За плечами городского информационного центра ряд проектов, которые начали раскачивать бюрократическую машину Тольятти. Речь в том числе идет об электронных паспортных столах, которые избавляют горожан от похода за целым рядом справок. Также информационный центр разработал единственную в своем роде интерактивную электронную карту-схему Тольятти. И он же является инициатором строительства IT-парка и входит в экспертный совет по вопросам создания IT-парка при министерстве транспорта, связи и автомобильных дорог. На какой стадии реализации находятся эти проекты, корреспонденту Тolyatty.ru рассказал директор городского информационного центра Дмитрий Никулин.
– Дмитрий, с момента своего появления Тольяттинский городской информационный центр занимается информатизацией различных сфер деятельности муниципалитета. Трудно ли было начать двигать бюрократическую машину?
– Начинать что-то новое всегда нелегко, а менять привычный порядок еще труднее. Конечно, были трудности, с чем-то приходилось бороться. Однако руководство нас поддерживает, и думаю, поэтому у нас получается эффективно работать.
– На каком этапе сегодня находится внедрение электронных паспортных столов в Тольятти?
– Прежде всего объясню, что такое автоматизированная система паспортных столов. Она представляет собой хранилище информации, где собираются и хранятся все персональные данные граждан и создаются электронные справки о составе семьи, заверенные электронно-цифровой подписью. Данная система призвана осуществлять эффективный автоматизированный информационный обмен в сфере учета населения, а также обеспечивать органы местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о населении.
К проекту «Автоматизированная система паспортных столов» на данный момент подключились 32 управляющие компании, которые обслуживают 95% жилого фонда г.о. Тольятти, оставшиеся 5% в настоящее время не подключены к системе из-за отсутствия у них технических возможностей.
Помимо этого, к системе подключено 11 муниципальных и государственных структур, которые для оказания государственных и муниципальных услуг используют электронный вариант справки о составе семьи, формирующейся с использованием электронных паспортных столов.
Правительством Самарской области опыт Тольятти был признан успешным, и пилотные проекты Единой автоматизированной системы паспортных столов были реализованы в Сызрани и Чапаевске.
– Оценить удобство электронного документооборота лично для себя сможет каждый тольяттинец. А насколько, по вашим подсчетам, отход от бумажной волокиты выгоден для города в целом?
– Выдача электронной справки избавляет горожан от похода за целым рядом справок и экономит большое количество времени для работников организаций, их выдающих.
Кроме этого, автоматизированная обработка информации позволяет аккумулировать данные на базе одного ресурса. Статистическая и аналитическая обработка полученных данных позволяет принимать решения городского уровня быстрее и эффективнее.
– Как вы подходите к организации безопасности информации? Не станет ли база информационного центра поводом заработать для предприимчивых горожан?
– Не станет. В МУ «ГИЦ» всегда уделялось особое внимание проблеме информационной безопасности. С внедрением каждого нового проекта мы проводим большую организационную и техническую работу по защите информации, находящейся в нашем распоряжении.
Тем более что проведение таких работ предписывается федеральным законом №152 от 27 июля 2006 г. «О персональных данных».
– Что такое идентификационный номер? Для чего он нужен? Не становятся ли реальностью фантастические фильмы о том, что у человека будет номер вместо имени?
– Конечно, нет. Сегодня идентификационные номера имеют широкую сферу применения, например в налогообложении (ИНН). Поэтому совершенно не стоит беспокоиться о том, что мы когда-нибудь превратимся в героев подобных фильмов.
В нашей системе единый идентификационный номер присваивается каждому жителю Тольятти. Использование такого номера позволяет упростить работу специалистов. В процессе обмена данными между системами идентификационный номер позволяет системам «лучше друг друга понимать».
– Не сходят с уст разговоры об IT-парке. Иногда кажется, что это словосочетание уже используют как имя нарицательное. При этом не всегда понимая, что оно означает. Так что же такое IT-парк и как он должен помочь Тольятти?
– Изначально проект «Жигулевская долина» задумывался как прототип Силиконовой долины в США и должен был включать в себя целый комплекс парков в различных направлениях, в том числе IT-парк и Технопарк. Отличия между ними заключается в направлениях их деятельности – специализация IT-парка – информационные технологии.
Сейчас основное внимание уделяется развитию проекта IT-парка как наиболее просчитанного и реалистичного. В будущем, если проект окажется успешным, возможно строительство еще нескольких парков.
IT-парк – это новая инфраструктура, которая позволит не только уйти экономике города от зависимости от ВАЗа, но и создать более 3000 рабочих мест (это специалисты в области IT-технологий и прикладных отраслей), развить инновационные производства и многое другое.
В состав IT-парка будут входить Call-центр, центр лицензирования и сертификации, офисные и учебные помещения и многое другое. Ядром IT-парка станет Data-центр, структура и высокотехнологичное оборудование которого обеспечат эффективную работу для компаний, работающих в сфере информационных технологий.
Что касается помощи городу, то результат можно проиллюстрировать примером Силиконовой долины. Там все началось в небольшом городке под названием Санта-Клара в штате Калифорния. Создание Силиконовой долины способствовало развитию региона, и сейчас на ее территории проживает самое большое количество миллионеров Америки, поэтому местность также называют «Долиной миллионеров».
– Уже есть отклики жителей города об использовании интерактивной электронной карты-схемы Тольятти? Какие преимущества она несет в себе в отличие от своих бумажных аналогов?
– По результатам нашего опроса 65% из ста пользуются интерактивной электронной картой-схемой.
Особенность интерактивной карты заключается, во-первых, в том, что информация, содержащаяся на карте-схеме, имеет правовой статус и поступает непосредственно из официальных источников. А во-вторых, в том, что на карте-схеме представлена наиболее полная информация о местонахождении социально значимых объектов города.
Бумажных аналогов такая карта не имеет, кроме этого, электронная версия намного удобнее в применении. Для данной карты был разработан дополнительный сервис, позволяющий жителям самостоятельно задавать параметры поиска – выбирать для отображения на карте один или несколько интересующих тематических слоев.
– Насколько уникален опыт, который реализует в Тольятти городской информационный центр? На что вы опираетесь, чтобы не ошибиться в каких-то проектах?
– Уникальность нашего опыта можно оценить по тому факту, что его перенимают другие муниципальные образования Самарской области, а в перспективе и в рамках всего региона. Кроме этого, наши проекты занимают места на всероссийских конкурсах. Например, в октябре прошлого года мы заняли второе место во Всероссийском конкурсе IT-проектов муниципальных образований «Электронный муниципалитет – 2009» с проектом «Автоматизированная система паспортных столов».
По данным мировой статистики, лишь 20 процентов IT-проектов являются успешными, остальные либо не реализуются, либо признаются неэффективными. Мы стараемся поправить эту статистику. Рецепта от ошибок нет ни у кого, но при принятии решений и при разработке проектов мы стараемся сначала все хорошо взвесить и проанализировать.