Тольяттинский театр юного зрителя «Дилижанс» показал зрителям свою трактовку произведения солнца русской поэзии «Борис Годунов». Она, судя по впечатлениям театралов автограда, получилась запоминающейся.
Житель Тольятти посетил премьеру и написал рецензию, где рассказал о своих впечатлениях. Публикуем авторскую колонку Сергея Сызганцева. Далее — от первого лица.
Итак фабула. Русское царство, конец XVI, начало XVII веков. Шурин умершего царя Фёдора Иоанновича Борис Годунов затворяется в монастыре и думает о своей судьбе. Бояре перешёптываются, обвиняя Годунова в убийстве маленького царевича Дмитрия, а народ, падая на колени, молит Годунова о правлении. Всё ещё колеблясь, он принимает волю народа и надевает корону. Спустя несколько лет в Чудовом монастыре пожилой монах рассказывает своему послушнику Григорию Отрепьеву о том, как новый царь когда-то пролил кровь младенца, которому суждено было взойти на престол — он бы сейчас был ровесником молодого монаха.
Отрепьев давно сетует на жизнь в четырёх стенах и судьба убитого наследника его пленяет. Он сбегает из монастыря, объявляет себя чудом выжившим царевичем Дмитрием и идёт на Москву, чтобы занять своё «законное» место на престоле.
Для петербуржца Евгения Зимина пушкинская трагедия, написанная в лучших традициях Шекспира, — третий опыт работы с «Дилижансом». В 2019 году он поставил современную версию «Преступления и наказания» Достоевского, а в 2021 — клубную интерпретацию «Мёртвых душ» Гоголя — «Чичиковlive». В обеих постановках Зимин позволил себе отойти от оригинала, сочетая приметы времени разных эпох — от внешнего вида персонажей до лексикона.
В своей новой работе совместно с «Дилижансом» Зимин идёт по тексту Пушкина, но с небольшими сокращениями и сменой акцентов. Главной действующей силой Зимин делает сам народ, чья недальновидность, обида и злость спровоцировали Смуту. Поэтому «Борис Годунов» театра «Дилижанс» сейчас воспринимается как горькое высказывание о действительности — пусть через призму истории, но направленное, несомненно, к сегодняшнему дню, когда повсюду тлеют пожары, а народ опять — «безмолвствует».
Трагедию Пушкина в своё время ругали за искажение исторических фактов и несценичность: писатель опирался на спорное исследование Николая Карамзина, который утверждал, что царевича Дмитрия убил именно Борис Годунов, а масштабность трагедии противоречило драматургическому закону единства времени и места — пьеса переносит зрителя из окрестностей монастыря, в котором затворился Борис перед восшествием на престол, оттуда — в келье Чудового монастыря, а потом — на Литовскую границу и царские палаты.
Евгению Зимину, на мой взгляд, удалось решить проблему широкой географии и соединить локации практически бесшовно: пол сцены был устлан мягким покрытием, похожим на тёплые одеяла: с внешней стороны — чёрный цвет, с обратной — белый. Когда локация менялась, актёры просто переворачивали покрытие, обозначая смену места действия, а световое решение (работа художника по свету Тараса Бортника) иллюстрировало таинственные сумерки монастырской кельи или светлые тона царских покоев.
Иногда актёры укутывали друг друга в эти «одеяла», как бы подчиняя персонажей своей власти, как, например, в сцене убийства детей Годунова — Фёдора (Никита Черных) и Ксении (Ксения Ворожейкина). А в другом моменте Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий (Павел Зотов), прячется от стражников, завернувшись в одно из покрывал.
Но наиболее крепкими связующими звеньями трагедии стал главный герой этой трагедии — нет, не Борис Годунов, а сам народ. Переходящая из сцены в сцену толпа людей — это живой организм, некоторое существо, которое негодует, сочувствует, хихикает, стонет, перешёптывается, поёт хором или тянет «бом-бом, а-амба», изображая колокольный звон… Зимин делает из массовки, в которую входит чуть ли не вся театральная труппа, главным механизмом пьесы, который толкает основных персонажей на переворотные изменения и управляет сюжетом: в начале народ умоляет Годунова взойти на престол, в конце — идёт во главе с самозванцем на Кремль, прославляя Лжедмитрия.
Одежда у народа в спектакле выполнена в соответствии с окружением: серые ватники, стилизованные под русские народные кафтаны и кокошники, меховые шапки и черные маски — «бороды» (мастера по пошиву костюмов — Юлия Иванович, Лариса Стрижакова).
На фоне однотонного, но вездесущего народа статная фигура самого Бориса Годунова несколько теряется. А ведь его сыграл сам художественный руководитель «Дилижанса» Виктор Мартынов — как и Зимин, он учился у ленинградского театрального режиссёра Зиновия Яковлевича Корогодского, поэтому сам спектакль — это некоторая дань уважения мастеру. Годунов из Мартынова — красив и величественен, но из-за какой-то природной мягкости и интеллигентности самого Мартынова ему противоречивому персонажу не хватает той доли лукавства и жёсткости, которая необходима сюжету. На Годунова-Мартынова приятно смотреть, а в момент его смерти даже получается ему сопереживать, но никак — не бояться или презирать из-за убийства царевича.
Зато, словно бы в противовес Годунову, постановка Зимина богата яркими второстепенными персонажами. Так из актрисы Ирины Храмковой получилась роковая искусительница Марина Мнишек, решившая с помощью Лжедмитрия добраться до царского трона; самозванец в исполнении Павла Зотова — безумный и сильный лидер с обезображенным лицом (Зотов сам себе накладывал грим), особенно это видно в сцене ополчения, когда Лжедмитрий стоит в центре сцены, а от него в обе стороны идут полотна — возникает имитация огромного корабля с флажками и капитаном-ладьёй. Актёры Пётр Зубарев и Дмитрий Зарывных играют и вовсе несколько ролей — Шуйского, Мнишека, Мисаила и Воротынского, Вишневецкого, Варлаама соответственно.
В самом конце, когда Борис Годунов умирает, а его дети убиты восставшими боярами, на миг возникает по-гоголевски немая сцена — «народ безмолвствует» — пушкинская ремарка. На победоносный возглас бояр о свержении власти и провозглашении нового правителя — самозванца и преступника народ отвечает молчанием и замешательством. Вроде бы, всё, чего они добились, свершилось, но какой ценой? На место цареубийцы взошёл другой цареубийца, за одной Смутой наступает другая — может быть, ещё кровопролитнее.
На вопрос, что будет дальше, Зимин, как и Пушкин, не отвечает, а предлагает подумать зрителю. Но и у того, наверное, не найдётся нужных слов.
Пойдете на спектак?
Самую актуальную информацию о жизни Тольятти читайте в нашей группе во «ВКонтакте». Вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео, которые мы опубликуем.