Город Борис Цирульников, исполнительный директор Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти»: «Самое главное – это глубоко верить в свою идею»

Борис Цирульников, исполнительный директор Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти»: «Самое главное – это глубоко верить в свою идею»

Более десяти лет «Фонд Тольятти» осуществляет связь между бизнесом и общественными организациями. Предприниматели знают, что существует организация, которая профессионально занимается благотворительностью, и что ей можно доверить деньги. А некоммерческий сектор, предлагая свои идеи, может быть уверенным, что социально значимые проекты будут профинансированы. В воскресенье, 11 апреля, свое 50-летие отпраздновал исполнительный директор «Фонд Тольятти» Борис Цирульников. В преддверии юбилея главный «добродей» города поделился с корреспондентом Tolyatty.ru некоторыми секретами, благодаря которым «Фонд Тольятти» остается сильнейшим фондом местного сообщества страны.

Борис Альбертович, сегодня в городе только ленивый не говорит о том, что Тольятти необходимы инновационные проекты и новые бизнес-идеи. А если вернуться на десятилетие назад, то как вы пришли к идее создания благотворительного фонда? Ведь тогда это как раз и было той новой идеей, необходимой для города?

– Скорее, надо вернуться к 93-94 годам, когда стали появляться не только государственные и муниципальные структуры, но и некоммерческие организации. Никто еще не понимал, что это такое и как они могут быть полезны городу. Но тогда я уже четко осознал, что появилась некая структура – удобная, недорогая, приближенная к народу и доступная. И что для некоммерческих организаций нужен какой-то ресурс. А что может быть ресурсом? Информация, помещение – это да. Но самый доступный ресурс – это средства, деньги. Достаточно организации дать деньги, и она сама найдет и сделает, что ей нужно. И я понял, что должна появиться некая площадка, которая сможет правильно аккумулировать эти средства. Это некая консалтинговая организация, которая лояльна органам власти и в то же время понимает структуру развития коммерческого сектора. Она начинает продавать идеи некоммерческого сектора бизнесу. Мы как раз и стали той большой площадкой, которая начала продавать эти идеи. Мы поняли, что необходимо продавать, кому и как это делать. И что каждый должен получать за это. Кто средства, кто деньги, кто имидж, кто какое-то удовлетворение или спокойствие.

Если до этого многие фонды получали деньги и сами реализовывали свои проекты, то «Фонд Тольятти» пошел не по этому пути. У нас есть какие-то общие проекты – «ВЕЛИКолепный Тольятти», «Мой День Рождения!» и т.д. Но также мы финансируем идеи некоммерческих организаций, которые участвуют в грантовых конкурсах. Наша основная задача – понимать курс, насколько он интересен городу. И, на мой взгляд, любой человек, который ставит перед собой вопросы, который хочет двигаться, должен четко понимать – кому необходимо то, что он будет делать. Можно опередить рынок и сказать, что сегодня не продают пирожки звездочкой, и начать их выпускать. И говорить, что вам нужны только звездные пироги. Это очень важно – уметь убедить людей. Если кто-то думает об инвестиционных проектах, то нужно подумать, нужно ли это кому-то, и кому это можно продать.

– Горожане постоянно слышат о проектах, которые поддержал «Фонд Тольятти». Но не все задумываются, с каким трудом иногда удается завершить какое-то начинание. Понятно, что зажечься идеей легко, а вот потом поддерживать этот огонь удается немногим. Расскажите, в чем ваш секрет?

– Секрет достаточно прост. Самое главное – глубоко верить в свою идею. Далее, даже в некоммерческом секторе, должен быть бизнес-подход. Необходимо все время заниматься планированием, осуществлять четкий контроль. Даже если это два сотрудника, то все равно проводить совещания, обсуждать планы. И самое главное – уметь четко анализировать, что произошло. Если этого не делать, то будет много незаконченных дел, и они будут тянуть вниз. И еще важно искать людей, организации, которые заинтересованы в том процессе, который ты осуществляешь. Есть такая гипотеза, что любая мысль становится материальной. Если о чем-то все время думать, что-то делать в этом направлении, то всегда появятся люди, которые тебе в этом будут помогать. Появятся дополнительные возможности. Кредо «Фонда Тольятти» – если мы что-то говорим, то доводим дело до конца. Надо быть честным в своих отношениях. В этом случае результат будет обеспечен. Даже если не можешь довести дело до конца, то на каком-то этапе надо сказать об этом.

– Когда некоторые люди узнают, что фонд не просто благотворитель, но еще и что-то зарабатывает, то у них появляется негодование, возмущение. Как вы к этому относитесь?

– Тогда надо просить, чтобы доктора делали операции бесплатно, повара пекли хлеб без оплаты. Я думаю, что любой труд должен быть оплачен, если мы хотим получить качество. Если представить, что мой грантменеджер за год перечисляет около 15 миллионов рублей и не будет получать зарплату за свой труд, то у него внутренне должен зародиться некий конфликт или должны появиться коммунальные отношения с получателями денег: «Я же вам перечисляю средства, давайте делиться». Как мне однажды банкир сказал одну интересную вещь: «Я только тогда понимаю что человек наш, когда он смотрит на деньги, как на цифры, а не как на рубли». Российское законодательство разрешает благотворительным организациям получать двадцать процентов от сумм, которые им перечисляют, т.е. иметь двадцать процентов административных расходов. Средняя сумма, которая получается в «Фонде Тольятти», не превышает десяти процентов. А по частным пожертвованиям – не больше пяти. Мы сверх того, что государство разрешает, не берем.

Вам каждый день приходится сталкиваться с идеями, которые, по сути, начинают развиваться благодаря поддержке фонда. Каким проектам сегодня вы даете зеленый свет? На ваш взгляд, что необходимо городу?

– В фонде изначально было системное отслеживание проектов. Сейчас у нас четырехступенчатая система отбора. Сначала организации подают идеи по своему проекту. Потом, если идея понравилась, то им предлагается представить весь проект. Затем уже проекты рассматривает грантовый отдел попечительского совета. А потом уже утверждает правление фонда. Через все это сито проходят как раз те идеи, которые наиболее эффективно могут реализоваться в городе. Сегодня наиболее благодарные проекты, которые влияют на создание новых рабочих мест. Далее идут волонтерские проекты. И также сегодня важны идеи, которые, в конечном итоге, могут стать новыми точками развития Тольятти. Это социокультурные, культурные и технические объекты.

Если остановиться на теме 65-й годовщины Победы, то как фонд подошел к этой дате? Как вы со своей стороны решили помочь ветеранам?

– Основные приоритеты наших программ, это все-таки финансирование проектов, которые направлены на увековечивание памяти ветеранов, по участию молодежи в этих проектах. Чтобы молодые люди осознали, что такое Великая Отечественная война, кто такие ветераны. Плюс, мы сделали несколько роликов, которые выйдут на экраны местного телевидения. Где лидеры общественного мнения будут призывать людей помнить о ветеранах, что не деньги главное, а внимание. «Фонд Тольятти» также создал тематический фонд «Ветераны» в рамках акции «За нашу Победу!». Можно пожертвовать деньги в этот фонд через городские банкоматы. Благотворительные средства будут направляться на организацию постоянного шефства над ветеранами со стороны школ, вузов, волонтеров.

Борис Альбертович, а какое из направлений фонда самое значимое для вас?

– Для меня сейчас очень близка тема того, что каждый человек в городе должен стать благотворителем. Надо создать такие условия, чтобы, когда у человека появилось желание помочь, он мог это сделать. Важно создать технологические моменты – те же карточки, ящики, терминалы, чтобы каждый человек при желании мог сделать пожертвование и получить от этого удовлетворение. Раньше у меня было предубеждение, что не надо никого заставлять. Но никто не знает, как наша жизнь повернется. Сегодня тебя ничто не беспокоит, ты здоровый, молодой и красивый. А завтра может случиться все что угодно. И кто-то тебе поможет. Тогда почему ты сегодня никому не помогаешь? Помогая сегодня, ты готовишь своих друзей, детей, родителей, что тебе тоже помогут. Прописная истина, что десятину надо отдавать на благотворительность, – очень правильная. Не все должны делать это через «Фонд Тольятти». Но когда члены правления фонда стали создавать свои фамильные фонды, я понял, что мы достучались до людей, которые раньше распределяли корпоративные средства, а теперь начали давать свои собственные деньги. Появилось понимание, что эти люди не уехали из нашего города, а заботятся о нем. Не просто стали давать деньги – возьмите и потратьте их, говорят – давайте эти средства сделаем долгосрочными и будем получать с них проценты. И когда я задал вопрос: «Почему?». Мне сказали очень прост: жизнь скоротечна, и мы не вечны. Вот это для меня является высшей степенью отношения благотворителей к городу.

Борис Альбертович если добавить к нашему разговору нотку юбилейности, то можно ли сказать, что фонд – это главное дело жизни?

– Главным делом жизни любого человека – отца, мужа, является все-таки его семья. Самое главное, чтобы дети выросли достойными гражданами нашей страны, чтобы они понимали, что происходит. Не обязательно иметь много высших образований, самое главное, что они живут в своей стране, хотят жить в ней и развивать ее.

Но, наверное, к чему-то важному человек идет много лет. И знания, полученные мной в прошлой жизни, когда я был педагогом, научили меня некой гуманности. Знания, полученные мной, когда я работал в администрации Автозаводского района, – пониманию административных структур. Наверное, это отложило тот самый отпечаток, что я понял те технологические цепочки, которые сейчас используются в фонде. Я думаю, что сейчас фонд для меня, это то дитя, о котором я думаю и днем и ночью. Это то, за что я готов биться не на жизнь, а на смерть. Я уверен, что фонд, даже если до конца еще не признан в городе, то через определенное время – через 10-20 лет все-таки станет одним из ключевых с точки зрения поддержки статуса нашего города. Не знаю, где я буду находиться в тот момент, но я все равно буду радоваться этому.

Если короткой ремаркой завершить наш разговор, то каким курсом вы дальше поведете корабль поддержки благотворительности в Тольятти?

– Фонд итак идет курсом «open space» – открытое пространство. Для нас очень важно, что фонд становится фондом для всех. От слова «Общественный Фонд» мы пришли просто к «Фонд Тольятти». Любой вместе с фондом может двигаться, вкладывать и зарабатывать средства на благотворительность. Этим курсом мы и будем идти дальше. Открытое пространство – это самое главное для нас. Фонд постарается, чтобы мы стали понятными для всех и для каждого.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления