Впервые за 51 год в Самарской области не проходит Грушинский фестиваль. Традиция, которая сложилась больше полувека назад, оказалась нарушена. Или же нет? 63.RU решил добраться до Фестивальной поляны и разведать обстановку. Что из этого вышло — читайте в нашем фоторепортаже.
«Груша» умерла...
Слухи о возможной отмене фестиваля ходили уже давно. Кто-то считал, что «Груша» уже не та. Что многочисленные организаторы настолько перетянули одеяло на себя, да так, что оно порвалось. Да и прошлогодний скандал с попыткой сделать мероприятие патриотическим также давал о себе знать.
В итоге в середине мая и сами организаторы «Груши», и региональные власти заявили — фестиваля не будет. Для этого нашли несколько объяснений. Во-первых, возможные проблемы с безопасностью, во-вторых, неподготовленность и реконструкция поляны, в-третьих, особый противопожарный режим.
А чтобы у любителей посидеть у костра и попеть песни под гитару не было соблазна прийти на Фестивальную поляну, в Самарской области ввели несколько ограничений. Во-первых, за несколько километров до площадки выставили патрули из лесной охраны, полиции и сотрудников ЧОП. А во-вторых, электрички в предполагаемые даты проведения фестиваля просто проезжали «Платформу имени Грушина».
...да здравствует «Груша»
Практически сразу после отмены Грушинского фестиваля начали появляться разнообразные альтернативы. Первой стал организованный властями фестиваль «На Грушинской волне», где на полную врубили патриотические настроения. Вплоть до создания сцены «Zа Победу».
Также несколько энтузиастов решили организовать свои турслеты с песнями под гитару. Первой стала «Разгруша», о которой мы подробно поговорим еще чуть позже. Также недалеко от села Черноречье пройдет «Песне быть!», и около Пискалинского взвоза — туристко-песенный слет по подготовке к 80-летию Валерия Грушина. И организаторы некоторых из них попросили участников отказаться от обсуждения политики.
Как нам удалось узнать, похожие мероприятия решили проводить и в других регионах. Например, в Ульяновской области.
Так что дух «Груши» еще долго будет жить. Но уже, скорее всего, не на Мастрюковских озерах.
Километры под солнцем
Несмотря на официальную отмену «Груши» и создание ее альтернатив, мы решили провести разведку. Первой целью мы поставили осмотр Фестивальной поляны, а второй — встречу с энтузиастами. И обе задачи мы выполнили успешно. Но обо всём по порядку.
Сначала мы решили построить маршрут до Мастрюковских озер. Так как электричка не останавливалась на «Платформе имени Грушина», а вокруг локации наверняка были бы кордоны и патрули, наша группа придумала следующий план. На машине мы доезжали до станции Мастрюково и оттуда пешком по лесам и вдоль железнодорожных путей шли бы до временно исключенной станции и поляны.
По предварительным подсчетам, поездка бы заняла около 1–1,5 часа. И еще столько же нам бы пришлось идти пешком с рюкзаками и аппаратурой за плечами.
Примерно так, кстати, и вышло. Эти семь километров мы вряд ли когда-нибудь забудем. Правда, наш фотограф Роман Данилкин несколько дней назад и не такое расстояние преодолевал.
Правда, мы ожидали встретить в пути гораздо больше местных жителей. Но по дороге навстречу нам шла только одна женщина, которая уверенно заявила, что никаких патрулей она не видела, да и кордонов никаких в лесах не стояло. Это вселило в нас уверенность, и мы пошли дальше.
Но нет, спустя несколько минут в лесу мы увидели шлагбаум, а за ним — сотрудников Государственной лесной охраны.
— Мы только недавно заступили на дежурство, с обеда. Вы — первые, кто сюда пришел. Пропустить дальше мы не можем. Там еще несколько патрулей стоят, и дальше по дороге, и в других точках, — заверили нас лесники.
Однако нас это не остановило, и мы нашли способ обойти блокпост.
Еще несколько километров мы прошли вдоль железнодорожных путей, пока не вышли на пустынную «Платформу имени Грушина».
Здесь мы устроили небольшой перерыв. Пока наша команда переводила дух, навстречу нам вышла еще одна женщина. Она представилась смотрительницей этой станции.
— С одной стороны, хорошо, что фестиваль отменили, и электричка здесь не останавливается. Нет людей — нет мусора! А с другой... Сюда приезжало много людей с разных регионов. В основном, все цивилизованные люди, не ломали, не буянили, — поделилась с нами смотрительница.
Еще один встреченный нами местный житель посетовал, что местные власти немного перегнули с запретами.
— У меня жена вышла собаку выгуливать. Ей сказали — не заходите в лес, нельзя. Пожароопасная ситуация, — пожаловался мужчина. — А то, что фестиваль отменили — это грустно. Я сам много лет приходил, с друзьями мы спускались, пели песни. А сейчас этого нет. А жаль.
Сама же тропинка от платформы до лестницы выглядит ухоженно. Ее засыпали свежим мелким гравием и в самом начале выставили указатель. На щите — напоминание о запрете нахождения в лесах, который действует до 7 июля 2024 года.
«Журналюг сюда не пускать!»
А уже около самой лестницы на Фестивальную поляну нас встречает суровая сотрудница охранного предприятия. Мы, естественно, представились и объяснили цель своего визита сюда. Женщина начала переговоры со своим руководством.
— Журналюг сюда не пускать! Ни в коем случае! Им тем более нельзя здесь находиться! И фотографировать тоже! — прохрипел из рации начальник смены.
Единственное разрешение, которого нам удалось добиться — это пройти на несколько десятков метров вправо и влево от конца тропинки. Но с нас взяли слово не спускаться к озерам. Да даже если бы мы и хотели это сделать, риск велик. Склон непригоден для «дикого» спуска, и здесь можно легко получить травмы.
Поэтому мы послушно походили вправо-влево, сделали несколько снимков и решили продолжить наше путешествие. Ведь нам надо было найти туристов!
«Разгруша»
Еще в пути на машине мы добавились в чат слета «Разгруша» и получили координаты места сбора. Ориентируясь по ним, спустя еще несколько минут мы сначала доехали, а потом и дошли до поляны.
По пути нас встретила толпа веселых молодых людей. Оказалось, что они шли на озеро, чтобы охладиться в жаркий день. А заодно они рассказали, как отнеслись к отмене «Груши».
— Мне кажется, у того, старого фестиваля назревал кризис. Его раздирали на части из-за разных идеологий. И вот в итоге получилось то, что получилось. Мы же стараемся вспомнить ту теплую и ламповую «Грушу», которая была лет 20 назад. И, мне кажется, у нас это получилось, — рассказал нам один из участников слета Константин.
Недалеко от озера в тени деревьев расположилась и сама поляна слета.
Здесь уже было несколько палаток, а рядом — импровизированная парковка.
Территорию оградили сигнальной лентой и поделили на несколько зон. Здесь была «сцена», которую как раз на наших глазах готовили к вечернему концерту,
Организатор турслета Тимур Галеев с удовольствием рассказал нам о мероприятии.
— Для меня это не первый опыт организации. В 2021 году, во времена коронавируса, мы уже делали такое. Здесь как раз и собрались. Так что в этот раз, когда «Грушу» отменили, собрать людей удалось довольно быстро. Чат в Telegram, группа Vk. Там мы еще фото и видео публикуем, — рассказал Тимур Галеев. — У нас есть несколько требований и правил. Первое — здесь находятся адекватные люди. Во-вторых, никаких разговоров о политике. В-третьих, не создаем проблем, как внутри группы, там и с властями или лесниками.
Сам мужчина приехал сюда еще в прошлое воскресенье, 30 июня. И постепенно на поляну приехало еще около 60 человек. Причем такое количество участников слета Тимур считает оптимальным.
— Это небольшая группа, уютная. 500 человек — это слишком много, муторно, небезопасно. Кому это надо?
Большая часть палаток отведена под проживание. Но также нам удалось увидеть шатер бытового назначения, который назвали «кухней», а также туалет и тент «пресс-службы» слета.
Пока мы общались с Тимуром, на поляну приехало еще несколько человек.
В основном все участники мероприятия местные, из Самары и Тольятти.
Из-за запрета на разведение костров туристы пользуются для приготовления еды плитками. Благо, многие из них еще привезли генераторы и аккумуляторы. От них же питается и оборудование сцены, в том числе и прожекторы.
И какой же слет без сувениров! И, как оказалось, они тоже самодельные. Некоторые участники щеголяли в футболках с талисманом-грушей, другие носили на шее небольшие гитары, третьи — пили чай из кружек с логотипом мероприятия. Их дизайн придумали также сами туристы и любители песен под гитару.
Кроме молодых людей, на поляну приехало немало и ветеранов «Груши». Они также поделились своими мыслями о происходящем:
— Я приезжаю сюда почти 40 лет. Крах фестиваля был ожидаем. Как пел Юрий Визбор «Всё на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось». Когда в игру вступили деньги, то всё начало рушиться, — пояснил свою точку зрения турист Александр.
«Разгруша-2024» закончится в воскресенье, 7 июля. И ее организаторы надеются собраться еще и еще раз. Кажется, именно в таких фестивалях больше духа «Груши», чем в самой «Груше».
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.