Работу школ, больниц, поликлиник, библиотек, музеев, учреждений культуры и т.д. планируют перевести на полную самоокупаемость. Пока эти разговоры не нашли реального применения. Тем не менее, речь об этом активно ведется на всех уровнях власти. Не менее активно свою позицию высказывают и те самые учреждения, которых может коснуться принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Директор тольяттинской филармонии Лидия Семенова считает, что культура может зарабатывать, но перевод ее на полную самоокупаемость будет недальновидным со стороны власти.
– Лидия Валентиновна, принято считать, что среди потребностей среднего тольяттинца культура занимает далеко не первое место. Поэтому естественно ожидать сложных времен для филармонии, ведь люди скорее откажутся от посещения концертов, чем от вкусной пищи или любимого автомобиля... Согласны ли вы с этим, и как планируете работать в этом направлении?
– Действительно, время не самое радужное. Тем не менее, залы не пустуют. С того времени, как я работаю в филармонии, малочисленные концерты можно пересчитать по пальцам руки, а выступлений было гораздо больше. С другой стороны здесь играет роль грамотная репертуарная политика. Нас жители даже упрекают: «Нельзя же ходить каждый день на концерты!». У нас есть зритель, наверное, потому, что это доступно. Цены на билеты филармонии бывают от ста до пятисот рублей максимум. Мы понимаем, что лучше собрать полный зал, сделав ниже стоимость, чем остаться с пустым помещением, но с дорогими билетами. Более того, мы продолжаем работать в этом направлении. На июнь, под занавес сезона, мы запланировали цикл общедоступных концертов, в которых выступят все наши коллективы. Вы знаете, у нас три оркестра, хор, есть самодеятельные коллективы. И если на эти концерты будут билеты, то их цена не превысит 50 рублей. Это наш подарок городу и ветеранам. Концерты будут посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
– На ваш взгляд, для филармонии главное просвещать или зарабатывать? Если остановиться на духовном аспекте, то как быть финансово самостоятельными. Ведь от культуры в последнее время требуют самоокупаемости.
– Конечно, первое! И нас действительно немного испугала перспектива такого скорого принятия нового закона о коммерциализации бюджетной сферы (законопроект № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» – прим. авт.) Но стало известно, что его отодвинули на 2012 год. И это хорошо. Чтобы его принимали не так кулуарно. Сейчас много споров на тему: должны ли культура, образование, медицина быть самоокупаемыми. У нас, конечно, получается на что-то заработать. Но говорить, что мы сможем сами содержать наши творческие коллективы, не приходится. В штате филармонии 237 человек, из них две трети – это музыканты, артисты (три оркестра и хор). И в этом плане филармония не сможет окупать себя никогда. Конечно, можно зарабатывать на приглашенных коллективах, солистах, но здесь доходы почти равны расходам, потому что приглашаем мы артистов на те средства, которые на них же и зарабатываем. А для нас ведь важно развивать собственную творческую составляющую, город должен иметь собственную культуру. Будет недальновидной политика власти, если нас выведут целиком на полную самоокупаемость. Было бы хорошо снять бремя с бюджета, но если при этом создадут условия неких льгот для благотворителей, которым было бы выгодно давать деньги на культуру. Но мы пока таких действий не видим. И те, кто дает деньги на культуру не имеет никаких привилегий перед законом.
– В тоже время афиши филармонии пестрят сообщениями о приезде знаменитостей из других городов и стран. Насколько успешен этот опыт взаимодействия с приезжими гостями?
– Безусловно, когда приезжают исполнители из других регионов России и стран, это взаимно обогащает. И это привлекает публику. Естественно, эта практика будет развиваться. Но здесь нужно очень правильно составлять гастрольные графики. Потому что когда концерты звезд с мировым именем чередуются с нашими исполнителями, это не в пользу последних. Вот, например, на джазовом фестивале, который недавно прошел, было три концерта. Первый день выступало американское трио, второй день – тольяттинские коллективы, третий день зажигал кубинский квартет «Che Guevara jazz». К сожалению, приезжие коллективы пользовались большим спросом. А второй день фестиваля был не менее интересным, чем первый и третий. Это надо учитывать, например, через то же снижение стоимости билетов. Купив билет за 300 рублей на приезжий коллектив, на наших музыкантов жители придут в том случае, если цена будет 50-100 рублей. Должно быть грамотное выстраивание графиков и самой репертуарной политики. У нас много интересных творческих ресурсов, но европейского и мирового уровня не достает. Поэтому можно только приветствовать, когда известные исполнители откликаются и приезжают. В этом смысле очень активно работает отдел концертно-гастрольной деятельности филармонии. За счет грамотного ведения переговоров и выстраивания отношений даже удается иногда снизить гастрольный гонорар.
– Каковы музыкальные предпочтения тольяттинцев? Насколько соответствует филармоническая программа и творческие коллективы филармонии запросам горожан?
– Вопрос интересный. Мы его рассматриваем так: чем больше стилевого и жанрового разнообразия будет в наших программах, тем больше мы найдем разных категорий слушателей. Мы задумываемся, чтобы к традиционной тематике присоединялось новая. Один из последних концертов духовной музыки в филармонии, вокальный квартет Раифского Богородицкого мужского монастыря «Притчи», собрал полный зал. Люди остались очень довольны. Я убедилась, что мы правильно думаем сформировать абонемент духовной музыки. Пусть аналогичного коллектива в нашем городе нет. Но исполнители есть на уровне России. Например, очень интересен вокальный мужской хор Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь. Такие коллективы являются посредниками между монастырями, где они существуют, и светской жизнью. Они исполняют культовую и духовную музыку, написанную композиторами разных стран, и это вызывает интерес у слушателей. Но это не единственное, что мы планируем. Конечно, надо бы в нашем городе развивать больше литературных и литературно-музыкальных программ. Думаем о крупных проектах для молодежи, связанных с современными музыкальными течениями. Думаем и о детях. Как раз на детские просветительские концерты и не надо жалеть ни средств, ни ресурсов, потому что чем больше сегодня детей с родителями придет в зал слушать музыку, тем больше вероятность, что дети вырастут более гармоничными, жизнеспособными, толерантно терпимыми, так как будут через музыку постигать культуру других стран и народов. И в то же время наш город довольно непредсказуем. Иногда кажется, что вот эта программа может вызвать интерес у жителей. И не понимаешь, почему вдруг зритель не пришел. И вот здесь непредсказуемость может быть совершенно парадоксальной. Как-то осенью был такой случай, когда по всем признакам должен был быть полный зал, но когда мы проанализировали, почему не пришли зрители, то поняли, что в этот день показывали очередной отборочный матч по футболу. И зал остался полупустым. К счастью, таких совпадений бывает не так много. В любом случае мы все время ищем новые творческие ниши, которые могли бы предложить зрителям.
– Лидия Валентиновна, а удается ли привлекать на концерты филармонии новую аудиторию? И как филармония налаживает связь со зрителем?
– Буквально в феврале у нас была создана служба продвижения концертов. Она объединяет в себе рекламные моменты и маркетинговую составляющую, анализ продаж билетов. Мы сейчас не просто продаем билеты, а пытаемся выяснить, где и на какие программы покупают лучше. Пока еще нет автоматизированной системы продаж, но сейчас более грамотно ведется учет билетов в самом билетном хозяйстве. Каждый билет у нас заложен в бухгалтерскую программу, по каждому концерту в любое время мы получаем полный отчет. Есть специальный человек, который постоянно держит связь с распространителями. Этой весной мы провели новое анкетирование. У нас значительно пополнилась база данных. Люди охотно оставляют свои контактные телефоны, адреса электронной почты, чтобы стать подписчиками рассылки новостей. Это как раз те новые слушатели, которые к нам пришли.
– Вы упомянули, что хотелось бы реализовать, в том числе, литературную составляющую. А вообще планируется на сцене филармонии что-то еще кроме музыки? Может быть рок-, поп-музыка?
– Филармонический зал предназначен больше для исполнения музыки. Хотя у нас, например, будет выступать Государственный академический ансамбль танца Сибири имени Годенко из Красноярска. У них юбилейный тур, посвященный 50-летию коллектива. Я думаю, что это будет очень красивое выступление. Но таких концертов не так много. Если говорить о каких-то синтезированных видах искусства, то зал приспособлен и для того, чтобы здесь показывать спектакли и действо танцевального плана. Наверное, если такие предложения будут со стороны, мы их будем рассматривать.
Что касается концертов для молодежи, то я уже ранее заявляла, что мы думаем над созданием абонемента под названием «Некоммерческий рок». Это как раз делается для того, чтобы представить филармоническую сцену для молодых рок-коллективов. Возможно, мы предварительно организуем мероприятия такого типа летом на открытых площадках. Но я думаю, что мы будем тяготеть к року духовной направленности, фольклорному, джазовому. Мы изучаем сейчас это поле. Посмотрим, что получится.
– Интересно, будет ли продолжена работа Молодежного симфонического оркестра Поволжья? Хватит ли сил для этого?
– Безусловно, судьба этого проекта для меня очень важна. Но его директором уже быть не могу, остаюсь просто членом некоммерческого партнерства «МСО Поволжья». И мы прилагаем все усилия, чтобы летняя сессия оркестра состоялась. Ведь в 2012 году оркестр будет праздновать свое десятилетие. Есть мысль к молодежному оркестру добавить Тольяттинский молодежный хор. И вот это уже будет проект филармонии. В мае предполагаем объявить кастинг, собрать много поющей молодежи. Руководить этим хором согласилась опытный хормейстер нашего города Ольга Агибалова. А Анатолий Левин уже придумал интересную программу. Я надеюсь, что этот проект вызовет интерес как среди музыкантов, так и у жителей города.