Православные встретили один из главных христианских праздников – Светлое Христово Воскресение. С настоятелем Архиерейского подворья, директором Православной классической гимназии Тольятти протоиереем Димитрием Лескиным корреспондент Tolyatty.ru поговорил о традициях празднования Пасхи и о том, как тольяттинцы отмечают этот православный праздник.
– Отец Дмитрий, наступил самый большой православный праздник – Светлое Христово Воскресение. Почему именно Пасха у верующих считается главным событием года?
– Пасха является праздником праздников и торжеством из торжеств. И, прежде всего, я от всей души поздравляю тольяттинцев с этим великим праздником: Христос Воскресе!
Это великий день уже почти две тысячи лет согревает сердца всех христиан, это центр нашей религиозной жизни. Если Христос не воскрес, говорит апостол Павел, то тщетна и вера наша, тщетна и проповедь наша. Это действительно так. И поэтому сомнение в Воскресение Христово является сомнением в самой сути христианского вероучения.
В чем состоит праздник Пасхи, я думаю, знает каждый человек: Бог стал человеком. Объяснить это с точки зрения формальной логики невозможно. Это все равно, что представить, как огромный океан вмещается в стакан. Но Бог это сделал. Почему? Во имя чего? Во имя любви к человеку. Ибо Бог есть Любовь. Бог стал человеком и не только 33 года прожил как человек на земле, но приняв на себя грех человеческий, простил самое страшное, что только возможно было совершить людьми – богопредательство. Когда ближайший его ученик, один из 12 апостолов – Иуда – становится предателем, когда те, которые говорят, что всегда будут рядом с ним, как апостол Петр, отрекаются трижды за одну ночь, когда всеми оставленный, поруганный, осмеянный Господь умирает на кресте, Он и тогда не отворачивается от человека. Он и тогда говорит: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят». Бог умер на кресте, чтобы воскреснуть, освободиться от власти смерти и искупить нас своею жертвой. В этом бесконечная и превозмогающая любовь Бога к человеку. Поэтому праздник Пасхи с самых древних времен больше, чем любой другой христианский праздник, имеет отношение к самому главному событию христианской истории – к спасению человека.
Не случайно вся наша эра называется Новой эрой. Был Ветхий Завет, стал Новый Завет. Когда-то мы были в рабстве греха, а теперь мы спасены Христом. В этом и состоит богословская суть Пасхи.
А «человеческая» составляющая Пасхи, думаю, тоже всем известна. Мы имеем огромное число радостных и светлых обычаев, связанных с этим днем. Но не стоит за второстепенным забывать главное. Прежде всего, Пасха – это праздник любви Божией к нам, людям. Бога, который надеется и на нашу ответную любовь.
– У вас была возможность наблюдать, как жители других городов относятся к главному православному празднику. По вашим наблюдениям, с каким настроением тольяттинцы встречают Пасху?
– Год от года в Тольятти, как и во всех городах России, все более осмысленно встречается праздник Пасхи. Даже в советское время Пасху отмечали. По крайней мере, яйца красили, а многие даже и в церковь ходили, чтобы освятить куличи, яйца или творожные пасхи. Но в последние годы растет число людей, которые приходят в храм не просто из любопытства или чтобы только свечку поставить. Хотя и это стоит приветствовать: человек все-таки идет в храм, а не в какое-то непристойное место. Но год от года людей, осознанно и искренне приходящих в храм, особенно в такие светлые праздники, становится больше. И возрастной состав людей изменяется. Православие – это уже совсем не религия бабушек. Молодежь составляет основную часть прихожан большинства церквей. В этом можно убедиться, придя в любой праздничный день в храм. И самое отрадное, что мы видим не отрешенные, непонимающие лица, а людей, которые стараются по мере своих знаний, сил, веры принимать участие в богослужении. Что очень ценно, так это то, что многие приходят с вопросами. Для людей очень важно, чтобы именно в стенах храма был получен ответ на тот или иной вопрос. Дай Бог, чтобы этот процесс продолжался. И праздник Пасхи тому великое свидетельство.
– Отец Дмитрий, а можно ли сказать, что Пасха, Светлое Христово Воскресение – это праздник только для верующих, православных христиан?
– Пасха – это вселенский праздник. Это праздник всего человечества. Если мы почитаем богослужебные тексты, которые полагаются на праздник Пасхи или Страстной седмицы, то увидим там главный момент, что весь мир – не только люди, не только ангелы, но и сама природа сопереживает Христу распятому и радуется о Христе воскресшем. Можно выглянуть на улицу и увидеть, что часто природа плачет в день Страстной пятницы, когда Христос умер на кресте. А на Пасху, как мы знаем, солнце играет. Действительно редчайший случай, когда бывает плохая погода на Пасху. И тем более в сердце человека должно быть больше радости, света и любви в этот день.
Пасха – это праздник всемирный. Но приобщиться к нему можно тогда, когда ты действительно веришь. Вера – это естественное состояние человеческой души. Неверующих людей, атеистов на самом деле нет. Это просто заблуждающиеся верующие. Те люди, которые верят в свое неверие. Потому что доказать, что Бога нет, конечно же невозможно. Как, кстати и доказать, что Бог есть. Иначе не было бы веры. Не было бы свободы. А Бог призывает нас к свободной вере, а не по принуждению. Верующий человек обладает более широким радостным и светлым кругозором, чем тот, который себя считать таким не хочет. Поэтому подлинная суть Пасхи состоит именно в том, что в верующем и благодарном сердце мы прославляем Бога умершего за нас и воскресшего.
– А какие пасхальные традиции существуют? Ограничивается ли Пасха только крашением яиц, пасхой, куличом?
– Конечно, Пасха никоим образом не ограничивается крашением яиц или катанием их с горки или какими-то другими традициями. Хотя есть много традиций, связанных с праздником Пасхи, начиная с пасхального стола, специальных пасхальных блюд и заканчивая теми гуляниями, песнями и народными хороводами, которые всегда были. Кстати, эти традиции многими забыты и их стоит возрождать. Я глубоко убежден, что каждый, даже глубоко не понимая духовной сути праздника Пасхи, положит на свой стол в этот день крашеное яйцо. Яйцо – символ жизни, а красный цвет означает, что наша человеческая жизнь искуплена, омыта кровью Христа Спасителя. То же самое и кулич – хлеб украшенный, который мы кладем на пасхальный стол – это хлеб новой жизни. Насколько кулич превосходит обычный хлеб, настолько жизнь будущего века, жизнь во Христе, превосходит обыденную жизнь.
Конечно же, всех на этой пасхальной неделе я призываю придти в храм. Каждый день проходят пасхальные литургии, крестные ходы, поются праздничные песнопения. Могу отметить, что в нашем городе в этом году проходит Пасхальный фестиваль хорового пения, в котором принимают участие замечательные творческие коллективы не только Тольятти и Самары, но и Москвы.
– Сейчас много продается специальной краски для яиц. Если употребить модное слово, яйца становятся «гламурными». Как относиться к этому?
– Не гламурными, а разноцветными. Я думаю, что есть достаточное число хороших русских слов, которые вот эти модные современные слова делают никчемными. Разноцветные яйца – это давнишняя традиция. Ничего в ней плохого нет. Во многих храмах вы увидите, что священники одеваются на пасхальные богослужения в разные одежды. То в красные, то в белые, то в синие, то в зеленые. Почему? Да потому что весь мир играет, весь мир радуется, прославляя Бога. Отсюда эта разноцветность и широкая палитра красок. Она символизирует главное чувство, которое надо испытывать в Пасху. Оно замечательно выражено псалмопевцем Давидом: «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Пою Богу моему дондеже есмь». Чем больше радостных праздничных действий, тем лучше. Единственное, как я уже сказал, за второстепенным не забыть главного.
– Мэрия города организовала транспорт на Пасху и родительский день. Не возникает ли здесь противоречия? Ведь, насколько нам известно, на Пасху на кладбище не стоит ездить?
– Действительно на Пасху на кладбища, с канонической точки зрения, ездить не принято. Более того, даже само поминовение людей, которые умерли на Пасху, отпевание проходит совершенно по-другому. Есть специальный поминальный день – Радоница, 9 день после Пасхи. В этот день все мы должны постараться посетить кладбище, помолиться за умерших. Традиция посещения кладбищ на Пасху возникла в советские годы, когда никакого выходного на Радоницу не было, а люди испытывали потребность посетить умерших. Думаю, что если нет возможности поступить по-другому, конечно, как грех или непростительную ошибку интерпретировать это нельзя. Предложил бы перенести такие посещения кладбища на следующий воскресный день – на Красную горку. Это также пасхальный день, который называется Фомино воскресенье или Уверение апостола Фомы. Что касается организации автобусов, то за это можно только спасибо сказать нашим городским службам, по крайней мере, это помогает людям совершить благородный и богоугодный поступок – посетить умерших родных и близких.
– Лично для вас что значит Светлое Христово Воскресение?
– Для меня Пасха, как и для любого христианина, является всесветлым праздником. Точкой отсчета следующего года. Не от Нового года до Нового, не от января к декабрю. А от Пасхи до Пасхи. Я бы очень хотел, чтобы каждый ощущал Пасху как некий важный рубежный момент жизни. Мы не знаем, сколько Пасох нам на роду написано, сколько лет мы проживем. И святые отцы говорят, что надо встречать каждую Пасху так, как будто она последняя в твоей жизни.
Дай Бог, чтобы радость и свет этого праздника коснулся наших сердец. Ведь достаточно просто его воспринять. Сам праздник настолько глубок и красив, что он неизбежно любого человека делает лучше, чище и добрее. Поэтому, поздравляя тольяттинцев, призываю к тому, чтобы Пасха была центром жизни как можно для большего числа людей.
С праздником! Христос Воскресе!