Жители Самарской области стали чаще разводиться, сообщает Самарастат. Так, по сравнению с январем 2023 года, в январе 2024-го число зарегистрированных браков уменьшилось на 12%, число разводов увеличилось на 6,4%. В целом по области на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 1497 распавшихся (в январе 2023 года — 1238).
Мы попросили юриста и психолога прокомментировать печальную статистику и рассказать, почему люди разводятся, что чаще делят, бывают ли истории чудесного примирения в последний момент. Наши эксперты: Ольга Белова — самарский семейный адвокат, Тамара Корнилова — самарский психолог, арт-терапевт.
Вы замечаете, что разводиться стали чаще?
Ольга Белова: Семейными делами я занимаюсь уже почти девять лет, ежегодно анализирую ситуацию с разводами в регионе. Печальная статистика свидетельствует о постоянном росте обращений за расторжением брака не менее чем на 20% в год. Даже мои скромные показатели постоянно растут, и, если в прошлом году я сопровождала в суде меньше 30 человек, то в этом году уже на 1 июня у нас 23 обращения. Конечно, можно списать что-то на удачный маркетинг и рост узнаваемости, но, боюсь, дело вовсе не в этом. Вместе с тем хочу отметить и позитивную статистику. Анализируя причины обращений, отмечаем увеличение числа импульсивных решений. В прошлом году нам удалось примирить четыре пары. В этом году подключили тяжелую артиллерию — психолога, совместно с которым удалось прийти к миру с тремя обратившимися только за два месяца совместной работы.
Почему люди чаще всего разводятся?
Ольга Белова: Я постоянно анализирую причины разводов своих клиентов. Это необходимо для определения стратегии и возможности примирения. Моя практика показывает, что основная причина — это отсутствие или нарушение коммуникации между супругами. Вариантов здесь может быть много: начиная от влияния старших, заканчивая допуском в отношения третьих лиц. Люди прекращают разговаривать между собой, доносить друг до друга свои проблемы, мысли и чувства. В итоге отдаляются и прекращают коммуницировать, становятся чужими друг другу. Это очень грустно, ведь зачастую на начальном этапе эта проблема решаема. Сотрудничая с психологами, я сталкивалась с разными ситуациями, когда люди приходили к нам разводиться, а уходили жить долго и счастливо.
Тамара Корнилова: Действительно, говорить «словами через рот» и без взаимных обвинений — исключительно важное умение. Проблема здесь чаще всего в том, что люди и себе не всегда могут объяснить, что конкретно не так и почему. Бывает, внутри накапливается такой ком из мыслей и чувств, что трудно это распутать. Важно также учитывать, что большинство семейных проблем имеют корни, запрятанные глубоко в подсознании. Например, в паре кто-то постоянно конкурирует или вытесняет другого, при этом сам страдая и не понимая, что происходит и почему он так себя ведет. Как будто «само собой», без собственного желания. Или вообще нет готовности быть близкими; доверять и любить кажется очень уязвимой позицией. Всё это решаемо, хотя и требует времени.
Почему супруги судятся, а не договариваются?
Ольга Белова: Считаю, что всегда есть возможность договориться, если правильно понимаешь правовые механизмы. Простой пример — взыскание алиментов. Можно до потери пульса ходить к приставам и пытаться взыскать алименты в твердой сумме, которые никто и никогда не выплатит. А можно сесть и договориться о сумме, которая устроит всех. Проблема в том, что между двумя сторонами утрачено доверие на момент, когда они приходят к юристу. В такой ситуации договориться бывает очень сложно. Однако работа в команде с психологом часто помогает преодолеть барьер.
Тамара Корнилова: Самое сложное — когда люди не хотят идти на компромиссы и договоренности, даже если это играет в очевидный плюс. Перевешивают обида, злость, иногда желание отомстить, а за всем этим — тонны боли. И тогда очень важно быть услышанным, поддержать себя, избавиться от этого груза, чтобы он не волочился дальше по жизни и не отравлял ее. Именно в результате такой работы получается сбавить эмоциональный накал, посмотреть на всё более трезво и прийти к соглашению с обеих сторон. Или совсем отказаться от судебных разбирательств, найти другие пути решения конфликта. Их ведь больше, чем один, но важно это увидеть.
Интересные случаи из практики. Что делили?
Ольга Белова: Чаще всего удается клиентов «уложить» в определенные рамки и не опускаться в процессе до дележа вилок и ложек. Но бывают забавные ситуации, когда предметом раздела выступает не столько имущество, сколько дети, домашние животные, какие-то предметы, не представляющие материальной ценности. Так, однажды супруги не могли поделить альбом с фотографиями. Их мало интересовало, кому достанется дом, машины, квартиры, даже на антикварный сервиз было всё равно. Но вот альбом с фотографиями с поездок — это был настоящий бой! Конечно, в судебном порядке всё это не делилось, но сама по себе ситуация... Мы предложили разделить фотографии поровну и создать два новых альбома. В итоге супруги окунулись в воспоминания и через три недели вернулись сообщить о прекращении бракоразводного процесса. Вот такие ситуации я считаю настоящей победой!
Тамара Корнилова: Конечно, это достаточно необычная ситуация. Зато она прекрасно иллюстрирует, что в каждой семье есть что-то очень ценное для двоих и часто это далеко не материальный вопрос. Найти снова эту ценность, вспомнить и возобновить — помогает избежать развода и улучшить отношения. Зачем вы когда-то решились на такой важный шаг, как брак? Чего ожидали и что было самое теплое и значимое для вас? Непростые вопросы, которые стоят внимания и ответа. Психолог может помочь вам ответить на них и еще десяток других, разобраться в себе. И, если развод всё-таки неизбежен, это позволит пройти все этапы менее болезненно и без больших потерь. Даже такой опыт в итоге оказывается бесценным и может повернуть жизнь в совершенно иную сторону.
А как у вас с семейной жизнью?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.