В последние годы в Самарской области все больше людей практикуют экотуризм. Однако культура посещения национальных парков и заповедников далека от совершенства, и ежегодно действия туристов наносят невосполнимый ущерб природе. Совсем недавно в национальном парке «Самарская Лука» вандалы выкорчевали несколько сотен ценных пород деревьев, за что и предстанут перед законом. Об этих и других проблемах Самарской Луки рассказал в интервью корреспонденту 63.ru директор национального парка Александр Губернаторов.
– Александр Егорович, какое количество туристов с начала сезона уже посетило национальный парк?
– В 2008 году по путевкам «Самарскую Луку» посетило 5000 человек, на сегодняшний день их было распродано уже около 10 тысяч. Но поскольку сезон не окончен, будут еще туристы. Мы открыли новую тропу на Молодецком кургане. После этого самарцы очень активно стали посещать парк, так как это один из популярных маршрутов. Только за июль по ней прошло около 700 человек. А у нас, как вы знаете, несколько маршрутов.
Помимо Молодецкого Кургана также популярен маршрут в районе села Ширяево. Сюда приезжает очень много людей водным путем. В этом году уменьшился поток туристов на маршруте пещеры Степана Разина. Возможно, это связано с тем, что там мы более строго подошли к применению правил посещения парка и стали требовать от туристов выполнения всех необходимых норм законодательства. Кроме этого, существует еще один водный маршрут: пойма Южные Жигули. Сейчас очень модными стали велосипедные маршруты, и с каждым годом желающих становится все больше. Также любителям отдохнуть в палатках рекомендую вариант посещения горы Верблюд.
– Когда закончится туристический сезон на Самарской Луке?
– Все зависит от погоды. Это может быть и октябрь, и ноябрь. Если будут дожди, то, конечно же, сезон закончится раньше. Но, в принципе, сентябрь и октябрь – это вполне приемлемое время для посещения парка. Тем более, Жигули осенью – это очень красиво.
– Александр Егорович, есть ли в национальном парке закрытые зоны, куда людей пока не пускают?
– Такие зоны всегда есть, это заповедные участки. Соответственно, они предусматривают особенный порядок посещения, более жесткий. Кроме того, я уже говорил о велосипедных маршрутах. Так вот велосипедистам, к примеру, нельзя останавливаться во время прохождения по маршруту в Ширяевском овраге. Они просто проезжают его без остановки. Таких зон много и нужно специально узнавать, где они находятся, чтобы отдыхать в парке, не нарушая правил.
– Сейчас, после того как были введены платные путевки на посещение парка, сократилось ли количество нарушений посещения парка?
– С начала открытия сезона было зафиксировано более 180 нарушений, когда туристы посещали парк без соответствующего разрешения. Но надо отметить, что все-таки к подобным проступкам мы относимся сдержано. Людей, которые посещают территории парка без путевок, мы пока предупреждаем. Так как многие из них говорят, что не знают о том, что необходимо было купить путевку. Конечно, если человек хочет узнать, то он узнает, и как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение. Но, тем не менее, пока что мы просто предупреждаем нерадивых туристов. Но в дальнейшем, конечно, будем применять санкции в виде штрафов.
– А каковы размеры штрафов?
– До 3000 рублей. Поэтому есть над чем задуматься туристам: заплатить за путевку 50 рублей или быть оштрафованным на три тысячи. Но оговорюсь, что размер штрафа во многом зависит от величины ущерба, нанесенного парку. Физические и юридические лица несут разную степень ответственности. За повторные нарушения санкция, как правило, возрастает.
– Какие правила необходимо соблюдать на территории национального парка, чтобы не быть оштрафованным?
– Самые элементарные – иметь путевку и ходить по тем маршрутам, где разрешено. Костры можно разжигать только в определенных местах. Понятно, что делать это нужно не в лесном массиве, а вблизи воды. К каждой путевке прилагается бланк правил посещения национального парка и его маршрутов. Путевку можно приобрести в любом из девяти лесничеств, где заодно туристы проходят инструктаж правил поведения на территории парка. Кроме этого, путевку можно купить у распространителей, имеющих специальное удостоверение работников национального парка. А также – в некоторых туристических фирмах, с которыми у нас заключены договоры на сотрудничество.
– Александр Егорович, а были ли случаи, когда люди заблудились. Насколько это реально?
– Вот последний случай произошел в начале июля. Двое молодых людей из Новокуйбышевска решили прогуляться по парку, никого об этом не предупредили. В итоге они заблудились, их искали трое суток. После этого родителям пришлось компенсировать все затраты на поиски. Хорошо еще, что живы остались, и все закончилось благополучно.
– Становятся ли туристы культурнее год от года?
– В целом понимание и отношение к природе, конечно, меняется. Люди начинают понимать, что территория национального парка – это особенное место и вести себя надо по-другому, нежели, к примеру, у себя на даче или в городе. Это происходит, в частности, из-за позиции работников и руководства парка. Мы стараемся жестко придерживаться своих принципов и при помощи убеждений и штрафов меняем отношение граждан к национальному парку. Необходимо понимать, что посещать «Самарскую Луку» никто никому не запрещает, просто для этого необходимо соблюдать определенные правила.
– Можно ли подсчитать ущерб, который ежегодно посетители наносят Самарской Луке?
– Это сложно оценить, потому что таких исследований, насколько я знаю, не проводилось. Знаю только, что от неорганизованного туризма один объект на территории национального парка, а именно Молодецкий Курган, очень сильно пострадал в прошлом году. Нам пришлось его закрыть и проводить восстанавливающие работы. Было вывезено 200 самосвалов с мусором. Помимо этого, очень сильно была вытоптана почва во многих местах, разрушены места проживания животных и произрастания растений. Оценить ущерб невозможно, потому что это несоизмеримые величины: природа все это богатство создавала в течение миллиона лет, а разрушено людьми это было всего за пять лет.
– Александр Егорович, не так давно шла речь о создании в Ширяево горнолыжного курорта. Что вы можете сказать по этому поводу?
– У нас есть планировка национального парка, где четко указано, где и какие объекты, в том числе, курорты и турбазы, можно строить. Могу сказать, что горнолыжного курорта на территории национального парка у нас пока нет, и я сомневаюсь, что его строительство возможно. В мире также существует практика, что курорты не создаются за территории особо охраняемых зон. Они должны строиться рядом с ними. Проект предполагаемого строительства обязательно должен пройти экологическую экспертизу. Если будут получены соответствующие согласования, значит этот вариант будет возможен. Но насколько я знаю, в свое время проект строительства горнолыжного курорта не прошел такой экспертизы. При желании можно найти множество вариантов расположения горнолыжного комплекса, не затрагивая территорий национального парка.
– Недавно произошел вопиющий случай, когда неизвестные вырубили на территории парка несколько сот деревьев в возрасте от 50 до 80 лет. Скажите, вандалы найдены, какое их ждет наказание?
– В данный момент возбуждено уголовное дело и идет следствие. У следствия уже есть подозреваемый, но называть его имя пока что рано. Этот человек просто решил проложить дорогу к нескольким домикам и церкви, которые находятся в его собственности. Для этого загнал в парк технику и выкорчевал сотни деревьев. Пока идет следствие, о наказании рано говорить. Но предварительный ущерб может составить более четырех миллионов рублей.
– Взамен вырубленных деревьев будут посажены новые?
– Конечно. Будут проводиться восстановительные работы. Ведь там не только вырубили деревья, там снят целый слой почвы до полутора метров глубиной. Поэтому сперва будут проводиться работы по рекультивации, ну а потом посадят новые деревья и растения.