— «Сдайте в фонд школы» — для меня эта фраза, как красная тряпка для быка. Я этого не делаю принципиально, потому что ни разу не видела, чтобы в учебном заведении действительно что-то ремонтировали. Актовый зал как будто специально оставили нетронутым со времен Советского Союза, а слой краски на полу некоторых кабинетов скоро будет выше порога. Глядя на это все, я попрощалась со своим внутренним меценатом и завязала потуже карман.
Знакомые молодые учителя рассказывали, что их буквально заставляют просить деньги. Мне встречались разные педагоги. Видела тех, кто хоронил себя под гранитом науки во имя знаний учеников и не просил ни о чем. И тех, кто готов был съесть своих подопечных живьем вместе с портфелем, если родители вовремя не сдали деньги. Эти люди преподали мне уроки во всех смыслах. Зачастую дело даже не в самом факте постоянных поборов, а в том, как относятся к ребенку, если пополнить карман школы нечем.
Сама я училась в учебном заведении с повышенными требованиями к умственным способностям детей и финансам родителей. К знаниям претензий нет — база действительно хорошая. Но вот после постоянного третирования со стороны учителей в более зрелом возрасте мне понадобилась помощь психолога. Воспитывалась я в неполной семье, мама деньги не сдавала, потому что не было, а требовали в итоге с меня. Помню, как стояла у парты, виновато склонив голову, когда с меня спрашивали, когда уже кто-то сдаст в фонд класса за меня. Делали это исключительно публично, как будто прилюдное унижение может исправить финансовое положение.
Это сформировало во мне очень устойчивый комплекс неполноценности. Тогда еще маленькой девочке четко дали понять, что без денег ты никто. Напомнить об этом лишний раз никто не упускал возможность. Я не ездила с классом в поездки и даже не была на выпускном, потому что сумма сбора на этот праздник жизни была больше маминой зарплаты.
Я отдала ребенка в школу «попроще» и все равно не дотягиваюсь до нужного уровня даже на цыпочках. Безусловно, хочется дать своему чаду все, но оно ему точно нужно?
Поговорила с подругами, в среднем они тоже сдают 2000 рублей в фонд класса, еще пару тысяч на дополнительные учебные пособия. Да, по закону образование бесплатное и учебники школьникам выдают, но вот для лучшего усвоения материала нужны разные тетради и методички. Я не против — раз на пользу учебному процессу. Но не могли бы они стоить в пределах допустимого с точки зрения родителя, а не тех, кто на этом наживается.
Покупка учебников — еще терпимо, в моем детстве мы вообще почти все покупали за свой счет. Но после покупки парт в класс и шкафов я закрываю эту лавочку и больше ни на что никому не сдаю.
Более того, считаю, что ремонт в муниципальных школах обязаны делать за счет государства, иначе я не понимаю, за что плачу налоги. Про дефицит бюджета слышала, спасибо. Но если ничего не делали со времен правления первого российского президента, то я еще больше начинаю сомневаться во всей этой истории.
Когда я работала руководителем отдела, у меня тоже возникали проблемы с организацией, финансированием, решением бытовых задач. Да, хотелось, чтобы сотрудники где-то ужались, а где-то решили вопросы за свой счет. Мне так было бы проще. Но однажды мой руководитель напомнил мне о том, кто такой директор. Это было моей задачей — выбивать и требовать для своих сотрудников, иначе зачем я заняла эту должность. Так в моем понимании и в школьной системе — не нужно решать проблемы за счет родителей.