В Центре истории авиационных двигателей Самарского национального исследовательского университета имени академика Королёва появился новый внушительный экспонат. Сюда привезли турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney JT9D.
Турбовентиляторный двигатель не стоит путать с турбовинтовым, поскольку у первого винт находится внутри двигателя, а у второго — снаружи в виде пропеллера.
Двигатель стоял на самолете одной из российских авиакомпаний, но сейчас его вывели из эксплуатации «по выслуге лет». В Самару его привезли автопоездом из подмосковного Жуковского.
— Для того чтобы двигатель уместился в полуприцеп, нам пришлось частично разобрать его входное устройство. Мы специально назначили доставку на выходные дни, когда плотность движения на трассе М-5 и в Самаре поменьше, — рассказал инженер кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Илья Лейковский.
Двигатель в разы больше взрослого человека. Его диаметр — 2,4 м, длина — 3,4 м, масса — более 4 т. Он станет самым большим экспонатом в коллекции университета наряду c советским Д-18Т.
— Несмотря на то что экспонат сняли с производства, он всё равно станет замечательным учебным пособием для студентов-двигателистов. Это яркий пример инженерной смелости и инновационности, подкрепленных исследованиями и точным расчетом, — рассказал директор университетского Центра истории авиационных двигателей Владимир Зрелов.
Двигатель JT9D создали специально для первого в мире широкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета Boeing-747, который вышел на авиалинии в 1970 году и за свои огромные габариты получил прозвище «Джамбо Джет» (от англ. Jumbo, что означает «гигант» или «слон»). На протяжении 37 лет этот самолет оставался самым крупным пассажирским авиалайнером мира. Он служит в качестве президентского борта для глав 12 стран мира.
Широкофюзеляжный самолет — пассажирский самолет с фюзеляжем от 5 до 6 м в диаметре. Это позволяет разместить в ряду 6–10 кресел.
Своей популярностью «реактивный слон» обязан именно двигателю JT9D. Без него гигантские «Боинги-747», которые весят по 448 т, просто не поднялись бы в воздух.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.