Во время подготовки к празднованию 65-й годовщины Победы авторы и участники проекта «Фронтовые дороги ветеранов Тольятти» выявили, что в Автограде осталось в живых 1 570 участников Великой Отечественной войны. Из них 37 ветеранов участвовали в битве за Москву, в обороне и блокаде Ленинграда – 106 человек, в Сталинградской битве – 88, в битве на Курской Дуге – 83, в освобождении Европы от фашизма – 167 и в битве за Берлин – 84 ветерана. По словам руководителя проекта Натальи Ланковой, узнать эти цифры и обработать материал об оставшихся в живых ветеранах – было самой сложной частью проекта. В результате ко Дню Победы родилась мобильная выставка, которая рассказывает о крупных сражениях и судьбах 134 ветеранов Тольятти.
– Наталья Михайловна, в преддверии 65-й годовщины Победы ветераны города, можно сказать, как никогда облагодетельствованы. И квартиры, и денежные выплаты, и праздничные обеды, и концерты… Ваш проект направлен на нечто другое. В чем его суть?
– Идея создания этого проекта родилась еще в конце прошлого года. В год 60-й годовщины Победы мы задумали и реализовали проект, связанный с открытием памятника-символа Отваги на территории нашей школы. Тогда мы выявляли, сколько в городе ветеранов, награжденных медалью «За отвагу», в том числе и участников войны в Афганистане, военных действий на Северном Кавказе. В год 65-й годовщины Победы мы задумались, сколько именно в нашем городе проживает фронтовиков, участников боевых сражений Великой Отечественной войны, и сколько из них были участниками крупных военных битв. В основном в районных советах ветеранов есть сведения о тех, кто принимал участие в битве за Москву, Сталинград, Ленинград, Курскую дугу. Статистики по участникам, освобождавшим Европу, Берлин, в городе не оказалось. Пришлось работать во всех трёх районах города с личными карточками ветеранов, которые предоставили председатели районных советов, за что им большое спасибо. Пришлось проделать большую работу. В содержание выставки решили включить краткую информацию о крупных битвах для изучения её молодёжью, потому что из практики знаем, что современные школьники этот материал знают плохо, в лучшем случае могут назвать начало войны и ее окончание.
– До сих пор различные департаменты мэрии, деятельность которых направлена на поддержку ветеранов получают новые заявки, например на тот же ремонт квартир. Цифры количества ветеранов постоянно варьируются. Это и труженики тыла, и вдовы участников войны, и узники концлагерей. По какому принципу вы выбирали героев своего проекта?
– Дело в том, что наша школа уже третий год курирует работу всех школьных музеев города. И поиск ветеранов проходил в рамках поисково-исследовательских работ «Моя малая Родина». Наши школьники и учителя работали с картотеками советов ветеранов, выявляли по карточкам, какими медалями награждены участники боевых действий. Например, как мы можем точно гарантировать, что этот человек – участник Сталинградской битвы? Очень часто бывает, что карточка об этом не говорит. Но если мы видим, что он награжден медалью «За участие в Сталинградской битве», значит он участник этой битвы.
Мы решили представить полученные материалы в виде информационной мобильной выставки «Фронтовые дороги ветеранов Тольятти», созданной с использованием современных материалов. Выставка представляет собой 25 сборно-разборных металлических модулей размером 2 м в высоту и 85 см в ширину. На металлическую конструкцию крепится банерная ткань, на которой путем специальной печати по эскизам дизайнера размещаются коллажи решающих сражений войны, с указанием количества ныне живущих в Тольятти ветеранов, их фото, фрагменты военных документов, карты их боевых сражений, краткая информация о фронтовых дорогах. Выставка сопровождается видеофильмом, который включает в себя воспоминания ветеранов Тольятти, кадры хроники. И второй продукт нашего проекта – это итоговый сборник, куда войдут более подробные рассказы о ветеранах, включающие не только сведения о фронтовых дорогах, но и о том, как у них сложилась дальнейшая жизнь.
– Понятно, что у каждого из 134 ветеранов войны – героев вашего проекта – своя история. И каждая уникальна. К тому же в городе собрались ветераны из разных уголков страны. Но есть ли такие истории, которые, по вашему мнению, должны быть известны всем горожанам?
– Конечно, такие воспоминания есть, для этого и создавалась выставка, чтобы о них узнали горожане. Например, вот воспоминание Медведева Леонида Павловича: «Жара стояла страшная, бои шли на берегу реки, а к воде – не подступишься, враг не подпускает. Разве что ночью сползаешь. Это называется быть у воды, но не напиться. Да и сам первый бой иначе как пеклом не назовешь. Люди гибли, как мухи. Три часа – и нет половины роты, а ведь это около трехсот человек». Когда машины останавливались от жары, глохли радиаторы, то последние капли воды сливали в радиаторы, чтобы машины пошли.
Многие рассказывают, что нет ничего страшнее голода. А современные школьники их спрашивают: «Разве вы голодали? У вас же были полевые кухни?». И вот история, которая запомнилась всем о том, как ветеран Кузин Пётр Михайлович вместе со своими друзьями поймали ежа, разделали его ножом и ели просто сырым. Двое товарищей шкурку бросили с иголками, а Пётр Михайлович подбирал и сосал.
Но, несмотря на то, что удалось пережить ветеранам, удивляет и вдохновляет их вера в доброту, в людей, детей. Они пережили все ужасы войны, но не ожесточились и не считают время войны потерянным временем своей молодости.
–Тех, ветеранов, которые во время войны были зрелыми людьми, становится все меньше. В большинстве своем мы видим и общаемся с ветеранами, которые встретили войну в детском возрасте. На ваш взгляд, ветераны открывают своим современникам реальную правду тех лет? Или же налет недосказанности остается?
– Сколько мне приходилось встречаться с ветеранами, я не могу сказать, что они что-то утаивают, скрывают. Если ветеран общительный, он хочет что-то рассказать, то он рассказывает всё, причем с самыми мельчайшими подробностями. Они помнят своих боевых товарищей, командиров, названия фронтов. И если уж кого-то осуждают, то конкретно об этом говорят. Не важно, взрослые перед ними или дети. Какой-то политической подоплеки в этом не чувствуется. Конечно, все они по-разному говорят про Сталина, но лозунг «За Сталина, за Родину!» живёт во многих их них. И потом они уже не в том возрасте, когда можно хитрить или утаивать. Если они не довольны, например, правительством, властью, то высказывают это открыто.
– С ветеранами разговаривали школьники? Насколько объективны полученные сведения? Ведь наверняка перед учениками ветераны не захотели бы выставлять какие-то негативные сведения. В рамках того же патриотического воспитания…
– Если ветераны не хотят что-то говорить, то они и не идут на встречи со школьниками. Прежде чем встретиться с ветераном идёт предварительная подготовка детей, продумываются вопросы. В основном, договариваются о встречах взрослые, потому что и в нашем городе, в этом году встречались уголовные ситуации, поэтому попасть домой к ветеранам не так-то просто.
Но тут возникает проблема обработки материалов, часто необходимо перепроверять сведения, которые они сообщают, чтобы не было неточностей, искажения фактов, их путаницы. Ветераны не скрывают от детей, что наша армия в начале войны была плохо обеспечена обмундированием, оружием, продовольствием. Надо понимать причины, объяснять их детям. В целом, хочется отметить, что ветераны фронтовые события помнят до мельчайших подробностей и с охотой делятся ими с учениками. Я считаю, что это поколение сама природа защитила и запрогнозировала на долгую жизнь, чтобы нам иметь возможность как можно дольше узнавать о тех страшных событиях из первых уст. По-другому не скажешь. Сейчас мы встречаем 65-ю годовщину и некоторые говорят – что вряд ли кто-то из ветеранов доживет до 70-летия Победы. Я в этом сильно сомневаюсь, потому что мы встречались и с 90-летними ветеранами, двое из них были в гостях у нашей школы 6 мая на митинге у памятника Отваги, и у них такое огромное желание жить, жизненный позитив, здравые мысли, что просто диву даёшься. В ходе нашего проекта мы нашли 102-летнего ветерана Логвенкова Николая Кирилловича, участника битвы за Берлин, он активен, его правнучка учится в нашей школе.
– Если обобщить полученную вами информацию, как ветераны вспоминают День Победы? Как встретили этот день? Как узнали?
– У всех по-разному это происходило. Кто-то был в госпиталях, кто-то воевал. Однозначно, все они говорят – была неописуемая радость, восторг. Кто-то не верил. Один ветеран сказал, что большего счастья у него просто не было за всю жизнь. «В День Победы все словно с ума сошли: искалеченные люди кричали от радости, плакали, поминали погибших. Два дня прошли в каком-то тумане, не верилось, что мы остались живы».
Выдуц Анна Пантелеймоновна вспоминает: «Свою победу я встретила в Австрии, в Вене. Радости солдат не было конца. Все что-то кричали, не слушая друг друга, и подбрасывали меня, как перышко высоко-высоко. А я всё просила, чтобы меня поставили на землю. Мне было страшно летать у них над головами».
– В честь 65-й годовщины Победы в городе установили несколько мемориалов в честь ветеранов войны. Как вам кажется, что еще можно было бы сделать для увековечивания памяти ветеранов?
– Благодаря проекту «Фронтовые дороги ветеранов Тольятти» у нас появилось еще несколько идей. Когда мы начали изучать истории ветеранов, то одной группе стало интересно выяснить, какие памятные места есть в Тольятти, связанные с Великой Отечественной войной. Мы решили увековечивать память о ветеранах в школьниках через тематическую экскурсию, которая соединяет все три района. Наполнили эту экскурсию сведениями о ветеранах, о крупных битвах, нашим партнёром стал Информационный туристический центр. Уникальность этой экскурсии в том, что школьники сами разрабатывали маршрут, сами проводят экскурсию. По-моему, чтобы любая информация, а особенно патриотической направленности, дошла до молодежи, надо подавать ее современными способами, использовать видеоролики, фильмы, различные визуальные средства. Если затронешь душу и сердце, то наша молодёжь многое может сделать.