К чему готовиться студентам вузов и будущим абитуриентам? Останутся ли бакалавриат и магистратура или всё вернется к родному советскому специалитету? Что вообще ждет российское, и самарское образование после выхода РФ из Болонской системы? Об этом и другом мы поговорили с ректором Самарского государственного социально-педагогического университета, членом совета ректоров вузов Самарской области Олегом Мочаловым.
Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз. Болонская система образования — концепция, принятая европейскими странами в 1999 году. Официально ее преимущество заключалось в том, что студенты разных стран могут получить фактически два образования: получить степень бакалавра по одной специальности (обучение 4 года) и степень магистра по другой (2 года). Также студенты в Болонской системе образования могут учиться в тех странах, где также поддерживается эта система.
Наша страна подписала документ о вхождении в Болонский процесс в 2003 году. После этого в России постепенно стали внедрять тесты ЕГЭ, без которых дальнейшее распространение Болонской системы было бы невозможным. Таким образом, в России фактически отменили советские принципы получения высшего образования. Впоследствии ЕГЭ и сама Болонская система обучения в российских вузах встретили немало критики.
«Пока больше вопросов, чем ответов»
— В июне Россия вышла из Болонской системы образования? Что это значит для вузов?
— На самом деле история такова: еще в апреле 2022 года Евросоюз и США исключили Россию и Белоруссию из Болонского соглашения. Позже Госдума, а следом Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения РФ проголосовали за выход. Но срочно изменить систему высшего образования в России не получится.
Этим летом приемные кампании работали в прежнем режиме: по результатам ЕГЭ, кроме специальностей, где сохранился специалитет. Министр науки и образования Валерий Фальков в своих интервью рассказывает, что быстрого изменения не получится. Все студенты, кто поступает в этом году, окончили школу, контрольные цифры приема уже известны. И тут уже ничего нельзя изменить второпях. Более того известны уже и контрольные цифры приема на следующий год, то есть сколько человек мы сможем взять на бюджет. Изменят их или нет — сложно сказать. Пока больше вопросов, чем ответов.
Контрольные цифры приема — это количество мест, на которые идет набор. Выделяются отдельно бюджетные и платные места по каждому направлению на разные формы обучения.
— Главный вопрос, наверное, для будущих студентов — останутся ли бакалавриат и магистратура, или специалитет вернут на все специальности? Сохранится ЕГЭ в своем привычном виде?
— Сразу отказаться от ЕГЭ нелегко. Вузы и школы работают по такой системе 20 лет. Тем более ЕГЭ — это не элемент Болонской системы в чистом виде, он скорее подстроен под него.
Что касается обучения в вузах, то пока неясно, те, кто сейчас поступил на бакалавриат, окончат бакалавриат или в процессе обучения их факультет снова перейдет на специалитет. По идее те, кто уже поступил, должны и обучаться до конца на бакалавриате. А вот про тех, кто поступит на следующий год, сказать пока сложно.
Считаю, что по некоторым профилям подготовки правильнее будет вернуться к специалитету. Например, в истории и филологии. Последние годы у нас был бакалавриат и магистратура по всем специальностям, кроме творческих.
«Но лично я сторонник специалитета и лучших традиций советской и постсоветской системы образования»
Специалитет — уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста. Нормативный срок программы подготовки для получения степени (квалификации) «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает право поступления в магистратуру и аспирантуру.
— По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. Какого мнения придерживаетесь вы?
— С мнением Виктора Садовничего частично согласен. Всё зависит от конкретного вуза и конкретного факультета.
Когда Россия соглашалась использовать Болонскую систему, у нас была задача выйти на европейский уровень, чтобы наши студенты получали такое же образование, как в европейских странах, США и других государствах за рубежом. Чтобы была академическая мобильность, чтобы они приехали в другую страну и им зачли зачетные книжки. Такая задумка работала неплохо. К нам приезжали иностранные студенты, наши студенты ездили на обучение в другие страны. Сейчас отношения с европейскими странами испортились. И необходимость в Болонской системе уже так остро не стоит.
— Каковы плюсы и минусы Болонской системы образования?
— По учебным планам бакалавриата много часов отводится на самостоятельную подготовку. И не все студенты используют свое время на эту подготовку. Так что меньше стало аудиторных часов — это не очень хорошо. Здесь мы потеряли. Всё же нужно, чтобы на очных отделениях было больше насыщенных часами занятий в аудиториях. Это минусы.
А из плюсов — очень хороша была система получения двойного дипломирования. Студенты могли учиться, например, в Польше (или Германии, Турции и других странах, с которыми было соглашение) и получить там диплом, а студенты оттуда учиться у нас и получить одновременно два диплома — родной страны и российский. Сейчас такое соглашение расторгнуто. И непонятно, возобновится ли вообще.
«Мое мнение таково: каждая система образования конкретного государства должна обеспечивать нужды этого государства»
«Педагоги привыкли к быстрым изменениям»
— Встречала высказывание о том, что Болонская система не принесла российскому образованию никакого опыта. Вы согласны?
— Мы работали в этой системе более 10 лет, это приличный срок. Опыт приобретен, надо использовать. Где-то бакалавриат и магистратура на самом деле лучше специалитета. А где-то наоборот, как я уже говорил.
— Как считаете, сколько лет нужно вузам для того, чтобы уйти от Болонской системы?
— Целесообразно, чтобы этот переход длился один-два года.
— Долго ли педагоги перестраивались на Болонскую систему? Как сейчас, на ваш взгляд, пройдет переход назад?
— Тогда педагоги долго перестраивались, у многих было непонимание. Нужно было менять учебные планы, персональные учебные программы конкретной дисциплины, менялось расписание, список литературы, нагрузка преподавателей. Кому-то не хватило часов — и им пришлось уйти. Так что переход был сложный. Думаю, что сейчас выход из Болонской системы должен пройти легче. Опыт накоплен, педагоги привыкли к быстрым изменениям. Если нам дадут переходный период в один-два года, то, думаю, что переход будет достаточно легким.
— Министр образования РФ обмолвился в одном из интервью, что полный выход из Болонской системы будет отдан на откуп вузу и решать вопрос будут точечно на местах. Так ли это?
— Пока никаких указов и приказов на этот счет не принималось. Ждем. Сейчас всё на уровне обсуждения. Я думаю, через 3–4 месяца будет какая-то ясность и более четкое понимание.
«Здание ректората снесут»
— Олег Дмитриевич, предлагаю обсудить текущие дела вуза. Есть информация, что часть одного из корпусов на Антонова-Овсеенко в аварийном состоянии. Действительно ли это так? Планируется ремонт?
— Часть одного крыла здания действительно находится в полуаварийном состоянии, по зданию пошли трещины. Там занятия не ведутся. Ремонт запланирован. Заявка учредителю подана, ждем, когда выделят деньги на ремонт (скорее всего, это будут средства федерального бюджета). Сроки работ пока неизвестны.
— Как обстоят дела с прудом в студенческом городке на улице Антонова-Овсеенко?
— Пруд реставрирован. Сейчас он в ухоженном состоянии, реставрированы берега, очищено дно, сделаны дорожки вокруг него. В планах поставить на дорожках лавочки. Этого водоема изначально не было ни в одном реестре прудов. Большую яму для полива полей и огородов вырыли на месте пруда в начале XX века. У него нет нормального притока грунтовых вод, и его нельзя назвать прудом в прямом смысле. Но там якобы нашли краснокнижных тритонов. Из-за них и начались споры. Была мысль сделать на месте пруда сквер, но поскольку там обнаружили тритонов, то пруд сохранили и реставрировали.
— Что сейчас со стоянкой на территории вуза там же, на Антонова-Овсеенко?
— Стоянки на территории вуза уже нет. Сейчас это просто большая бесплатная площадка, где люди могут оставлять свои машины.
— Планируется ремонт корпусов на улице Максима Горького?
— Есть программа реконструкции здания-сундука (где расположена библиотека). Здание так называют из-за сферической крыши, это памятник промышленной архитектуры.
Корпусу еще в 1987 году присвоен статус памятника архитектуры регионального значения. Это строение в «русском стиле» построили в Самаре в 1903 году из красного кирпича. Раньше здесь была мукомольная мельница, принадлежавшая купцам Стройкову и Якимову. Предположительно автором строения выступил архитектор Щербачев. Производимая на мельнице самарская крупчатка высоко ценилась не только в России, но и на мировом рынке. В 1910 году здание мельницы перешло к новому хозяину, который дополнил облик строения арочным покрытием. После революции объект перешел в ведение педагогического института (тогда вуз назывался именно так).
Здесь будет создан современный корпус. Здание, где находится администрация, в том числе и ректорат, будет снесено. На этом месте построят амфитеатр, а прямо из сундука будет выход на улицу. Пока это только планы. Есть вероятность, что деньги выделят в начале 2023 года. Может, чуть раньше. Сейчас готовится проект.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.