В январе 2010 года исполнилось ровно три года с того момента, когда Сергей Сычев занял пост главного федерального инспектора по Самарской области. Минувший 2009 год, по его мнению, оказался самым сложным и напряженным для губернии как в экономическом, так и в социальном плане. Как изменится ситуация в области, и смогут ли областные и федеральные власти поднять губернию с колен? Об этом, а также об итогах своей деятельности главный федеральный инспектор рассказал журналистами.
– Сергей Александрович, закончился сложный 2009 год. Как вы можете охарактеризовать политическую и социально-экономическую обстановку в области в уходящем году?
– Прежде всего, нужно сказать, что 2009 год действительно был очень сложным в экономической сфере, поскольку, к сожалению, Россия пострадала больше всех остальных стран мира от мирового финансового кризиса. В свою очередь, Самарская область как регион с большим количеством промышленных предприятий пострадала больше, чем какой-либо другой регион страны. Вся работа наша была обоснована этим фактором. Но хочу сказать сразу, что те пессимистические прогнозы, что делались относительно Самарской области, не оправдались, поскольку велась очень серьезная скоординированная работа и губернатора, и полномочного представителя президента и, естественно, всех территориальных органов, расположенных в области.
Год начался с того, что мы очень серьезно отслеживали экономическую ситуацию в регионе. В частности, в банковской сфере. Полпред проводил совещания в еженедельном режиме. Мы проводили серьезный мониторинг по всей финансовой системе. Мы очень своевременно реагировали на те или иные отклонения. В результате нашей области удалось избежать серьезного банкротства банков. Только «Юнитбанк» оказался банкротом, а у «Потенциал банка», у банка «Солидарность» и остальных началась процедура оздоровления. Благодаря этому многие промышленные предприятия сохранили тот оборотный капитал, что у них и был до кризиса. Дальнейшее развитие ситуации было связано с тем, чтобы те деньги, что остались в финансовой сфере, попали непосредственно в производственный сектор экономики.
Большим разделом в нашей работе была обозначена сфера безопасности. В нее было включено противодействие экстремизму, терроризму, коррупции, организованной преступности и так далее. Сюда входила и работа по обеспечению безопасности пребывания граждан в местах массового скопления людей. После трагических событий в Перми мы вместе с правоохранительными органами приняли все необходимые меры. Стоит отметить, что они дали очень серьезный результат. Так, сейчас в суде находятся 63 материала, 23 из них уже рассмотрены, и по ним были приняты те или иные решения.
Особое внимание в минувшем году уделялось Тольятти, который пострадал больше других городов области, так как это моногород, и он завязан на производстве завода АвтоВАЗ. В Автоград несколько раз приезжал полпред президента, и совместно с правительством области и руководством завода проводилась работа по спасению градообразующего предприятия.
– И как вы можете оценить эту работу? И какие, в целом, прогнозы вы можете озвучить на ближайшее будущее относительно Автограда?
– Правительство страны очень эффективно использовало все доступные рычаги воздействия для спасения нашего автомобильного гиганта. Тем самым была предотвращена социальная катастрофа не только в Тольятти, но и во всем ПФО, поскольку очень многие предприятия связаны именно с автомобильным рынком.
В целом, низшая точка падения производства завода пройдена. Новая программа по реабилитации автогиганта будет представлена 1 марта. Сейчас я не имею права говорить о ней конкретно и предметно, но я знаю, на чем она базируется: она будет единственно верной. И показатели производительности завода в 2010 году не станут хуже 2009. Но здесь тоже нужно понимать, что чудес в экономике не бывает. Не нужно думать, что все произойдет по щелчку. Я знаю, какую работу проводит руководство АвтоВАЗа. Здесь я хотел бы упомянуть и программу моногорода, которая будет принята по Тольятти в текущем году. Там также будут задействованы очень серьезные ресурсы. В целом, я уверен, что какого-то серьезного коллапса на АвтоВАЗе не произойдет – конкуренты могут на это не надеяться.
– Но кризис ударил не только по производству... Число безработных в Тольятти сейчас превысило 17-тысячный барьер. Какие меры предпринимаются, предпринимались и будут предприниматься, чтобы разрешить эту ситуацию?
– В Тольятти в минувшем году начали работу два предприятия, куда были переведены «избыточные люди» с основного производства АвтоВАЗа. Я лично видел, как они были задействованы в работе – не в производстве автомобилей, а в работе по реконструкции. Это дало возможность более чем 10 тысячам человек не оказаться на улице. Это серьезная мера. Кроме того, более 140 тысяч людей были задействованы в общественных работах. Да, при этом они получали не те деньги, что получали бы на производстве, но это все равно серьезная финансовая подпитка для семьи.
Также была разработана и внедрена программа по субсидированию малого и среднего бизнеса. Другой вопрос, что люди не совсем активно участвовали в этой программе. Но результаты есть, и они достаточно серьезные. Правительство и руководство АвтоВАЗа нашли очень действенный механизм.
Программа по Тольятти как моногороду, о которой было уже очень многое сказано, предусматривает создание особой экономической зоны – технопарка, – где люди будут задействованы не на производстве автомобилей, а в какой-то другой, смежной с производством отрасли. Многое, конечно, зависит от людей: государство должно создать условия, а решение принимает каждый человек. Нельзя же его на аркане вести на общественные работы.
– Была информация о том, что индекс производства в Самарской области упал на 27%. Как это может быть связано с вашим заявлением о том, что кризис в Самаре миновал?
– Он мог упасть и больше или даже рухнуть. Но усилиями правительства области, федерального центра, полпредства и вообще всех людей заинтересованных нам удалось остановить падение индекса именно на этой планке. Также стоит учитывать, что если мы уберем автомобильную промышленность из этого показателя, то индекс производства в области снизился меньше, чем в других развитых регионах.
Кроме того, я отмечу, что миновал не кризис, а угроза коллапса. Конечно, теперь потребуется несколько лет для восстановления прежних позиций. Это как после долгой, продолжительной болезни, когда реабилитационный период может длиться не один год. Тем не менее барьер падения поставлен надежно. Посему у меня нет беспокойства по тому поводу, что ситуация в 2010 году будет хуже, чем в 2009.
– Выскажите свое мнение относительно ситуации с «обезглавленностью» ГУВД. Как такое может быть, что уже долгое время у нас нет начальника главка?
– Самарская милиция не обезглавлена. Там вполне эффективное руководство в лице исполняющего обязанности генерала Кузьмина. Милиция действует. При этом действует вполне эффективно, хотя критика в сфере этой деятельности тоже есть. Это связано с показателями по раскрываемости особо тяжких преступлений, коррупцией и так далее. Но, несмотря на это, милиция действует. Что касается нового назначения руководителя – вразумительного ничего сказать не могу. Когда будет принято решение – неизвестно. Однако хочу напомнить, что в 2004-2005 годах, когда ушел в отставку генерал Глухов, почти год не было назначения на его место. Но мир из-за этого не перевернулся.
Конечно, желательно быстрее назначить руководителя ГУВД, так как грядет серьезное штатное реформирование милиции. И здесь нужен будет человек, который бы претворял бы эту реформу в жизнь и отвечал бы за нее.
– А что касается основного политического события – мэрских выборов осенью текущего года – что можете сказать? У кого наибольшие шансы в борьбе за место градоначальника?
– Я веду активные политические консультации со всеми партиями, знаю их настроения. И могу с уверенностью сказать, что сейчас все политические партии начали работу по созданию штабов, по привлечению ресурсов на предстоящие выборы. Идет некая ориентировка на местности, оценка сил. По большому счету, мне кажется, что эта избирательная кампания уже началась.
Если брать выборы в городскую думу, то победит «Единая Россия». Не потому что это партия власти, а потому что идеология этой партии больше приходится по душе жителям. Если же говорить о мэрских выборах, то борьба будет жаркой. Желательно, чтобы она была в рамках корректности – не только политической, но и человеческой. Я знаю, что есть ряд общественных организаций, которые заявили мне, что они уже готовы обратиться к спикеру СГД Виктору Сазонову, чтобы тот выдвинул свою кандидатуру на пост мэра. Помимо этого есть кандидат, который у нас на слуху, – он, мне кажется, также будет так или иначе участвовать в выборном процессе.
В целом, я полагаю, что каких-то чрезвычайных, экстраординарных обстоятельств на выборах не будет.
– Есть мнение о том, что недавнее заявление руководителя СУ СК Самарской области Виталия Горсткина о том, что Георгий Лиманский нашелся и готов давать показания, связано с тем, что он собирается баллотироваться в мэры. Якобы сейчас с него снимут обвинения, и он «чистым» вновь войдет в мэрский кабинет...
– Я Георгия Сергеевича не видел с момента прошлых мэрских выборов. Соответственно, о его планах ничего не знаю. Другой вопрос, что если он принял решение сотрудничать со следствием – это осознанный шаг. Для чего-то он это делает. Я не всегда разделяю точку зрения людей, которые начинают вешать ярлык «преступник» на человека еще до решения судьи. Только суд это может сделать. А почему Лиманский уехал и долгое время не давал показания... Наверное, на то у него были причины. Хотя я не знаю о них. Знаю другое: трусом он никогда не был.
Фото: Фото с сайта Оdusv.so-cdu.ru