что большая часть ребят занимается именно этим. Спрос на дизайн интерьера предъявляют в основном частные лица. А есть еще дизайн одежды. Это направление конкурса всегда привлекает повышенное внимание публики. Но где предпочитает одеваться большая часть потребителей одежды? Очень непросто встать на ноги фирмам, производящим одежду, особенно в нашем городе. Вот и делайте выводы, сколько дизайнеров и по каким направлениям будут работать в городе.
– По прошествии ряда лет уже можно сказать, как конкурс влияет на становление молодых дизайнеров. Помогает ли он карьере начинающим специалистам сферы дизайна?
– Любой профессиональный конкурс для молодого человека всегда полезен: контакты, возможность сравнить свой уровень с другими участниками. Немаловажно получить поддержку членов жюри. Это большой стимул для любого человека. Он порождает желание творить дальше. Вот что, прежде всего, дает конкурс. Только некоторая информация на этот счет. Победители II конкурса 2007 года, в частности, Дмитрий Длясин стал победителем крупнейшего Международного конкурса «RedDot design awards», Людмила Мазилкина получила первую премию на Международном конкурсе дизайна одежды «Подиум» в Чехии. В 2008 году модельеры одежды с проектом «Платье для Твиги» получили Гран-при конкурса «Поволжские сезоны Александра Васильева» (г. Самара), стали победителями конкурса «Кутюрье года» (г. Москва). Проект «Черным по белому, белым по черному» стал победителем Международного конкурса молодых дизайнеров «Подиум-2008» и так далее. Этот список можно продолжать. Всем запомнился оригинальные проекты специалистов резьбы по дереву, в частности, проекты «Троянский конь», «Мулмен», «Миногами», «Пушка». Все эти проекты можно увидеть в каталогах.
Кстати, недавно вышел электронный каталог IV конкурса. Кто интересуется проектными разработками, может заказать каталог в лаборатории экспозиционного дизайна ПВГУС.
– Маргарита Анатольевна, а каков процент реализации дизайнерский проектов, представленных на конкурсе «Арбуз»?
– Не могу похвастать относительно статистики по нашему городу: он низкий. Есть проекты, представленные на конкурс, которые уже были воплощены в жизнь, особенно это касается дизайна интерьера. Есть проекты, связанные с разработкой обложек журналов, они тоже были сделаны по заказу. Сейчас мы можем увидеть представленные в городе проекты по теме Победы в Великой Отечественной войне. Этим город обязан «МегаФону», именно эта фирма заказала часть проектов. Много это или мало? Конечно, мало. А жаль. Начнем с того, в городе нет ни одного специализированного помещения, где можно было бы размещать выставки и делать презентации. Не отработан организационный механизм отбора социальных проектов. В результате, в прошлом году конкурс не получил никакой финансовой поддержки в городе. Я была на приеме у министра спорта, туризма и молодежной политики Самарской области господина Бамбурова в период проведения финала IV конкурса и министерство помогло нам провести заключительное мероприятие. Ведь для всех участников конкурс проводится бесплатно, это наш принцип, молодежи надо помогать продвигаться профессионально. Но оргкомитет и сам рассчитывает на помощь. Пожалуй, единственный в городе институт, оказывающий финансовую поддержку такого рода проектам – ГБФ «Фонд Тольятти», в прошлом году отказал в гранте на изготовление печатного каталога. В результате каталог IV конкурса электронный.
– В каком направлении будет развиваться «Арбуз»?
– Конкурс стал известным в регионе и России, в нем участвует все большее количество молодых дизайнеров. Затем удалось позиционировать Тольятти как центр дизайна. Удалось привлечь внимание к дизайнерским разработкам молодых авторов. И наконец, показать молодежи, что они нужны и интересны для многих.
Мы будем продолжать проект, несмотря на организационные и финансовые сложности. У нас есть надежный союзник – Поволжский государственный университет сервиса. Рассчитываем на поддержку министерства спорта, туризма и молодежной политики области и в этом году.
Планируем создать сайт конкурса. Он давно был нужен. Дважды наши дизайнеры подавали проект по этому поводу в Молодежный банк, но пока не получили поддержки.
В этом году конкурс будет также длинным по времени. 30 июня планируем провести финальный просмотр костюма в молле «Парк Хаус». В кинотеатре Киноплекс планируем 5 октября провести финальное конкурсное шоу с показом на большом экране мультимедиа. Есть очень интересные проекты. График конкурса представлен на сайте ПВГУС, там есть страница «АРБУЗ-2010». Ждем всех на финале!