Осенью готовимся держать кулачки за жительницу Самарской области на конкурсе «Учитель года России» 2024 года. А пока победитель областного этапа — учитель физики из поселка Балашейка Сызранского района Надежда Милославская рассказала 63.RU, кем хотела стать, почему в итоге выбрала физику, зачем до сих пор готовится к каждому уроку и какие физические понятия можно объяснить детям на примере гор и шлюзов.
«Решила, что если не сейчас, то уже никогда»
— Надежда Николаевн а, расскажите сначала, где будет проходить всероссийский этап конкурса и как вы к нему готовитесь.
— Летом планирую активно готовиться к конкурсу, первый тур которого пройдет в Саратове. Там выберут 20 лауреатов, которые поедут в Подмосковье. Первый тур включает в себя два конкурсных испытания: «Урок» и «Педагогическое интервью». Второй тур — это «Мастер-класс», «Блицтурнир» и «Брифинг» — диалог с членами Большого жюри, со студентами, с учениками и родителями.
— Как оцениваете своих конкурентов?
— Я обратила внимание, что у нас по Волге в основном идут физики. В Нижнем Новгороде победителем областного этапа стал учитель физики, в Казани — тоже учитель физики. Сейчас обстоятельства диктуют нам, что мы должны быть независимыми от других государств, у нас должен быть технологический суверенитет. А физика — это ключевой предмет в школе для подготовки будущих инженеров, чтобы они смогли обеспечить стране суверенитет и справиться с вызовами сегодняшнего дня.
— Почему решили поучаствовать в конкурсе?
— Учителю необходимо расти как в профессиональном, так и в личностном плане. То есть этот конкурс, я думаю, жизненно необходим учителю, чтобы стать лучше, подняться на новый уровень, пообщаться с коллегами и обменяться с ними опытом.
Конкурсные испытания были очень разнообразными, не всегда привычными для меня как для школьного учителя. К примеру, я никогда ранее не проводила мастер-классы для такой большой аудитории. Это члены жюри, родители, представители общественности, коллеги.
А других участников конкурса я бы конкурентами и не назвала. Мы были коллегами. Мы до последнего, даже перед объявлением победителя из пятерки лучших, сидели в креслах, держали друг друга за руки. И я была бы искренне рада за каждого из них, если бы они одержали победу. Здорово, что у нас такое братство получилось. Сейчас я понимаю, что стала на голову выше, чем была несколько месяцев назад. Рост колоссальный.
— Вы сами решили пойти на конкурс? Или вас выбрали на педсовете в школе?
— Когда я пришла работать в нашу школу, то буквально на следующий год уже принимала участие в конкурсе «Учитель года», это было в 2015 году. Прошла окружной этап, дошла на зонального, но тогда участие мое в конкурсе прекратилось. Прошло практически 10 лет — и я поняла, что тогда я что-то не доделала. И когда директор школы мне предложила поучаствовать второй раз, я немного подумала (наверное, в течение дня) и решила, что если не сейчас, то уже никогда. Сейчас у меня есть и силы, и возможности, и главное — желание. А тогда, в 2015-м, я была не готова к этому.
«Всегда знала, кем хочу быть, и документы подавала в один вуз»
— Вы преподаете только физику? И почему именно ее?
— Я преподаю только физику. Мой путь в профессию начался еще во время обучения в вузе в Самаре. В одной из школ в ноябре ушла учитель физики в декретный отпуск. И я решила им помочь, училась я тогда на последнем курсе Самарского государственного педагогического университета — и уже до конца года вела уроки в седьмом и восьмом классах. Потом, когда я окончила вуз, я пошла работать в Тольяттинский политехнический колледж (я сама из Тольятти). Затем вышла замуж, в 2014 году переехала в Сызранский район и с того времени работаю в Балашейской школе.
— В чём принципиальное отличие между школой сельской и школой городской?
— Я на самом деле очень рада, что работаю именно в сельской школе, хотя нельзя сказать, что наша школа маленькая: у нас 290 обучающихся, 17 классов, в параллели бывает 1 или 2 класса. Средняя наполняемость классов — около 17−18 человек. Есть возможность уделить внимание каждому ребенку. Но при этом наша школа не уступает городским школам в оснащении.
— А сельские и городские ребята как-то отличаются?
— Сельские ребята более душевные, я бы сказала. У нас в школе сложилась какая-то семейная атмосфера. В этом году в нашей школе один 11-й класс, где учатся всего три выпускника. За урок они выходили к доске по несколько раз. Но тем не менее это их не угнетало. Они, наоборот, следили, чтобы случайно их очередь не прошла, и действительно рвались к доске, им хотелось проявить себя. Они вполне комфортно себя чувствовали. Хотя это первый раз в нашей школе, чтобы в 11-м классе было всего три человека.
— Почему вообще выбрали педагогическую специальность?
— Передо мной выбор профессии никогда не стоял. Я всегда знала, кем хочу быть, поэтому и документы подавала в единственный вуз. На этот выбор меня вдохновил мой дед. Он ребенок войны, 40 лет проработал в сельской школе села Сиделькино Челно-Вершинского района. Сначала он был учителем химии и биологии, позже стал директором. Когда приезжали к нему, дедушка с особой гордостью, с трепетом рассказывал о своей работе. И жители села, видно было, с уважением, благодарностью к нему относятся. Даже на 90-летие к дедушке приходили его бывшие ученики и педагогический коллектив школы. Кроме того, у меня были очень хорошие педагоги в моей родной 83-й школе в Тольятти. Неравнодушные люди с горящими глазами. Они невольно, своим примером воспитали во мне любовь к профессии.
— У скольких классов вы ведете физику?
— Физика, как вы знаете, изучается в школе с седьмого класса. Я работаю как на уровне основного общего, так и на уровне среднего общего образования (в средней и старшей школе. — Прим. ред.). Старшие школьники больше на профессию нацелены, а учеников помладше приходится больше удивлять.
— А с кем проще и интереснее?
— Знаете, были такие моменты, когда я, например, учеников брала не с седьмого класса, а, например, в прошлом году учитель ушла на пенсию, и вот ко мне ребята пришли в 10-м классе. Вот это мне сложнее. Когда ребенка растишь с 7-го класса, сама закладываешь все азы, а потом, соответственно, легче работать. Но тем не менее всё получилось и в той ситуации, удалось настроиться с ребятами на одну волну.
«Детям интересно то, что с ними происходит»
— Знаю, что вы на своих уроках объясняете физику на примере простых бытовых вещей. Приведите примеры.
— Детям интересно не что-то абстрактное, а именно то, что с ними происходит, то, что может их окружать в повседневной жизни. Поэтому и задачи, и задания стараюсь строить таким образом, чтобы они были практико-ориентированными.
Я очень люблю путешествовать. И очень часто, когда мы изучаем тему «Кипение», я рассказываю ребятам, что в горах, например, температура кипения иная. И привожу в качестве аргумента собственный опыт и собственные наблюдения из поездок в горы.
Или, например, в прошлом году мы с семьей из Тольятти отправлялись на «Омике» в Ширяево и проходили через шлюзы Жигулевской ГЭС. Я сняла видео, показала детям на уроке принцип действия сообщающихся сосудов на конкретном реальном примере. Такой подход был у моего педагога в вузе, он всегда говорил о том, что нужно идти по пути от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. И он говорил, что на уроке физики маломальский эксперимент, пусть он будет простым, но обязательно должен быть. Физикой надо заинтересовать, а не просто учить механически решать задачи.
— Расскажите есть у школьников какие-то любимые темы в физике? И что вы делаете, когда тема, как сейчас говорят, «не заходит»?
— Нравится, наверное, всё, что связано с электрическим током. В 8-м классе начинаем собирать электрические цепи, вот это ребятам интересно. А если вижу, что тема не вызывает особого интереса, то привлекаю ресурсы, например, литературных произведений, использую межпредметные связи. Например, когда изучаем тему «Глаз и зрение», подтягиваем знания про строение человеческого глаза из биологии. То есть физику миксуем с биологией — и ложится это лучше.
— То есть получается, что каждый урок — это импровизация?
— На урок мы не приходим с чистого листа, в любом случае перед уроком всегда готовишься. Нельзя подготовиться раз — и дальше проводить уроки как под копирку. То, что актуально для одного класса, для другого совсем не подойдет. Каждый год находишь какие-то новые крючки, на которые можно детей «зацепить».
«Волнуюсь перед каждым 1 сентября»
— Вы работаете учителем физики 14 лет. А вспомните, с какими сложностями столкнулись в начале и как удалось их решить?
— Сразу после окончания вуза я пошла работать в колледж, имея за плечами небольшой опыт работы в школе. Моими студентами там были ребята чуть младше меня. Хотелось стать для них не просто учителем, а в то же время и другом, наставником, но при этом не допустить панибратских отношений. Сохранить этот баланс и было основной сложностью. В этой ситуации мне помогло то, что мы активно включились во внеклассную работу, то есть участвовали в акциях, посещали различные мероприятия, концерты, музеи, всё для нас было интересно. Я узнала личность каждого, и мы научились доверять друг другу, понимать друг друга. Помню такую историю. Моя первая группа в колледже. Сварщики. 30 мальчишек и одна девочка. Несколько ребят в составе рок-группы участвовали в концерте и пригласили меня. Я пришла — и они так гордились, что к ним на выступление пришел преподаватель.
— Наверняка, как молодой педагог, вы волновались, начиная занятие. Когда это волнение прошло?
— Знаете, я ловлю себя на мысли, что перед каждым 1 сентября наступает волнительный момент. Это происходит каждый год. И вот проводишь первый урок — и отпускает. И потом уже работаешь, как будто так и надо. То есть самое сложное сделать первый шаг, а потом уже всё пойдет как положено.
— Какие сложности в работе есть сейчас? Знаю, что многие педагоги сетуют на необходимость заполнять огромное количество документов и отчетов.
— Современный мир очень быстро меняется, и порой понимаешь, что ты не успеваешь за этими изменениями. А вот бюрократической нагрузки я на себе особо не чувствую. Не могу сказать, что прямо завалена бумагами.
— Вы сказали, что мир очень быстро меняется. А дети сильно меняются? Многим отличается поколение, которое было детьми, скажем, 10 лет назад, и нынешние дети?
— Сейчас ребята активные, творческие, целеустремленные, с богатым внутренним миром, с широким кругозором. Все изменения в духе нашего времени. Конечно, в эпоху гаджетов им порой не хватает живого общения, ребята перешли в виртуальную плоскость. Но во всяком случае в школе мы стараемся с этим бороться, чтобы телефонов на уроке не было. Но за пределами школы, безусловно, от этого не уйти. Мы и сами регулярно смотрим в телефон, согласитесь? Это уже неотъемлемая часть жизни, без этого нельзя. Но главное, всё должно быть в меру.
«Найти баланс между домом и работой очень сложно»
— А вы берете классное руководство? И сложно ли оставаться и учителем-предметником и одновременно решать внутриклассные вопросы не во вред предмету?
— Сейчас есть отдельные курсы внеурочной деятельности. Есть время классному руководителю поговорить с детьми на какую-то значимую тему.
— Никогда не возникало желания преподавать какой-то другой предмет, кроме физики?
— Я уже говорила, что себя видела только учителем, но как-то я больше тяготела к математике. То есть я понимала, что я поступлю на физмат и буду учителем математики. В школе шла на золотую медаль. Сдавала три ЕГЭ: русский, физику и математику. По иронии судьбы, по физике мне не хватило одного или двух баллов до пятерки. И в итоге я медаль получила не золотую, а серебряную. И тут уже делом принципа стало для меня поступить в вуз именно на физику. Вуз я окончила с красным дипломом. И еще ни разу не пожалела в итоге, что выбрала. Это мой предмет, в другом я себя не вижу. Пробовала в какой-то момент вести математику (у меня в качестве дополнительной специальности в дипломе прописано право преподавания математики). Но это всё равно не мое. Душа моя принадлежит физике.
— Часто можно услышать споры родителей и педагогов. Первые говорят, что учить должны в школе, а они детей должны любить, развлекать и лечить, если заболеют. А вторые говорят, что и родители должны принимать участие в образовании детей. Какое у вас мнение на этот счет?
— У нас в школе получается, что родители всегда вступают с нами в тесный контакт. Если у детей что-то с мотивацией, то мы приглашаем родителей, коллегиально приходим к общему знаменателю. То есть здесь, наверное, такая ситуация: учат в школе, но родители наши первые помощники в этом. А в вопросе воспитания мы первые помощники, то есть мы друг друга дополняем. И складывается такое триединство: ребенок, родители и школа.
— А что касается контроля и помощи в уроках со стороны родителей? До какого класса, по вашему мнению, это нужно?
— Дома, на первом этапе, мне кажется, родители должны приучить к этой самостоятельности. Контроль в любом случае вначале должен быть, ребенок должен понимать, как ему распределить время. Первокласснику самому, мне кажется, это будет сделать сложно. А если он в начальной школе приучился учиться, то потом в дальнейшем у родителей может быть какая-то контролирующая функция, но не довлеть над ним, а как-то, например, в беседе что-то спросить вскользь, чтобы на всякий случай проконтролировать. По крайней мере, со своими детьми я применяю такую тактику.
— А расскажите о детях. Сколько их у вас? Сколько им лет? И, может быть, кто-то из них уже сказал вам: «Я буду учителем физики»?
— Старшей дочери 12 лет, окончила 6-й класс. Она не говорит, что хочет стать учителем, но я вижу в ней задатки педагога. Младшей дочери 7 лет, и когда к ней приходят подружки, то старшая организует их, придумывает им какую-то игру, или сочиняет какой-то квест. Пока физика у старшей дочери не началась, так что всё может быть: возможно, этот предмет ее заинтересует. Но, может быть, и нет. Я ребенка, конечно, поддержу в любом начинании. Работа должна приносить удовольствие, по-другому быть не может.
У меня вообще получается, что профессия передалась через поколение: от деда ко мне. Но мама мужа — фактически моя вторая мама — учитель математики в Балашейской школе. И она стала моим наставником в образовательном учреждении. Так что, возможно, учителями будут внуки (смеется).
— Встречала мнение, высказанное детьми учителей, что им не хватало мамы, так как «она все время была на работе с учениками, а дома проверяла тетради». Как вам удается соблюсти баланс между домом и работой?
— Это на самом деле очень сложно. Домашним действительно не хватает моего общения. Мне повезло, что свекровь сейчас во многом мне помогает и в будни она часть моих материнских обязанностей берет на себя.
А вот выходные я стараюсь проводить только с семьей и уделять внимание детям по максимуму, чтобы они понимали, что семья у них есть и мама их любит и заботится.
Мы вместе любим путешествовать. Стремлюсь показать детям как можно больше. Причем ездим много и по Самарской области. Мне очень нравится наша природа. Недавно вот были в «Богатырской слободе» и вернулись оттуда с собакой (смеется). Что касается более дальних поездок, то были в Дагестане, в Калмыкии. Этот край после наших пышных зеленых ландшафтов удивил: голые степи, где едешь-едешь — домик, небольшое хозяйство — снова едешь километров 20 — еще один домик. Мы заехали в Элисту, там есть буддийский храм. Не смогли проехать мимо, задержались, чтобы посмотреть и познакомиться с культурой.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.