Уже 17 лет Валерий Владимирович и Светлана Владимировна Захарьяш из Сызрани дают крышу над головой, пропитание и безусловную любовь детям, которые не смогли получить этого от своих биологических родителей. Количество воспитанников семьи Захарьяш достигло четверти сотни. А прямо сейчас в их доме живут десять детей, больше еще никогда не было. Мы навестили это большое семейство.
Начните знакомство с семьей с нашего видеосюжета:
«Тишина и спокойствие начинают давить»
Светлана и Валерий в браке уже 32 года. Будущие супруги поженились, когда у женщины уже были две свои дочки. В браке родилась еще одна девочка.
Через пару лет после ее рождения семья переехала в частный дом. Девочки выросли, начали строить самостоятельную жизнь. Казалось бы, самый напряженный период, когда надо ставить на ноги троих детей, прошел. У супругов даже появилась первая внучка.
— В доме образовался вакуум. Да, сначала мы отдыхали. Тишина, спокойствие. А потом это начинает давить, начинает очень сильно напрягать. И вот тогда мы подумали о приемной семье. Это был 2007 год, старшим девочкам был 20 лет и 21 год, а младшенькой — 15 лет, — вспоминает Светлана.
Валерий и Светлана стали замещающей семьей. Это значит, что они берут к себе жить детей, находящихся в трудной ситуации. Детей кормят, воспитывают и после 18 лет выпускают в жизнь, если они готовы, конечно. Почти всех своих воспитанников супруги взяли из центра временного содержания «Островок».
Сначала супруги взяли только одну девочку. Но оказалось, где один ребенок, там и второй, и третий... В результате Светлана и Валерий стали брать на воспитание целые семьи по три и по четыре ребенка:
— Первой мы взяли девочку Ксюшу. Кстати, она была очень похожа на нашу дочку. И вот однажды мы приходим домой, а она плачет. Оказалось, что у нее есть двоюродный брат. Ксюша боялась, что его могут отдать в детдом. Мы сначала подумали, что с мальчиком нам тяжело будет. Мы же не привыкли к мальчикам. И перед самым Новым годом мы узнали, что его действительно отдают в детский дом. И прямо 31 декабря мы поехали и забрали его к себе. Оказался очень хороший мальчик, проблем с ним не знали. И после этого мы уже стали брать и мальчиков.
Последнего воспитанника супруги взяли 2 года назад. С тех пор у Захарьяш живут 10 детей. Плюс наш визит выпал на время, когда в доме гостил внук Светланы и Валерия.
«Не разрешаем называть нас мамой и папой»
Супруги брали детей самого разного возраста. Например, один воспитанник попал к ним уже в возрасте 17 лет. Мальчик прожил у Светланы и Валерия всего год, но даже в таком возрасте он всё равно нуждался в семье.
А однажды супруги взяли двойняшек, совсем крох. И возникла деликатная проблема: детки решили, что это их настоящие мама и папа.
— Потом еще и выяснилось, что они стояли в очереди на усыновление. И нам пришлось сказать деткам, что папа с мамой были на заработках, а они пока жили у тети и у дяди. И с тех пор мы никогда никому не разрешаем нас мамой и папой называть. Только тетя Света и дядя Валера. Пусть будет так, чем ребенок будет с натугой называть нас родителями, — рассказала Светлана.
А в основном к супругам попадали дети подросткового, самого «горячего» возраста. И такой резкий поворот в жизни не каждый воспринимал хорошо:
— Каждый ребенок по-своему это всё переживает. Кто-то в себе держит, кто-то, наоборот, выплескивает негатив. Конечно, когда берешь ребенка, тем более в переходном возрасте, нужно искать какой-то подход. Мы вот всегда объясняем, что мы не заставляем ребенка обрывать все связи с его прежней жизнью, не отрываем его от семьи. И некоторые понимали, что им желали добра, только когда сами становились родителями. Только тогда они благодарили и признавали, что были неправы.
«Мальчик ел только хлеб»
Еще один тяжелый вопрос — отношения родными воспитанников. Зачастую детей органам опеки приходилось забирать из неблагополучных семей.
— У нас есть мальчик, у него родители — наркоманы. Мы разрешаем им видеться с ребенком, потому что это его родители. Но ничего хорошего они ему дать не могут. Хотя такие детки очень привязаны к родителям. И они родителей защищают всегда. Наша первая девочка, Ксюша, была очень обижена на органы опеки за то, что ее забрали из семьи, — рассказывает Светлана Владимировна.
Да и сами родители далеко не всегда адекватно реагируют на то, что у них забирают детей:
— Бывало, родители приезжали прямо к нашему дому. А уж по телефону сколько мы всего выслушивали! Но мы люди не трусливые. У нас как-то всегда получалось их урезонить. Мы всегда готовы устроить встречу родителя с ребенком на нейтральной территории. Когда к нам приезжали, мы всегда первые выходили на улицу и убеждали, что ничего хорошего из этого не выйдет.
Как признаются Валерий и Светлана, они стараются воспитывать приемных детей как родных, просто чтобы показать, какие отношения должны быть в нормальной семье.
— У нас один мальчик пришел, он ел хлеб и пил чай. Всё, больше он ничего не ел. Он не знал, что существует что-то еще. Некоторые мальчишки не знали, что такое конфеты, что такое блины, — поделился своим удивлением Валерий Владимирович.
Про своих выросших воспитанников супруги шутят, что «президентом, конечно, никто не стал». Но вместе с тем никто не вернулся к той жизни, из которой его забрали:
— У первой вот девочки, у Ксюши, у нее уже двое мальчиков. У Алены дочка, у Татьяны дочка. В прошлом году мы здесь собирали встречу выпускников. Ни один наш ребенок не пошел по наклонной. Кто-то создал свою семью, кто-то нет. Но все дети стали порядочными и хорошими людьми.
Воспитательный процесс в промышленных масштабах
Хотя семья живет в частном доме, в нем всего один жилой этаж. Кажется тесноватым для такой оравы. Но супруги смогли распределить пространство: одна комната — для младших мальчишек, еще одна комната — для старших мальчишек, одна комната — для девочек. Еще в одной комнате располагается спальня Светланы и Валерия. Есть и гостиная с большим обеденным столом.
Поскольку у воспитанников семьи разница в возрасте значительная, старшие дети помогают возиться с младшенькими, например помогают с домашним заданием.
— У нас детки убирают дом, занимаются огородом. Девочки помогают мне, мальчики помогают мужу: дрова наколоть, снег убрать. У нас дача есть, 30 соток. Летом муж нас туда возил, а сам на подработку уезжал. Мы оттуда полный погреб картошки, моркови, лука и капусты привезли, — рассказывает Светлана Владимировна.
В доме есть отдельная хозяйственная комната. В ней стоят две стиральные машинки и сушилка, которые ежедневно запускают по несколько раз.
У противоположной стены два холодильника и морозильная камера, подобная тем, что стоят в магазинах.
Отдельная история — закупаться к 1 Сентября:
— Мы начинаем потихоньку закупаться к новому учебному году еще в конце предыдущего. Мы берем всё коробками: коробка тетрадей в клеточку, коробка тетрадей в линейку, упаковочка альбомов, упаковочка красок. Мы сами за всем ездим, упаковываем и грузим в машину.
«В день уходит килограмм сахара»
Продукты семья покупает почти каждый день, причем помногу. Как рассказывают Валерий и Светлана, самые маленькие кастрюли у них на 6 литров, а в основном они пользуются восьми- и десятилитровыми.
— Я знаю, что у нас в день уходит килограмм сахара. Конечно, запасаться продуктами на неделю вперед у нас не выходит, максимум на два-три дня. Я же не могу, допустим, купить свежей капусты или огурцов на неделю. Соль у нас целыми упаковками стоит, — рассказывает Светлана Владимировна.
Рацион в семье устоявшийся. С утра — это каши, в основном дети любят овсянку. На обед — обязательно первое: либо борщ, либо щи, либо другой суп. По словам Светланы, в последнее время у них стал популярен сырный суп с клецками. Причем детей подталкивают к тому, чтобы они сами себе готовили:
— Когда нужна помощь, я говорю ребятам, что нужно почистить, что нужно нарезать. На каникулах мы уже готовим прямо: готовьте сами. Это же будет им полезно, когда они начнут самостоятельную жизнь. У нас в семье традиция — мы каждые выходные печем блины: я замешиваю, а дети пекут по очереди, потому что теста получается очень много. В выпечке я уже не принимаю никакого участия, они сами распределяются.
«Финансовые проблемы есть всегда»
Конечно, жить такой семьей очень увлекательно. Но и суровую реальность никто не отменял. Светлана Владимировна ушла с работы еще в 2007 году, с момента образования приемной семьи. Валерий Владимирович не работает 2 года. Как замещающая семья супруги получают деньги, положенные на содержание ребенка. Но на этом помощь государства заканчивается. Выплат же хватает впритык, без излишеств.
— Финансовые проблемы всегда есть, потому что столько деток, денег нужно очень много. Сейчас обстановка такая, что всё дорожает. Дети растут, одежда изнашивается. А донашивать... Мы бы с удовольствием, знаете, прямо вот с удовольствием. Но так можно было в советское время. А сейчас нет. Сейчас на них всё горит, ничего долговечного нет — это во-первых. А во-вторых, мода меняется. А детки-то, они уже все-таки подростки. Им не хочется ходить в старомодном, — рассказывает Светлана Владимировна.
К тому же кто-то из выросших воспитанников, кто только-только ушел в самостоятельную жизнь, может обратиться за помощью:
— Если к нам детки обращаются, мы всегда помогаем деньгами. Если нет возможности, мы никогда не требуем возврата, это исключено. Если ребенок возвращает, мы не против, потому что ребенок чувствует ответственность.
Иногда приходится отказываться от запланированных покупок.
— Мы очень хотели купить бассейн на 5,5 метра. Мы когда посмотрели цену, мы ахнули: 80 тысяч! А мы под него уже палатку купили. Мы же всё покупаем по скидке. Вот мы увидели эту палатку, для нас это оказалось приемлемо, мы ее купили. А потом посмотрели: а бассейн-то в два раза подорожал.
От областного правительства семья получает скорее нематериальные бонусы: наградные часы, поездки по другим городам, фото в подарочном календаре.
Из-за нехватки денег в доме большой семьи встали ремонт подсобного помещения и облицовка фасада. Все работы супруги ведут самостоятельно. На помощь приходят воспитанники и зятья.
Еще один сложный момент — транспорт. В семейную машину все дети не вмещаются, в поездки приходится брать с собой только младших, а старших отправлять своим ходом.
— Вообще, я бы не отказался от микроавтобуса «Соболь», — смеется Валерий Владимирович.
Пока что брать новых воспитанников супруги Захарьяш не собираются. Только потому, что не хотят ущемлять в пространстве тех, кто уже есть.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.