![Как в Тольятти делают дроны. Мы побывали на производстве, переехавшем из Белгородской области Завод находится в ОЭЗ Тольятти и выпускает мирные дроны, например, для сельского хозяйства | Источник: «Транспорт будущего»](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/c8/fd/d5c8fd26304a4f0a22a8ba26c8e9f01f/656x376_1_d8a8c78dec3a31997b2664089cd2a8f3@1256x718_0xjib5VUMx_5122395724115146461.jpg.webp)
Завод находится в ОЭЗ Тольятти и выпускает мирные дроны, например, для сельского хозяйства
— Это лучше один раз увидеть, там все, правда, красиво! — говорили мне коллеги, узнав, что я хочу посмотреть на то, как устроен завод «Транспорт Будущего», расположенный в Особой экономической зоне Тольятти.
«Транспорт будущего» — российская группа компаний, которая разрабатывает, производит и эксплуатирует беспилотные авиационные системы. Основана в 2021 году в Белгородской области, а в декабре 2023 года первая очередь заработала в Тольятти.
Завод занимает два корпуса в Особой Экономической Зоне (ОЭЗ) Тольятти. Самостоятельно добраться можно на любой маршрутке, которая едет до остановки «ОЭЗ». Из Автозаводского района туда едет автобус № 36а.
О том, что за завод работает в Особой экономической зоне Тольятти, кто там работает и что выпускает — смотрите в репортаже TOLYATTY.ru.
![На входе — серебряный спутник, который стремится в космос и намекает на перспективность производства | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/c7/57/adc757128c8f263b2e9eecc1b41e3dd4/525x700_1:5763_9710195480a7d8a5d9616bdd1f189bec@1620x2160_0xdw8HQ42Q_2750479442476504706.jpg.webp)
На входе — серебряный спутник, который стремится в космос и намекает на перспективность производства
Весь завод — два огромных пространства, где нет цехов в их привычном понимании, нет ощущения замкнутого пространства и дышится легко.
Условных зон две, они разделены между собой большой стеклянной стеной, на верху которой светится огромная плазменная панель, демонстрируя полет БАС (так называют беспилотные авиасистемы в среде профессионалов).
Атмосфера в принципе чем-то напоминает аэропорт — теряется ощущение завода. Много стекла, металла и воздуха. В центре — зеленый оазис. Так выглядит место для кофе-брейков сотрудников.
![Там за условными перегородками — рабочие места для самих работников и резидентов компании, разработчиков и производителей беспилотников | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/a6/f6/9aa6f675b3746e86d6c32c9a37ae6a21/656x492_1:5763_01145bbcf098cabba822daa90698da85@2560x1920_0xsge2BIxJ_7753716567718386640.jpg.webp)
Там за условными перегородками — рабочие места для самих работников и резидентов компании, разработчиков и производителей беспилотников
![Это место отдыха заводчан. Есть, где кофе попить, пообщаться с коллегами | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/01/80/70/01807090473af8e482a520492c10e326/656x492_1:5763_f09642132c7aae3bd94b9719bc1875d6@2560x1920_0xjND1zSQC_5324844675367704925.jpg.webp)
Это место отдыха заводчан. Есть, где кофе попить, пообщаться с коллегами
![Еще одна лаунж-зона | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/18/b5/f418b5046d4ef787f5ea7d092708caaa/656x492_1:5763_8a2069a26114202124043c23e9f83a08@2560x1920_0xKsCSYWls_0640031363454840518.jpg.webp)
Еще одна лаунж-зона
Оборудование высокотехнологичным и управляется с помощью программного обеспечения. Например, для выпуска деталей из авиационного алюминия используют лазер. Зрелище, которое на участке лазерной резки разрешили наблюдать через небольшое окошко, по-своему гипнотическое: ярко-зеленый луч скользит по большой металлической пластине и время от времени режет её, оставляя мини-отверстия.
На участке сборки электродвигателей операции выполняет робот. Умная машина перемещается по цеху, самостоятельно выбирает необходимые запчасти и переносит их на «нос-платформе» в нужные места. Ощущение, будто находишься в центре научно-фантастического фильма, — я сразу вспомнила «Восстание машин».
Тем не менее, управляют машинами люди: опытные специалисты с разрядами. Зарабатывают неплохо — от 90 тысяч рублей на руки, плюс бесплатные обеды и трансфер до работы
Сотрудники предприятия трудятся по субботам и воскресеньям — на заводе запустили круглосуточные линии. В режиме 24/7, к примеру, производят винты для дронов.
Этот этап можно описать так: в специальный отсек загружают гранулы полимера, которые аппарат расплавляет, превращая в вязкую массу. Затем она стекает в формы и, застывая, образует лопасти. Оператор станка отвечает за программирование, контролирует процесса от начала до конца. Готовые винты вылетают в специальный отсек, как попкорн в кинотеатре — они легкие и прочные.
Когда все компоненты готовы, будущий беспилотник едет на сборку, а затем на зарядку — в него устанавливают аккумуляторы мощностью 2,6 киловатт-час. Для сравнения: одного мегаватта достаточно, чтобы обеспечить энергией 400 уличных светодиодных фонарей или зарядить 10-20 электромобилей.
![Сотрудник предприятия Ильдар (он смотрит в камеру) рассказал, что пришел сюда полгода назад, говорит, что работа ему нравится | Источник: «Транспорт Будущего»](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/d9/24/f6d9247d69d8fe67cc6b3bf5e75acb11/656x438_1_ef4caebd381449d0826abf08b1eab622@5000x3333_0xLCxUxM1H_6549983464406279985.jpg.webp)
Сотрудник предприятия Ильдар (он смотрит в камеру) рассказал, что пришел сюда полгода назад, говорит, что работа ему нравится
![А тут аккумулятор устанавливают в готовый беспилотник | Источник: «Транспорт Будущего»](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/88/fe/e688fe3e2b4d07cc4c4765e10bcd856f/656x438_1_a79f406685aec8b375200b2cdd775f41@1280x853_0x6ejOu1Es_6880441917182703620.jpg.webp)
А тут аккумулятор устанавливают в готовый беспилотник
![Эта мощная птичка готова и ждет своего часа испытаний | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/46/dd/2a46dd3711238feea4352f4c32f64e58/525x700_1:5763_1e0dadeeb9cc037c5f6ea3f7faca3eb4@1620x2160_0xK1vYCB7v_3613064018042313050.jpg.webp)
Эта мощная птичка готова и ждет своего часа испытаний
![Эти дроны тоже дожидаются тестирования | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/20/de/d2/20ded2013011eecc8297cfc1b99d2c56/656x492_1_ce002d815bf68b488a1946eace3e316c@2560x1920_0xZtS8rHKb_9475455431335388616.jpg.webp)
Эти дроны тоже дожидаются тестирования
Следующий этап после сборки — проверка качества. Чтобы проверить готовый дрон на прочность, на испытательном стенде его раскачивают из стороны в сторону, поднимают вверх и вниз, трясут, резко бросают, тянут вверх, так много раз, пока специалист не убедится: все на месте и сидит прочно.
Посмотреть, как устроен тольяттинский завод дронов изнутри, пускают всех желающих и даже довозят до производства на большом автобусе, встречая на остановке «ОЭЗ». Такой день на заводе устраивают два раза в месяц.
Потом на закрытой площадке начинаются летные испытания проходят на закрытой площадке. Сначала беспилотник проверяют на механические повреждения с помощью систем искусственного интеллекта, которые контролируют действия пилота и механика.
Следующий этап — предполетная подготовка, когда дрон тестируют на подвесе. И только после проверки корректности выполнения команд летная группа переходит к воздушным испытаниям: устанавливают аккумулятор, проверяют каркас и целостность лопастей, подключают пульт и запускают дрон, разрешая отлететь ему на 15 метров.
На втором запуске — это тоже часть тестирования — специалист меняет стартовую геометрию, усложняя задачу «птичке».
![В такой комнате дроны испытывают на прочность. За процессом следит специально обученный человек | Источник: Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/91/ac/78/91ac788977888aad5c32d9aa3cdee792/525x700_1:5763_1067be32d4a7a60d65dbd9b2dcab37b2@1620x2160_0xPWH46QrZ_0898857773916181811.jpg.webp)
В такой комнате дроны испытывают на прочность. За процессом следит специально обученный человек
![Детям, которые пришли на день открытых дверей, дают потрогать запчасти — огромные, но тоже очень легкие винты | Источник: «Транспорт Будущего»](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/5f/e6/dc5fe6d105905bf008e60f8b4156ebf6/656x438_1_a49d35c1aa1e34d222c13176688aa4cf@3543x2362_0x5dUDV5B5_3288643193548824026.jpg.webp)
Детям, которые пришли на день открытых дверей, дают потрогать запчасти — огромные, но тоже очень легкие винты
«На воле» БАСы тестируют только над полями и крупными водоемам и постоянно следят за передвижением «птичек» в режиме «здесь и сейчас». Для этого на заводе работает большой центр управления полетами. И да: места полетов жестко регламентируют. Небо для дронов бывает и закрытым из соображений безопасности.
Где применяют БПЛА из Тольятти? В «Транспорте Будущего» сказали, что выпускают их для сельского хозяйства — там их используются для подкормки полей и обработки от вредителей. Такие БАСы называются агродронами.
Такой дрон может летать 20 минут при температуре до минус десяти градусов, переносит на себе 40 литров жидкости и обрабатывает до 18 гектаров, не касаясь насаждений. Фермерам это важно — дроны, в отличие от, например, трактора, не мнут пшеницу и подсолнечник.
Еще в «Транспорте Будущего» сказали, что начали тестировать модель S-80 в логистике — для доставки товаров до 20 кг от склада до центра выдачи заказов. По плану разработчиков, дрон будет доставлять груз до постамата или даркстора, а уже оттуда получатель сможет забрать его самостоятельно.
Хотели бы посмотреть такой завод?
![Юлия Дроглева](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/54/11/dd5411eeced04918e8dd90f2a6ce6f03/1170x1170_0xkYBM4z9z_3866112179754678858.jpg)
Эксперт
Уважаемые читатели, у TOLYATTY.RU есть группа во «ВКонтакте». Здесь вы можете не только читать все наши материалы, но и предлагать свои новости, фото и видео. И таким образом активно участвовать в жизни нашего города!