Эксперты все чаще высказывают обеспокоенность экологической обстановкой в городском округе Самара: так, по некоторым показателям наш город опередил по загрязненности даже Чапаевск. Насколько серьезны эти опасения и что делать в такой ситуации? На эти и другие вопросы корреспонденту 63.ru ответил министр природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрий Азаров.
– Дмитрий Игоревич, вы в составе самарской делегации принимали участие в съезде партии «Единая Россия» в Санкт-Петербурге. Расскажите немного об итогах съезда, о том, какие заявления были сделаны?
– Программные документы съезда совершенно четко перекликались с посланием президента Федеральному Собранию. Более того, на съезде ряд предложений, которые были высказаны Дмитрием Медведевым, получили свое развитие. Был принят программный документ, по которому основные направления деятельности партии будут сконцентрированы на идеях Послания. Это, в первую очередь, модернизация, это повышение эффективности, это работа с общественным мнением. Одной из главных проблем, обозначенных в статье президента «Россия, вперед!», значились высокие патерналистические настроения – желание переложить ответственность на государство за всё. Абсолютно согласен, и считаю, что от каждого из нас зависят и сегодняшние успехи, и будущие, и каждый должен нести ответственность на своем месте. Все эти идеи получили развитие в программных документах партии и над ними предстоит ответственно работать.
– А какие важные заявления были сделаны именно для Самарской области?
– Для Самарской области также были сделаны важные заявления. Целый раздел доклада был посвящен городу Тольятти и совершенно ясно почему: город с 750-тысячным населением и, по меньшей мере, достаток полумиллиона из них зависит от АвтоВАЗа. Поэтому руководитель партии обозначил Тольятти как пилотный проект Федеральной программы развития моногородов. В губернии уже создается рабочая группа, из представителей Федерального правительства, правительства Самарской области и мэрии города Тольятти. В самое ближайшее время антикризисная программа обретет реальные очертания.
– Вы входите в «президентскую сотню», то есть в президентский кадровый резерв. Это значит, что вас в любой момент могут «бросить» в любой регион России для того, чтобы вы решали там проблемы на абсолютно любом политическом фронте. Вы готовы к этому?
– Да. Но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что очень много работы и здесь. Правильно в народе говорят: где родился, там и пригодился. В Самарской области мне есть над чем трудиться в моей сегодняшней должности. Но если поступят предложения уйти в другой регион, буду их очень внимательно рассматривать. Включение в кадровый резерв под патронажем президента, накладывает определенные обязательства. Самое главное, что ощутил человек, попав в «президентскую сотню» – это ответственность, осознание того, что государство рассчитывает на тебя. Я уверен, что одна из идей создания кадрового резерва – показать всем гражданам России, что при честной, ответственной и эффективной работе в этот резерв может попасть каждый. И одной сотней тут дело не ограничивается – есть уже и вторая, и третья, и следующие. Думаю, это очень важный аспект кадровой политики государства, ведь есть к чему стремиться: при хорошей работе ты обязательно будешь замечен, и президентские резервисты – тому подтверждение.
– Дмитрий Игоревич, обрисуйте общую экологическую обстановку в области и наиболее болевые точки на карте губернии в экологическом аспекте?
– Экологическую обстановку в Самарской области можно назвать благополучной, поскольку на сегодняшний день нет каких-то очагов экологического бедствия, которые представляли бы для нас серьезную угрозу. Отдельно можно говорить о загрязнениях земельных участков, водных объектов, атмосферного воздуха... В Самарской области наблюдается общее снижение загрязнения атмосферы, при этом есть небольшой негатив, связанный с водными объектами.
Да, есть непростая ситуация связанная с Чапаевском, но все-таки природа имеет такое свойство, как регенерация: многие участки, которые представляли опасность, сегодня такими не являются. И происходит это не только потому, что в свое время были затрачены большие средства на реабилитацию территорий, но еще и потому, что прошло уже много времени.
Тем не менее, мы вышли на федеральный уровень по одной из площадок городского округа Чапаевск, территории бывшего Средневолжского химического завода – СВЗХ, где требуется провести рекультивацию. Губернатор Владимир Владимирович Артяков поднимал этот вопрос на встрече с президентом, и есть принципиальные решения о выделении средств из федерального бюджета на решение этого вопроса. Мы подготовили технико-экономическое обоснование, в установленные законом сроки направили его в отраслевые министерства, в том числе в Минприроды РФ. После этого получили необходимые замечания, доработали проект и направили вновь. Мы рассчитываем на то, что средства будут выделены. На наш взгляд, на этой площадке, после оздоровления, может быть создана промышленная зона, причем с готовой инженерной коммуникацией с оптимальной транспортной логистикой. Поэтому целесообразно решить вопрос по ликвидации накопленного экологического ущерба, с одной стороны, а с другой – создать условия для эффективного развития нового бизнеса, в котором городской округ Чапаевск, возможно, нуждается больше, чем какой-либо другой. Наш проект простой, эффективный, что нашло отражение в тех экспертизах, которое сделало и Министерство природных ресурсов, и Министерство промышленности РФ. Сейчас с уверенностью можно сказать, что класс опасности отходов – низкий. Однако проблема есть, и мы её решаем.
– А какой город в области является наиболее проблемным в экологическом плане?
– Если говорить об атмосферном загрязнении, то здесь под номером один – Самара. Основной источник загрязнения – транспорт. Одна из главных проблем – пробки. С этим нужно справляться, развивая улично-дорожную сеть. При этом ширина дороги, как правило, не влияет на ее отсутствие или наличие – увеличивая ширину дороги, мы лишь увеличиваем площадь пробки. Нужно, чтобы были улицы с непрерывным движением, важно также наличие паркингов, поперечных улиц.
При этом, на мой взгляд, глупо отказываться от электрического транспорта, наиболее экологичного. Были мнения, что троллейбусы создают проблемы для автотранспорта, создают пробки и с точки зрения экологии наносят больший вред, нежели пользу. Это спорная точка зрения. А уж трамваи – это вообще без комментариев: из наземных видов транспорта это самый скоростной и экологически чистый транспорт. Сейчас в Израиле в древнем Иерусалиме прокладывают трамвайные пути, хотя там трамваев никогда не было.
– Отсюда вытекает закономерный вопрос: как вы относитесь к инициативе мэрии Самары частично убрать трамвайные пути из старой части города?
– То, что трамвай это отживший вид транспорта – принципиально неверно. В вопросе переноса трамвайных путей из старой части города важен системный комплексный подход. Важно проанализировать ситуацию. На мой взгляд, за решениями убрать трамваи из одной части города и перенести в другую, нет четких расчетов, и они больше носят эмоциональный характер. Я считаю, что это неприемлемо.
– Как, на ваш взгляд, влияют на экологическую обстановку в регионе крупные предприятия области?
– Вы знаете, иногда они ее даже улучшают. Комплекс мероприятий, связанный с реализацией экологической программы на промышленных предприятиях, зачастую даже улучает состояние водного объекта или же воздушного бассейна по сравнению с предыдущим состоянием, когда этих мероприятий не было. Возьмем, к примеру, предприятия «Роснефти». Тот комплекс экологических мероприятий, который реализуется там, действительно улучшает ситуацию. Или же возьмем, к примеру, очистные сооружения завода «Балтика» – с их вводом в действие, уровень очистки стоков будет такой, что ситуация с загрязнением водного объекта будет улучшаться.
С начала года мы побывали на каждом потенциально опасном в экологическом отношении предприятии и убедились в том, что мероприятия, предусмотренные экологическими инвестиционными программами, там реализуются даже в такие непростые времена как сейчас. Многие предприятия прошли и проходят сейчас сертификацию по мировым экологическим стандартам.
– В каком месте в Самаре будет построена мусоросортировочная станция?
– Сейчас она строится в конце улицы Ново-Садовой. Уверен, что в первом полугодии 2010 года она будет запущена. Важно понимать, что мусоросортировочные станции в современном исполнении не имеют ничего общего с мусорными полигонами. Это комплексы, оснащенные всем необходимым оборудованием и экологически чистыми технологиями. Для горожан фактор первостепенный.
– А как обстоят дела с берегоукреплением поселка Южного? Когда можно ожидать финансирования?
– К сожалению, тут дела обстоят не очень хорошо. Самарская мэрия заключила муниципальный контракт с подрядчиком, но условия не выполняются. В соответствии с итогами проверки прокуратуры, работы, которые были сделаны на этом объекте, не соответствуют проекту. Выделять деньги из областного бюджета, не будучи уверенным в их целевом использовании, мы не имеем права. Кроме того, отсутствие полного пакета документации со стороны городской администрации, не дает возможности правительству области даже рассматривать вопросы софинансирования.
По проблеме с берегоукреплением поселка Южное я встречался с Виктором Тарховым полторы недели назад. Он пообещал, что все недочеты будут исправлены. А что нужно сделать? Произвести землеотвод, подготовить социально-экономическое обоснование, нужно решить вопросы по разрешительной документации. Кроме того, нужно снять претензии прокуратуры. Для этого есть две возможности. Первое: откорректировать проект, если выполненные работы сделаны в соответствии с современными подходами, поскольку бывает такое, что за время ведения работ проект устаревает и появляются какие-то новые технологические подходы. Второй выход: переделать то, что натворили в соответствии с проектом, если натворили неправильно.
Понимаете, в этом вопросе нет обязательств правительства Самарской области, там есть муниципальный контракт, сумма которого, если мне не изменяет память, 250 миллионов рублей. Эти деньги можно заложить в бюджет города, это подъемная сумма для Самары. Потом уже, по факту, можно было бы предъявить часть затрат для компенсации из бюджета области. Но почему-то в бюджет города на решение этой проблемы заложено всего 50 миллионов рублей. В связи с этим возникает вопрос – она действительно волнует городские власти, или же это так, для галочки закладывается? В 2008 году в бюджете Самарской области предусматривалось 135 миллионов рублей на решение этого вопроса. Но городская администрация, к большому сожалению, не освоила ни копейки из этих средств.
– Дмитрий Игоревич, будете ли вы баллотироваться в мэры города Самара осенью 2010 года?
– Сегодня я министр областного правительства. У ведомства в целом и у меня в частности достаточно напряженный график работы. Мы приняли достаточно большое количество программ, которые начинаем реализовывать.
Понятно, что принимать решение о выдвижении своей кандидатуры на пост мэра, будучи на ответственном посту в правительстве области, не обсудив это с руководством, вряд ли было бы правильным. Если решение будет принято, оно будет четко продуманным и согласованным. Тем не менее, предложения выдвинуть свою кандидатуру поступают мне от многих людей, в том числе от тех, с которыми я работал в администрации города, с которыми мы начинали развивать ряд перспективных направлений. В любом случае, я не думаю, что сейчас самое лучшее время для серьезного разговора на эту тему. С другой стороны, мне так часто задают вопрос об участии в выборах, что я точно об этом подумаю в ближайшее время.
Фото: Фото с сайта Sgubern.ru