Как сдать ЕГЭ на высший балл и при этом не умереть от перенапряжения? Ответ на этот вопрос мы узнали у выпускницы МГУ гимназии «Перспектива» Анны Мартиросян, которая с первого класса училась на отлично и недавно сдала два экзамена ЕГЭ на 200 баллов.
«Тесты по истории решала каждый день»
— Какие предметы ты сдавала и почему ты их выбрала?
— Русский язык, история, обществознание и английский язык. В какой-то момент я поняла, что меня интересует гуманитарная сфера, начала видеть себя в мире юриспруденции. Я всегда очень хотела именно стать юристом. Хотя всю жизнь считала себя технарем — до 10 класса даже участвовала в олимпиадах по математике и физике, выигрывала их.
— Когда ты начала готовиться к экзаменам, и как проходила подготовка?
— С начала 9 класса я готовилась к сдаче профильной математики, но потом передумала и с середины 10 класса начала готовиться к истории и гуманитарным предметам.
Процесс подготовки был сложный. Сна было катастрофически мало и в 10 классе, и в 11. Постепенно мозг переставал соображать. С друзьями я реже встречалась, меньше принимала участие в общественной жизни школы, реже ходила на танцы. Даже книги не успевала читать, не говоря о фильмах.
Я старалась распределять время: например, я тратила час на русский, час на историю, час на английский, обществознание, чередовала их. Весь день у меня «ходил». Также были репетиторы по истории и обществознанию, занимались 1 раз в неделю, но в школе учителя нам тоже много давали на уроках. Ещё я сама дополнительно готовилась.
— Какой предмет дался тебе труднее всего?
— Это обществознание, несмотря на то, что это мой любимый предмет. Я участвовала в олимпиадах по нему выигрывала в них. Обществознание объединяет несколько наук: и политологии, и философии, право. И для подготовки к ЕГЭ по нему нет единого пособия, из-за этого пришлось по крупицам собирать информацию из разных учебников, сайтов. Сложно было понять то, что теория не всегда совпадает с тем, что на практике, например, в экономической сфере.
Самой легкой оказалась история. У меня всегда был страх перед ней, думала, что сложно выучить столько дат, событий. Но у меня неплохая память, я даже не тратила время на заучивание. Я каждый день занималась историей, брала тесты и их развернутые части и готовилась по ним дополнительно. Смотрела лекции в интернете, читала книги. Была системная подготовка — каждый день повторяла, повторяла, повторяла.
— Есть ли у тебя секрет подготовки к ЕГЭ?
— Самое главное — это планирование и успешное распределение времени, чтобы не было, например, перевеса в сторону одного предмета. ЕГЭ никак не зависит от удачи, всё в руках человека. И не нужно бояться экзамена. Учителя иногда запугивают, что это страшно, что невозможно сдать на высокий балл.
Я хочу дать совет будущим 11-классникам: в апреле и мае дайте себе возможность немного освежиться. Если человек пойдет на экзамен в таком же моральном состоянии, в каком он находился на протяжении всего учебного года в 11 классе, то, скорее всего, результат будет не самым удовлетворительным — можно устать, перегореть.
— Как прошла сдача экзаменов?
— Все прошли благополучно. Я старалась себя настраивать на то, что это одно из жизненных испытаний. Но эмоционально самым сложным был экзамен по обществознанию, потому что это был 4-ый экзамен. К этому моменту у меня начали заканчиваться силы. Помню даже, что с утра я шла на экзамен и просто плакала.
Когда я получила первые 100 баллов по русскому языку, был небольшой шок, результаты уже пришли в школу, но на сайте еще не были. И пока своими глазами не увидела, не поверила. А когда пришли вторые 100 баллов по истории, 18 июня — я была, наверное, самым счастливым человеком на планете. Я даже расплакалась, но уже от радости.
«Танцы помогают работе мозга»
— Почему именно юриспруденция?
— Меня очень право интересует как наука. Плюс, мне очень важно, чтобы моя деятельность приносила пользу людям.
— Родители повлияли на твой выбор профессии?
— Они никогда не ставили передо мной какие-то рамки и всегда говорили, что я могу быть кем угодно — хоть актрисой, хоть художником. Мой папа сам заканчивал юридический факультет, поэтому он сначала засомневался: «Ты уверена, что хочешь стать юристом?» — «Да, пап, я очень хотела».
— Как проходила твоя школьная жизнь?
— Она была очень яркой. С первого класса на бессменной основе я была старостой, активно занималась общественной жизнью в школе. В гимназии есть видеостудия, мы выпустили много роликов. Есть газета, в которую я писала очень много статей. Я люблю писать, сочинять что-то. Также была министром культуры в ученическом самоуправлении гимназии на протяжении 2-х лет — у нас была команда единомышленников. С друзьями в школе тоже не было трудностей: только если в начальных классах, когда ещё все несформированные личности. Я легко выходила на контакт и никогда не считала себя какой-то особенной, несмотря на достижения, потому что главное — это твои человеческие качества.
— Как ты начала танцевать, и сколько лет увлекаешься ими?
— Мне было 8 лет, когда папа привел меня на армянские танцы в ансамбль Розанны Арутюнян. Я хотела узнать культуру Армении, приблизиться к этой стране. Я познакомилась с армянами в этом ансамбле. Так я поняла, что у меня есть две Родины — и Россия, и Армения. Это было главным занятием на протяжении жизни, и они помогали мне даже в учебе: когда есть физическое занятие, физическая нагрузка — это всегда лучше, так как мозг лучше соображает, лучше работает.
«Хочу работать в МИДе»
— Что тебя вдохновляет?
— Я обожаю сам процесс обучения, получения новых знаний. Если говорить про книги, которые вдохновили, то это, например, «Путин на мировом татами» — история развития В.В. Путина, как он добивался своих успехов в политической жизни. Она дала мне много мотивации для развития и что всё возможно. Из фильмов — последний, который я смотрела, был «Маргарет Тэтчер». Этот фильм тоже очень замотивировал.
А примером для меня был мой папа. Это человек, который ставит перед собой цели, достигает их, и для него нет никаких непреодолимых трудностей. Я смотрю на него с восторженными глазами и хочу быть как он: сильной и самостоятельной.
— Куда ты хочешь поступить? Кем ты видишь себя после школы?
— В МГИМО, МГУ, школа экономики и МГЮА имени Кутафина. Сейчас меня ещё ждет сдача вступительных испытаний: в МГИМО по английскому языку и в МГУ по обществознанию.
Вообще у меня есть небольшая мечта: работать в министерстве иностранных дел. И я думаю, как раз-таки можно было бы это связать с юриспруденцией, например, быть юристом-международником.
— Будут ли полезны твои знания и после ЕГЭ?
— Я не согласна с теми, кто считает ЕГЭ бесполезным экзаменом. Учитывая, что я планирую стать юристом, для моей профессии и по жизни важна история. Она учит людей не повторять ошибок, которые были в прошлом. Это касается и русского языка — важно быть грамотным.
И я не согласна с утверждением, что отличники — это люди, у которых все однотипно в жизни, которые хорошо учатся на хорошие оценки. Наоборот, это люди, которые ставят пред собой цели и их достигают. Когда человек амбициозный, целеустремленный, это понадобится в принципе ему по жизни, не только в школе.
— Есть ли запасной план?
— Если не получится стать юристом, то я пойду работать хореографом, буду заниматься армянскими танцами, развиваться в этой сфере. И развивать армянскую культуру в России, помогать ребятам, которые живут в России, чтобы они не забывать о своей стране, о своем народе.