2 августа — Международный день пива. Для Самары этот праздник как родной. Ведь именно здесь разливают знаменитое «Жигулевское». При этом основал завод иностранец, которого впоследствии считали шпионом. Какие секреты у него были? И как завод пережил две войны, революцию и перестройку? Публикуем интересные факты о предприятии и фотохронику от самарского телережиссера и краеведа Владимира Самарцева.
Дворянин австрийский
Основал Жигулевский пивзавод иностранец. В конце XIX века для России это не было диковинкой. Многие зарубежные бизнесмены открывали свой бизнес в России. Их привлекали дешевая рабочая сила и отсутствие конкуренции. Альфред фон Вакано выбрал для своего дела Самару. К тому моменту он уже имел опыт пивоварения.
За участок на берегу Волги иностранцу пришлось бороться с местным купцом Субботиным. Решающим фактором стали деньги. Фон Вакано перебил предложение самарца на 1 рубль. Для сравнения: булка хлеба в то время стоила 7 копеек.
Судя по договору, австриец получил участок в аренду на 99 лет — до 1979 года. Ежегодный платеж составлял 2021 рубль.
Завод уже был
Участок, который фон Вакано купил для своего предприятия, оказывается, уже был занят пивоваренным заводом. Его владельцем был купец Буреев. Но старые строения австрийца не устроили. Он снес их все и построил новые. Уже через год, в 1881 году, Жигулевский пивоваренный завод был полностью готов к работе.
Правда, вскоре бизнесмен понял, что один всё это не потянет. Он позвал в команду всё того же Петра Субботина и австрийского подданного Морица Фабера. Устав их товарищества подписал сам император Александр III.
Рецепты пива
Навыки пивоварения Альфред фон Вакано оттачивал в Германии и Чехии. А придуманный для своего завода рецепт он никому не доверял, кроме наследников. Первые сорта носили название «Бочковое Венское» и «Венское столовое».
Уже в советские годы этот старинный рецепт сделали ГОСТом. Свое нынешнее название пиво также получило в те времена. Считается, что его предложил нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян.
— Почему пиво, сваренное на Волге, носит такое буржуазное название? Почему бы не назвать его «Жигулевским»? — цитируют советского политика на самарском заводе.
Он же рекомендовал это пиво к производству по всей стране. Именно по этой причине «Жигулевского» в России так много. После окончания Второй мировой войны рецепты фон Вакано совершенствовал главный пивовар Александр Касьянов, имевший 40-летний опыт работы. При нем на заводе установили первые автоматические линии разлива.
Пивопровод!
В 1903 году фон Вакано открыл заведение под названием «Кухмистерская». Это пивная лавка для купцов и высоких государственных чинов. Авторами проекта были германские инженеры и архитекторы машиностроительной фирмы «Швальбе». По слухам, австриец провел туда пивопровод. Свежее пиво поставляли гостям пивной лавки прямо с завода.
Сейчас «Кухмистерская» является объектом культурного наследия федерального значения. Она находится на улице Красноармейской, 4. Кто знает, может, скоро пивопровод снова приведут в действие. В здании планируют открыть ресторан.
Фон Вакано был шпионом?
Мягко говоря, некрасивая история произошла с Альфредом фон Вакано во время Первой мировой войны. Производство пива остановилось. Цеха использовали для снабжения армии. Там установили мастерские, гранатную фабрику, два лазарета. Также австриец передал городу новую заводскую больницу, построенную на собственные средства, и обязался содержать и лечить раненых за свой счет до конца войны.
Но, несмотря на всё это, самого основателя предприятия и всю его семью подозревали в связи с австрийскими разведывательными службами и германским штабом. Проще говоря, считали шпионами. Сын Альфреда, Владимир, состоял австрийским консулом. Дочь Ольга работала в Вене в отделе русских писем.
В результате иностранца отправили в ссылку в Бузулук вместе с сыном Владимиром. Но он продолжал руководить заводом. Правда, и продать пытался — японцам. Но эта идея провалилась. В 1918 году Альфред фон Вакано уехал на родину в Австрию, провел там остаток жизни и умер в возрасте 82 лет.
Самара многое получила от иностранного мецената. Он построил газовый завод, участок городской канализации, проводил работы по благоустройству территории Драмтеатра и прилегающих к нему улиц.
Достояние народное
После революции завод был частично разрушен. За его восстановление и поднятие бизнеса взялись сыновья Альфреда фон Вакано — Лев, Лотар и Эрих. Но большая часть прибыли уходила на оплату налогов. И в результате они отдали свои акции Губсовнархозу.
29 апреля 1929 года Жигулевский пивоваренный завод стал полностью принадлежать государству вместе с правами на использование оригинальных рецептов основателя. В советские годы у завода открылась пивная «На дне», которая работает до сих пор. Посмотрите, как она менялась с годами.
Народным достоянием завод оставался до перестройки. В конце XX века предприятие получило статус акционерного общества. Сейчас пиво варят на европейском оборудовании.
Александра Ламзина