Стоит ли сейчас закупаться на несколько месяцев вперед, как изменятся цены, исчезнут ли товары с полок и что будет, если Россия начнет печатать деньги, чтобы обеспечить оборонный бюджет. Об этом и многом другом мы поговорили с почетным президентом Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрием Яковенко.
— Главный вопрос, который интересует, пожалуй, всех, — что будет с экономикой, грядет ли рост цен на какие-то товары?
— Как мы видим, пессимистические прогнозы не подтверждаются — товары есть, в том числе и импортного производства. Это с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, что сейчас даже розетки и вилки мы закупаем за рубежом. Если в отношении России начнут действовать дальнейшие санкции, тогда может повториться ситуация конца 80-х годов, потому что мы ни продовольствием, ни промышленными товарами народного потребления обеспечить себя не можем.
— Вы сказали, что Россия, на ваш взгляд, не может обеспечить себя ни продовольствием, ни промышленными товарами. На основании чего вы сделали такие выводы, ведь власти говорят о более радужных перспективах?
— Есть стратегия продовольственной безопасности, которая принята как правовой документ. Разработана такая стратегия и в Самарской области. Это обычные правовые документы — отсюда можно сделать вывод, что у нас есть проблемы в этой сфере. Кроме того, достаточно зайти в магазин, и мы увидим количество импортного шоколада и других продуктов питания, то же самое можно сказать о промышленных товарах. Понимаем, что значительную часть товаров мы сами не производим.
Да, мы выпускаем отечественные автомобили. Наверное, с годами те, кто не будут иметь возможность покупать иномарки, пересядут на отечественные. Но это будет не сразу. И АВТОВАЗ одномоментно не запустит объем производства, который был, скажем, в 1999 году. Нужно вернуть и подготовить специалистов. Такие же проблемы и в других сферах.
Система оплаты, которая существует сейчас, не стимулирует людей идти на производство. Мы должны понимать, что нужны квалифицированные кадры, достойно оплачиваемые и достойно подготовленные. А среднее специальное образование мы угробили. В Самаре, например, осталась половина техникумов от тех, какие работали в 80-е годы.
— Как именно дальнейшие санкции, на ваш взгляд, скажутся на обычных гражданах? Какие товары или продукты исчезнут из продажи?
— Мы наблюдаем, что сейчас резко сократилось разнообразие предлагаемой электроники. Электронику мы в принципе никакую не производим. И чем жестче будут санкции, тем сложнее станет поставлять ее из-за рубежа. Говорим здесь и о бытовой технике, и о компьютерах. Также понятно, что Россия — страна, которая производит фрукты и овощи сезонно. Соответственно, весной и зимой почти 100% фруктов и значительную часть овощей привозят из-за рубежа. Вот следующая позиция, которая может сильно обедниться или исчезнуть с прилавков. При этом наши друзья — Китай, например, — не способны на этих рынках заместить всех остальных поставщиков. Кроме того, в Россию импортируются рис, кофе. В некоторых магазинах мы еще можем видеть на прилавках санкционные товары, например итальянские макароны или какие-то соусы. Думаю, что постепенно и этого на прилавках станет меньше.
— Какие еще факторы влияют сейчас на экономику России в целом и Самарской области в частности?
— На сегодняшний день цены на энергоносители выросли, это играет на руку нам. Сейчас приближается зима, и закупать эти энергоносители зарубежные страны будут в том числе и у нас. Это плюс. Но надо учитывать, что расходы на оборонку растут в России в геометрической прогрессии. Наш военный бюджет не выдерживает никакой критики. Кое-кто из руководства не понимает, что жить надо соразмерно доходам, иначе не избежать коллапса. А ему быть.
— В чем именно будет выражаться коллапс?
— Весь вопрос в том, что мы с вами не имеем грандиозных запасов активов, которыми можно распоряжаться. Возьмем, к примеру, Азербайджан. Там есть государственный нефтегазовый фонд. Если в бюджете не хватает денег, можно перенести средства из фонда в бюджет и потратить. У нас же все активы и месторождения частные. Если говорим о том, что мы будем увеличивать оборонный бюджет, то вопрос — за счет каких средств? За счет включения печатного станка? Как только он будет включен, начнется инфляция, которая была в начале 90-х. Но тогда народ имел хоть какую-то подпорку после 80-х годов и как-то мог выжить, а сейчас люди продолжают нищать.
— И всё-таки в конце разговора вернемся к первому вопросу. Хотелось бы услышать от вас прогноз, какие именно товары подорожают в ближайшее время, еще до наступления коллапса (если он наступит), и стоит ли закупаться впрок?
— Спрогнозировать сейчас, какой именно товар и на сколько подорожает, сложно. Мы должны надеяться на лучшее, но и понимать, что на всю оставшуюся жизнь не накупишься. Мы не знаем пока, как будут меняться цены. При этом экономисты говорят, что самый ликвидный актив — это деньги. Мой совет: не тратить сейчас деньги, скупая товары бездумно, а хранить их в банке, лучше в стеклянной. (Смеется.)
А вы заметили рост цен?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.